Максим Лысаковский приехал в Ливадию, что на южном побережье Приморья, из Владивостока. В тот жаркий июльский день он решил покататься на водном мотоцикле. Собирался на один пляж, но неожиданно для себя поехал на другой. Случайность, как выяснилось потом, спасла жизни десяти человек.
Эта счастливая десятка теперь не понаслышке знает, что такое девятый вал. Он налетел неожиданно. Ведь день был солнечным, а море ласковым и мирным. Всё изменилось за считанные минуты. Солнце исчезло. Побережье заволокло туманом. В бухте появились громадные волны. Они-то и накрыли трех купальщиков, не успевших выбраться на берег – Алексея Ковальчука и его друзей. Вот, как потом вспоминал Алексей про те страшные минуты:
Алексей Ковальчук, пострадавший: «Был абсолютно трезвый, адекватный. Зашли неглубоко — по грудь. Только ноги оторвали от дна, и понесло в море. Помню только, что плыл, плыл. Друг мой начал звать на помощь. После этого момента не помню ничего».
Отчаянные крики о помощи донеслись до пляжа. Их услышала компания молодых людей. Ребята, прихватив надувной матрас, кинулись спасать утопающих. Но бушующее море побороть трудно. Особенно, если нет специальных навыков. Со стихией боролись 10 человек, сил с каждой секундой становилось все меньше. Помощи ждать было неоткуда. Барахтающиеся в воде люди уже успели попрощаться с жизнью, когда из тумана неожиданно вынырнул парень на гидроцикле. Мгновенно оценив обстановку, незнакомец по очереди вывез на берег участников этого трагического заплыва. Сначала двоих парней, которые поддерживали находящегося без сознания Алексея Ковальчука. Добровольный спасатель Максим Лысаковский до мельчайших подробностей помнит, как всё происходило.
Максим Лысаковский: «Рванул туда. Туда подъезжаю — там парни: один прыгнул ко мне на водник, затащили Алексея. Он за руку его подтянул, чтобы хотя бы голова была над водой. И потихоньку рванули к берегу».
Потом Максим Лысаковский вернулся к тем семерым, что остались в море и из последних сил держались за надувной матрас. Ненадёжное плавсредство быстро уносило в море. Аквабайкер взял матрас на буксир и доставил на берег. Исчез спаситель так же неожиданно, как и появился. Даже не назвал своего имени. Героя пришлось разыскивать через интернет-сообщество. Искали целую неделю. Нашли по фотографии. Максим рассказал, что в тот злополучный день уже уходил с пляжа и вытаскивал из воды свою технику, когда увидел, что тонут люди. Вернулся в воду, не думая о том, что рискует своей жизнью. Мысли были другие: лишь бы успеть, лишь бы спасти. Успел. Спас. Чуть было не утонувший Алексей Ковальчук будет помнить об этом всю жизнь и не хочет откладывать встречу с Максимом
Алексей Ковальчук: «Очнулся уже в карете скорой помощи, потом опять провал в памяти и очнулся уже в реанимации. В дальнейшем, как поправлюсь, я планирую с ним встретиться и лично пожать руку».
А Максим Лысаковский искренне не понимает, почему вокруг него поднялась такая шумиха, считает, что никакого подвига не совершил. Быть в центре внимания он не привык и смущается оттого, что теперь его называют «героем на гидроцикле». У тех же, с кем могло случиться непоправимое, на этот счет своё мнение. Для них Максим Лысаковский навсегда останется героем.
В данной программе использованы материалы интернет-портала «Вести Приморье».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема