«Стирать случайные черты, чтобы увидеть, как прекрасен мир». Это не красивые слова, написанные поэтом, а тяжёлая будничная работа. Делает её Елена Соколова – инвалид-колясочник из Воронежа. Каждый день Елена вместе с мужем Станиславом выезжает в лес. Не для того, чтобы дышать свежим воздухом, а для того, чтобы воздух действительно стал свежим.
Лес, расположенный в черте города, пользуется у воронежцев большой любовью. Желающих, что называется, «культурно» отдохнуть на природе предостаточно. Только вот после себя они оставляют целые горы мусора. Под каждым кустом красуются бутылки, пустые пачки, одноразовая посуда. И всё это убирают супруги Соколовы. Вдвоём: она в коляске, он рядом.
Уже 19 лет Елена борется с коварной болезнью. У молодой женщины рассеянный склероз. Однако Елена не сломалась, не замкнулась в себе. Вместе с мужем вырастила сына и дочь. Преодолевая боль, каждый день поднималась с кровати. И каждый вечер отправлялась на прогулку в лес. Не одна, конечно. Со Станиславом Елена знакома ещё со школы – они учились в одном классе. И с тех пор неразлучны.
Однажды весной, когда в лесу стаял снег, Елена ужаснулась. Такого количества мусора она никогда не видела. И больше не хотела видеть. На следующий день Соколовы привезли с собой несколько больших пакетов. Убрали одну поляну. Через день – вторую. Потом третью. Так и стали санитарами леса. Свою привычку наводить порядок под деревьями называют семейным хобби. Тем, кто не мусорит в лесу, готовы пожать руку, а о любителях оставлять за собой следы Станислав говорит так:
Станислав Соколов: «Здесь же ведь лес весь в окопах. У нас как? Если яма, значит, надо бросить».
Понимая, что людям нужно постоянно напоминать о бережном отношении к природе, Елена решила нарисовать и развесить в лесу таблички. Даже имя дала каждой полянке. Сейчас на деревьях красуются дощечки с нарисованными на них цветами, божьими коровками и призывами: «Не губи природу!», «Не забудь убрать за собой!», «Отдыхай, не оставляя следов!». Эмоциональную Елену потрясло, что эти наивные лозунги подействовали на любителей пикников – мусорить стали гораздо меньше. А многие компании сами приходят сюда с мешками и уходя, не оставляют ни одного фантика. От таких результатов Елена чувствует себя гораздо лучше. Говорит, очень помогает осознание того, что даже больная она может сделать что-то полезное для родного города и его жителей.
Супруги Соколовы стараются сохранять инкогнито. Ведь работают они не ради славы. И благодарности не ждут. А ждут понимания, поддержки и доверия. Последнего, по мнению Елены, пока не хватает:
Елена Соколова: «Мы смотрим, наблюдаем картину: пенсионерка подходит. Внуку говорит: «Посмотри, какая прелесть! А знаешь, кто это сделал? Наверняка наше поколение. Поколение 75-летних. То есть только мы должны быть так. А молодёжь – она пустая». Мы стоим, мы хотим закричать из-за спины. У нас суперская молодёжь. У неё есть будущее. Но только немножечко если напоминать об этом будущем».
В данной программе использованы материалы «5 канала».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер