Эта история сродни той, о которой рассказывается в легендарном фильме «Простая история». Героиня киноленты – Саша Потапова – волей случая становится председателем колхоза и умудряется поставить его на ноги. Правда, в отличие от Саши у нашей героини за плечами Сельхозакадемия. Но наличие диплома не исключает трудностей и не заменяет опыта. А ведь Наталья Оленёва в 22 года стала председателем колхоза, который кроме долгов в два миллиона не имел практически ничего.
Наташа с детства мечтала о собственном хозяйстве. Поэтому двух мнений насчёт того, куда поступать после школы, не было. Каждое лето студентка Сельхозакадемии приезжала на практику в родное село Ивановское. Видя, как разваливается местный колхоз «Ветлуга», Наталья решила, что именно сюда она приедет потом работать. Её однокурсники после окончания ВУЗа устроились в городских офисах, а Наталья - единственная из 130-ти выпускников - надела резиновые сапоги и отправилась в глухую деревню. Уже через четыре месяца её - молодого экономиста - выбрали председателем колхоза. Начинать пришлось фактически с нуля. Поля были заброшены, техника сломана, животные голодали, люди работали «за спасибо». Да и тому обстоятельству, что колхоз возглавила «зелёная девчонка», рады были далеко не все. Вспоминает доярка Любовь Николаева:
«Так, видишь, некоторые сомневались в ней. Сомневались, что вот она молодая, что она неисправимая бывает. А потом, видишь, она уже пошла, и пошла, и пошла и все вот. У неё получается. Она и старается».
Первый год работы стал для Натальи настоящей школой выживания. Пришлось расстаться с половиной нерадивых работников, восстанавливать ферму, заниматься ремонтом техники и даже учиться управлять трактором. Сегодня Оленёва шутит, что после такой школы она может и поле вспахать и принять роды у коровы. А тогда Наталье пришлось в буквальном смысле слова «выплывать»:
«Крутимся, вертимся. Допустим, мы сразу начали возить молоко в город, в магазины. Хотя тоже много говорили: «Зачем тебе, какие фляги? Зачем ты машину убиваешь?».
Наталья сама ездила в магазины и договаривалась о ценах на молоко. Сама покупала запчасти. С колхозниками нередко приходилось ссориться. Порою после выяснения отношений, хотелось всё бросить и уехать, но коровы смотрели на председателя такими грустными глазами, что мысли об отъезде улетучивались. Каждое утро Натальи начинается с посещения коровника:
«Ну, во-первых, проверить накормлены ли они. Проверить напоены ли они. А вдруг у меня девчонки захотят, забастуют и не выйдут. Коровы будут голодные».
Долгосрочных бизнес-планов Оленёва не строит. Конечно, ей хочется вывести колхоз на новый уровень: купить новых коров и новое оборудование, поменять технику, разбить всюду клумбы. Всё это ещё впереди. А пока Наталья радуется тому, что колхоз просто жив: предприятие работает, коровы доятся, люди получают зарплату. В том, что «Ветлуга» рано или поздно превратится в образцовое крестьянско-фермерское хозяйство не сомневается никто. «Наталья далеко пойдёт», - говорят даже те, кто поначалу не верил, что в российской глубинке ещё осталась молодёжь, готовая взять на себя ответственность за судьбу своей малой родины.
В программе использованы материалы «Пятого канала».
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема