«Стирать случайные черты, чтобы увидеть, как прекрасен мир». Это не красивые слова, написанные поэтом, а тяжёлая будничная работа. Делает её Елена Соколова – инвалид-колясочник из Воронежа. Каждый день Елена вместе с мужем Станиславом выезжает в лес. Не для того, чтобы дышать свежим воздухом, а для того, чтобы воздух действительно стал свежим.
Лес, расположенный в черте города, пользуется у воронежцев большой любовью. Желающих, что называется, «культурно» отдохнуть на природе предостаточно. Только вот после себя они оставляют целые горы мусора. Под каждым кустом красуются бутылки, пустые пачки, одноразовая посуда. И всё это убирают супруги Соколовы. Вдвоём: она в коляске, он рядом.
Уже 19 лет Елена борется с коварной болезнью. У молодой женщины рассеянный склероз. Однако Елена не сломалась, не замкнулась в себе. Вместе с мужем вырастила сына и дочь. Преодолевая боль, каждый день поднималась с кровати. И каждый вечер отправлялась на прогулку в лес. Не одна, конечно. Со Станиславом Елена знакома ещё со школы – они учились в одном классе. И с тех пор неразлучны.
Однажды весной, когда в лесу стаял снег, Елена ужаснулась. Такого количества мусора она никогда не видела. И больше не хотела видеть. На следующий день Соколовы привезли с собой несколько больших пакетов. Убрали одну поляну. Через день – вторую. Потом третью. Так и стали санитарами леса. Свою привычку наводить порядок под деревьями называют семейным хобби. Тем, кто не мусорит в лесу, готовы пожать руку, а о любителях оставлять за собой следы Станислав говорит так:
Станислав Соколов: «Здесь же ведь лес весь в окопах. У нас как? Если яма, значит, надо бросить».
Понимая, что людям нужно постоянно напоминать о бережном отношении к природе, Елена решила нарисовать и развесить в лесу таблички. Даже имя дала каждой полянке. Сейчас на деревьях красуются дощечки с нарисованными на них цветами, божьими коровками и призывами: «Не губи природу!», «Не забудь убрать за собой!», «Отдыхай, не оставляя следов!». Эмоциональную Елену потрясло, что эти наивные лозунги подействовали на любителей пикников – мусорить стали гораздо меньше. А многие компании сами приходят сюда с мешками и уходя, не оставляют ни одного фантика. От таких результатов Елена чувствует себя гораздо лучше. Говорит, очень помогает осознание того, что даже больная она может сделать что-то полезное для родного города и его жителей.
Супруги Соколовы стараются сохранять инкогнито. Ведь работают они не ради славы. И благодарности не ждут. А ждут понимания, поддержки и доверия. Последнего, по мнению Елены, пока не хватает:
Елена Соколова: «Мы смотрим, наблюдаем картину: пенсионерка подходит. Внуку говорит: «Посмотри, какая прелесть! А знаешь, кто это сделал? Наверняка наше поколение. Поколение 75-летних. То есть только мы должны быть так. А молодёжь – она пустая». Мы стоим, мы хотим закричать из-за спины. У нас суперская молодёжь. У неё есть будущее. Но только немножечко если напоминать об этом будущем».
В данной программе использованы материалы «5 канала».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия