Николай Павлов – предприниматель из Орска – много лет собирал раритетные автомобили. Его автопарку может позавидовать любой коллекционер. Впрочем, теперь уже завидовать нечему. Николай выставил на продажу свою уникальную коллекцию, в которой есть, например, первый советский лимузин – правительственны
«Чтоб открыть очаг культуры. Чтобы люди приходили, дружили, общались вместе. Собирались в культурном месте. Именно днём. Не по ночам, как сейчас везде, во многих местах принято, а днём собирались. Показывали свои таланты. Развивали что-то в себе».
История Николая нетипична для нашего времени. Бизнесмен увлечён идеей здорового образа жизни. Несколько лет назад он уже открыл для жителей Орска спортивный клуб. Денег не хватало, взял кредит. Потом Николай создал спортивно-культурный центр. На этот раз в пригороде Орска. И снова пришлось брать кредит и частично продавать собственный бизнес: у Павлова несколько магазинов сантехники и спортинвентаря. Николай говорит, что делает это для того, чтобы люди поняли: отдыхать можно без алкоголя и сигарет. А вредные привычки поможет вытеснить спорт.
Дом Культуры, который сейчас строит Николай – пока ещё наполовину сбывшаяся мечта. Покупка здания бывшего кинотеатра «Октябрь», потребовала нового многомиллионого кредита. Николай знал, что ремонт влетит ему в копеечку, но такого масштаба разрушений предвидеть не мог. Пришлось поменять крышу, поставить новые окна и лестницы, заменить проводку. На ремонт ушло 15 миллионов рублей. Но для завершения работ нужно ещё четыре. Вот почему Николай продаёт свои старинные машины:
«Отдаю подешевле. Вот брал за 25, отдаю за 15. Чисто символическая цена».
Предприниматель не сомневается: его мечта стоит затрат. Ведь молодёжи Орска, кроме как в ночных клубах, негде проводить свободное время. Так пусть приходят в Дом Культуры и занимаются танцами и спортом. Выгоды от своего предприятия Николай не ждёт. Занятия в досуговом центре будут бесплатными, как и в двух других его клубах.
Николай обходится без спонсорской помощи. Он привык рассчитывать только на свои силы. Впрочем, если спонсор всё-таки найдётся, Павлов будет очень рад. Но пока желающих вложиться в проект нет:
«Друзья поддерживают, говорят: «Колян, давай, чё, молодец!». Но в то же время тоже недоумевают. Говорят: «Коль, этим заниматься должно всё же государство, а не ты».
И всё-таки Николай уверен: Дом Культуры будет достроен и открыт. Тем более, что его уже с нетерпением ждут люди. А что касается старинных машин, то от своего хобби Николай не отказывается. И после открытия ДК намерен создать музей ретро-автомобилей.
В программе использованы материалы телеканала «НТВ».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема