
Нагорная проповедь — одно из важнейших мест евангельского повествования. Заповеди блаженства, которые она содержит, известны даже тому, кто далек от христианства. С некоторыми отличиями текст этой проповеди встречается в двух Евангелиях: у Матфея и у Луки. Только вот проблема! Оба апостола противоречат друг другу. Матфей сообщает, что Христос для произнесения проповеди «взошёл на гору», а Лука утверждает, что Спаситель «сошёл с горы»! Может быть, евангелисты говорят о двух разных проповедях? Или это — противоречие евангельских текстов?
Ответ на вопрос дали раскопки, проводившиеся в XX веке недалеко от берега Галилейского моря, в заброшенном местечке, именуемом по-арабски Табха. Руководил работами итальянский историк и библеист Донато Бальди.
Комментарий эксперта:
«Табха — всего лишь измененное греческое слово Гектапегон, что значит семь источников. Действительно — это единственное здесь место, где рядом находятся семь серных родников, воду из которых в древности использовали для лечения различных болезней. Давняя традиция связывает Табху с местом произнесения нагорной проповеди, умножения хлебов и явления Воскресшего Христа ученикам. Написанные в IV веке записки испанской паломницы Эгерии, зафиксировали эту традицию. В них испанская путешественница указывает, что рядом с «лужайкой, где Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами, есть пещера с выступом, поднявшись на который, Господь произнёс благословения».
Воспользовавшись этими записями в 1932 году, два монаха-бенедектинца из Германии Андреас Мадер и Альфонс Мария Шнайдер, после тысячи лет забвения, обнаружили руины византийской церкви. Под вековым слоем земли, обломков и мусора монахи обнаружили одно из древнейших мозаичных изображений хлебов и рыб, которыми Иисус накормил пять тысяч человек, а рядом под полуразрушенным алтарём, нашли камень, на котором, согласно запискам древних паломников, Христос совершил чудо Умножения.
Вдохновлённый этими находками, спустя четыре года, сюда отправился итальянский археолог и францисканский монах Беллармино Багатти. Держа в руках краткие, но судя по всему, точные записки испанской паломницы Эгерии, он начал исследовать окрестности древней базилики. Беллармино решил найти место, где прозвучала Нагорная проповедь и заповеди блаженства. В этой части Галилеи нет настоящих гор, но к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употреблённое в Евангелии от Матфея, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
В итоге внимание историка привлек холм Нахума, возвышающийся на 110 метров над Галилейским морем. День за днем Багатти внимательно исследовал его вершину. Никаких следов древних построек обнаружено не было. Но упорный монах продолжал искать. Целью его поиска была пещера, о которой упоминала древняя испанская паломница.
Комментарий эксперта:
«В 1936 году, в нескольких десятках метров от храма Умножения хлебов, на склоне холма, были обнаружены руины небольшой византийской часовни размером двенадцать на четыре с половиной метра. Анализ показал, что святыня была построена в IV веке, а сохранившиеся в ней мозаики датируются V и VI веками. Часовня была возведена над пещерой. И это согласуется с описанием Эгерии, которая описывает место, где была произнесена Нагорная проповедь».
Мнимое противоречие двух евангелистов было разрешено при помощи древних текстов, кирки и лопаты. Место, где Спаситель произносил проповедь, расположено на середине склона холма. К нему можно спуститься, если следовать с вершины, или подняться, если идти с берега Галилейского озера.
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема