На Ваганьковском кладбище в Москве, на гранитном барельефе над могилой уроженца южных земель, поэта Георгия Шенгели (он родился в 1894-м, почил в ноябре 1956-го) — выбиты строки его стихов:
Я никогда не изменял
Своей лирической присяге...
За этими торжественными словами — десятилетия небытия, забвения, — которое с конца прошлого века, слава Богу, постепенно рассеивается.
Через двадцать лет после сборника «Иноходец» — собрания стихотворений Шенгели, изданного в 1997-м году, вышел, наконец, двухтомник его стихов и поэм, вышла и биография этого трудолюбивого, бесконечно влюблённого в словесность мастера.
...Однажды, на склоне дней, Георгий Шенгели завёл долгий разговор в стихах о своих высокоодарённых современниках (многие из которых были уже классиками) — вот таким поимённым поминальным счётом (о себе поэт говорил в третьем лице):
Он знал их всех и видел всех почти:
Валерия, Андрея, Константина,
Максимилиана, Осипа, Бориса,
Ивана, Игоря, Сергея, Анну,
Владимира, Марину, Вячеслава
И Александра — небывалый хор,
Четырнадцатизвёздное созвездье!..
Закончил Шенгели свою балладу печальным автопортретом: «...И он умолк. / Оставил для себя / Воспоминанье о созвездьи чудном, / Вовек неповторимом... / Был он стар / И грустен, как последний залп салюта».
Поэту удалось пережить гражданскую войну, в огне которой красный террор уничтожил его братьев-офицеров Владимира и Евгения.
Однако революцию этот поэт, как и многие его собратья по цеху — принял...
В начале и в середине 1920-х годов, на закате «Серебряного века», Шенгели, стал поэтом-учителем, наследником Валерия Брюсова. В те годы несколькими изданиями вышли его интереснейшие сборники «Трактат о русском стихе» и «Практическое стиховедение», беспощадно-яркий памфлет о Маяковском, собственные книги стихотворений и переводов.
За десять лет до войны он был редактором отдела творчества народов СССР в Гослитиздате, давал переводы непубликуемым поэтам-друзьям (назову Арсения Тарковского и Марию Петровых), опекал вернувшуюся из эмиграции Цветаеву...
В эвакуации, когда история литературы о Георгии Шенгели прочно забыла, он создал грустное и чеканное стихотворение, вошедшее ныне во многие антологии.
Мы живём на звезде. На зелёной.
Мы живём на зелёной звезде,
Где спокойные пальмы и клёны
К затенённой клонятся воде.
Мы живём на звезде. На лазурной.
Мы живём на лазурной звезде,
Где Гольфштром извивается бурный,
Зарождаясь в прозрачной воде.
Но кому-то захочется славой
Прогреметь навсегда и везде, —
И живём на звезде, на кровавой,
И живём на кровавой звезде.
Георгий Шенгели, «Мы живём на звезде. На зелёной...», 31 июля 1943-го года, город Фрунзе.
После смерти Георгия Шенгели в Москве прошел вечер его памяти, на который заболевший в те дни прозаик Юрий Олеша прислал письменное послание. Это было в 1958-м.
«...Я в своей жизни знал поэта — одного из нескольких, — странную, необычную, прикасающуюся к грандиозному фигуру. И он навсегда остался в моей памяти как рыцарь поэзии, как красивый и благородный человек, одержимый служением слову, образу, воображению. Я верю, что где-то сейчас он живёт на маяке с огромными окнами и огромным морем у подножия...» (конец цитаты)
За сорок лет до этого памятного вечера, в пропахшем порохом Крыму 1918-го года, поэт Георгий Шенгели написал чудесную балладу, кончавшуюся словами:
...Я проснулся долго до рассвета,
Холодел в блуждающей тревоге,
А потом открыл святую книгу,
Вышло Откровенье Иоанна.
Тут и встало золотое утро,
И леса вновь родились в долинах,
И на росном склоне Карадага
Белым облачком повисли козы.
Я и взял мой посох кизиловый,
Винограду, яблоков и вышел,
Откровенье защитив от ветра
Грубым камнем с берега морского...
Георгий Шенгели, из стихотворения «Встало утро сухо-золотое...», 1918
Все выпуски программы Рифмы жизни
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











