Сегодняшний наш рассказ будет о гербе города Иркутска. Точнее, о презабавнейшей истории, с этим гербом приключившейся.
Сибирь, которую осваивала Русь, первоначально рассматривалась прежде всего как источник пушнины - практически валюты того времени. Оттого, скажем, герб Сибирского царства изображал двух соболей, держащих в лапах корону. Все логично.
Вот и у Якутской таможни была печать, коя изображала барса, поймавшего соболя. Позже, с появлением и усилением Иркутска, 18 февраля 1690 года городу были пожалованы печать и герб. Герб представлял собой (цитирую) «в серебряном поле бабра, бегущего по зелёной траве в левую сторону щита и имеющего в челюстях своих соболя».
Вот я процитировал, а вы наверняка услышали какой-то бред. Ведь с чего бы это небольшому мирному зверю бобру, мирно строящему свои знаменитые бобровые хатки и плотины, таскать в зубах соболя.
А и верно, ни к чему. Тем более, что изображен-то на гербе вовсе и не бобр, а бабр. А, ежели следовать словарю Владимира Ивановича Даля, то бабр есть (цитирую): «сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву; тигр, полосатый, королевский, царский тигр…» К слову, на фарси это слова бабр - означает «тигр».
В 1859 году Департамент герольдии начал реформа российской геральдики. И вот тут-то и случился казус. Кто уж там что напутал – неизвестно, но кто-то точно напутал, исправив букву «а» на «о». Потому что в вышедшем в 1880-м году сборнике «Гербы губерний и областей Российской империи» герб Иркутской губернии описывался так: «В серебряном щите чёрный бегущий бобр с червлёными глазами, держащий во рту червлёного соболя».
Перед безымянным художником, который был вынужден рисовать герб, встала проблема, из которой он, надо сказать выпутался своеобразно. Рисовать животное по имени «бобер» да еще с соболем в зубах он не стал. Но зато бабру (то есть - тигру) он пририсовал большой бобровый хвост и перепончатые задние лапы. Получилась весьма своеобразная зверушка, в природе никогда не существовавшая. Да к тому же еще и черного цвета.
Надо сказать, что в 1997 году герб могли исправить, но не стали, решив сохранить его уникальность в качестве своеобразной местной достопримечательности.
Мало того, в октябре года 2012-го иркутскому бабру в городе поставили памятник.
Такая вот забавная история о гербе города Иркустска.
Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковной жизни немало странного и непонятного. Однако у абсолютно всего, что мы видим в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении церковной иерархии повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой книги, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Как мы только что услышали, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости». Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия в философии Гегеля»

Гость программы — Антон Фомин, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
5 детей уже получили активные инвалидные коляски с поддержкой слушателей Радио ВЕРА

Варваре почти 3 года, вместе с семьёй она живёт в небольшом селе в Алтайском крае. Малышка общительная, тянется к детям, но коммуникацию сильно осложняет то, что она не может ходить. Всему виной врождённые нарушения. «Сейчас уже Варя сидит без опоры, держит голову и пытается стоять на четвереньках. Раньше и этого не было», – объясняет мама.
Девочка – настоящая непоседа, ей всё интересно. Каждый день Варвары расписан по часам: лечебная гимнастика, игры, прогулки – жизнь кипит. Передвигается малышка обычно на руках у родителей или в детской коляске. «Нам хочется, чтобы Варя могла сама отправиться туда, куда ей интересно и не ждала, пока освободятся взрослые», – делится мама.
Для этого девочке нужна активная инвалидная коляска, которой она будет управлять сама. Варя уже успела опробовать такую технику в больнице. «Как только она села в активную коляску, прошло всего секунд 20 – и она поехала! Восторг, удивление, радость. Всё сразу. Она просто сияла», – вспоминает мама.
Врачи уже подобрали для Вари нужную коляску, которая учитывает её особенности. С ней девочка будет исследовать мир и развиваться, а ещё тренировать руки и укреплять мышцы спины.
Собрать необходимую сумму на дорогостоящую технику для движения семье из Алтайского края помогает фонд «Игра». И у вас есть возможность поучаствовать в этом сборе.
Не первый мы рассказываем в эфире о подопечных фонда «Игра». Благодаря поддержке слушателей Радио ВЕРА пятеро детей из разных городов уже получили активные инвалидные коляски и обрели самостоятельность! А сегодня помощь нужна трёхлетней Варваре. Больше узнать о сборе для неё можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов