На Ваганьковском кладбище в Москве, на гранитном барельефе над могилой уроженца южных земель, поэта Георгия Шенгели (он родился в 1894-м, почил в ноябре 1956-го) — выбиты строки его стихов:
Я никогда не изменял
Своей лирической присяге...
За этими торжественными словами — десятилетия небытия, забвения, — которое с конца прошлого века, слава Богу, постепенно рассеивается.
Через двадцать лет после сборника «Иноходец» — собрания стихотворений Шенгели, изданного в 1997-м году, вышел, наконец, двухтомник его стихов и поэм, вышла и биография этого трудолюбивого, бесконечно влюблённого в словесность мастера.
...Однажды, на склоне дней, Георгий Шенгели завёл долгий разговор в стихах о своих высокоодарённых современниках (многие из которых были уже классиками) — вот таким поимённым поминальным счётом (о себе поэт говорил в третьем лице):
Он знал их всех и видел всех почти:
Валерия, Андрея, Константина,
Максимилиана, Осипа, Бориса,
Ивана, Игоря, Сергея, Анну,
Владимира, Марину, Вячеслава
И Александра — небывалый хор,
Четырнадцатизвёздное созвездье!..
Закончил Шенгели свою балладу печальным автопортретом: «...И он умолк. / Оставил для себя / Воспоминанье о созвездьи чудном, / Вовек неповторимом... / Был он стар / И грустен, как последний залп салюта».
Поэту удалось пережить гражданскую войну, в огне которой красный террор уничтожил его братьев-офицеров Владимира и Евгения.
Однако революцию этот поэт, как и многие его собратья по цеху — принял...
В начале и в середине 1920-х годов, на закате «Серебряного века», Шенгели, стал поэтом-учителем, наследником Валерия Брюсова. В те годы несколькими изданиями вышли его интереснейшие сборники «Трактат о русском стихе» и «Практическое стиховедение», беспощадно-яркий памфлет о Маяковском, собственные книги стихотворений и переводов.
За десять лет до войны он был редактором отдела творчества народов СССР в Гослитиздате, давал переводы непубликуемым поэтам-друзьям (назову Арсения Тарковского и Марию Петровых), опекал вернувшуюся из эмиграции Цветаеву...
В эвакуации, когда история литературы о Георгии Шенгели прочно забыла, он создал грустное и чеканное стихотворение, вошедшее ныне во многие антологии.
Мы живём на звезде. На зелёной.
Мы живём на зелёной звезде,
Где спокойные пальмы и клёны
К затенённой клонятся воде.
Мы живём на звезде. На лазурной.
Мы живём на лазурной звезде,
Где Гольфштром извивается бурный,
Зарождаясь в прозрачной воде.
Но кому-то захочется славой
Прогреметь навсегда и везде, —
И живём на звезде, на кровавой,
И живём на кровавой звезде.
Георгий Шенгели, «Мы живём на звезде. На зелёной...», 31 июля 1943-го года, город Фрунзе.
После смерти Георгия Шенгели в Москве прошел вечер его памяти, на который заболевший в те дни прозаик Юрий Олеша прислал письменное послание. Это было в 1958-м.
«...Я в своей жизни знал поэта — одного из нескольких, — странную, необычную, прикасающуюся к грандиозному фигуру. И он навсегда остался в моей памяти как рыцарь поэзии, как красивый и благородный человек, одержимый служением слову, образу, воображению. Я верю, что где-то сейчас он живёт на маяке с огромными окнами и огромным морем у подножия...» (конец цитаты)
За сорок лет до этого памятного вечера, в пропахшем порохом Крыму 1918-го года, поэт Георгий Шенгели написал чудесную балладу, кончавшуюся словами:
...Я проснулся долго до рассвета,
Холодел в блуждающей тревоге,
А потом открыл святую книгу,
Вышло Откровенье Иоанна.
Тут и встало золотое утро,
И леса вновь родились в долинах,
И на росном склоне Карадага
Белым облачком повисли козы.
Я и взял мой посох кизиловый,
Винограду, яблоков и вышел,
Откровенье защитив от ветра
Грубым камнем с берега морского...
Георгий Шенгели, из стихотворения «Встало утро сухо-золотое...», 1918
Все выпуски программы Рифмы жизни
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет человека, у которого не было бы не самых, мягко говоря, приятных воспоминаний. Таких, которые хотелось бы забыть и о которых никому не хочется рассказывать. Далеко не всегда такие воспоминания связаны с каким-то грехом, бывают они вызваны и недоразумениями, скажем, когда мы кого-то неправильно поняли или же столкнулись с неправильным истолкованием наших слов. У апостола Павла тоже были неприятные воспоминания, но он не стеснялся их упоминать в своих посланиях и делал он это для того, чтобы подчеркнуть величие Христа, а также показать, сколь многое может дать человеку вера. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й и 12-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке мы можем услышать как о неприятном эпизоде в жизни апостола Павла, так и о той славе, которую открыл ему Христос.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Сложно представить что-то более нелепое, чем человека, которого спускают из окна в корзине. Именно так — бегством с использованием окна, верёвки и корзины — апостол Павел спасся от царя Ареты в Дамаске. Павел мог бы не уточнять детали своего бегства, мог он их и каким-то образом облагородить, но он описал всё так, как оно было: взрослый человек сидит в корзине, и его спускают на землю из окна.
Для чего же апостол вспомнил и описал этот эпизод своей биографии? Ответ нам дают дальнейшие слова только что прозвучавшего отрывка, в которых Павел рассказал о человеке, восхищенном в рай и слышавшем там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И контекст Второго послания к Коринфянам, и традиция толкования этого отрывка указывают нам, что здесь апостол говорит о себе самом, это он увидел рай.
Получается, что сначала апостол рассказал о не самом приятном своём приключении, и тут же перешёл к рассказу о прямо противоположном событии, сменив при этом действующее лицо с себя на некоего иного человека.
Здесь можно заметить как минимум два крайне назидательных момента. Во-первых, не стоит выпячивать данные нам от Бога откровения, и если есть необходимость их упомянуть, то лучше говорить так, как это сделал апостол, то есть для души безопаснее приписать случившееся не себе, а какому-то другому непоименованному человеку. Во-вторых, Бог в равной степени может нас как возвеличить, так и принизить. Он может показать нам высоту нашего призвания и может поставить нас в крайне неудобное положение. Первое не гарантирует, что нас не постигнет второе, а второе вовсе не означает невозможности первого. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может переживать и духовный подъём, и духовное оскудение. Бог иногда явным образом поддерживает нас, а иногда Он как будто бы скрывается от нас, и тогда мы превращаемся в крайне нелепых людей, таких, на фоне которых апостол Павел в своей корзине выглядит образцом человеческого достоинства и благородства.
Апостольский опыт учит нас не смущаться и не превозноситься, он учит нас в любой ситуации оставаться верными Богу и не забывать, что сила Божия проявляет себя там, где есть место человеческой слабости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Окна и двери для храма, который врачует души зависимых людей
В Республике Татарстан, в Пестречинском районе, действует Православная терапевтическая община. Здесь проходят реабилитацию люди, зависимые от алкоголя и наркотиков. Возглавляет эту общину иеромонах Вячеслав Шапоров, настоятель храма Преображения Господня, который находится неподалёку, в урочище Русская Серда.
В процессе выздоровления подопечных большую роль играет не только помощь специалистов, но также труд и, конечно, молитва. Старинный Преображенский храм — это сердце православной терапевтической общины. Правда пока тут нет ни окон, ни дверей, ни куполов, и всё равно он помогает врачевать людские души. Батюшка служит в храме молебны и даже Литургии. Подопечные общины, которые страдают от зависимости, обращаются здесь к Богу, обретают душевный покой и надежду на новую жизнь. Кроме того, они заботятся о храме — регулярно участвуют в волонтёрских субботниках.
В 20-столетии святыня сильно пострадала и много лет прибывала в запустении, но сегодня она возрождается. Те, кто проходят реабилитацию в терапевтической общине, помогают ухаживать за территорией храма, наводят порядок внутри. Недавно подопечные совместно с волонтёрами соорудили для храма временную кровлю. Чтобы полностью защитить его от осадков и остановить разрушение, важно до начала зимы установить окна и двери.
Собрать средства на все необходимые работы настоятелю храма, священнику Вячеславу, помогает Фонд Архангела Михаила. Если вы тоже хотите принять участие в благом деле и поддержать церковь Преображения Господня, что находится в урочище Русская Серда в Татарстане, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/projects/hram-preobrazheniya-gospodnya-pos-russkaya-serda-ii-etap/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2 Кор., XI, 31 — XII, 9) и Евангельского (Лк., XVI, 19-31) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Казанской иконы Богородицы, апостола Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Все выпуски программы Седмица