
Нагорная проповедь — одно из важнейших мест евангельского повествования. Заповеди блаженства, которые она содержит, известны даже тому, кто далек от христианства. С некоторыми отличиями текст этой проповеди встречается в двух Евангелиях: у Матфея и у Луки. Только вот проблема! Оба апостола противоречат друг другу. Матфей сообщает, что Христос для произнесения проповеди «взошёл на гору», а Лука утверждает, что Спаситель «сошёл с горы»! Может быть, евангелисты говорят о двух разных проповедях? Или это — противоречие евангельских текстов?
Ответ на вопрос дали раскопки, проводившиеся в XX веке недалеко от берега Галилейского моря, в заброшенном местечке, именуемом по-арабски Табха. Руководил работами итальянский историк и библеист Донато Бальди.
Комментарий эксперта:
«Табха — всего лишь измененное греческое слово Гектапегон, что значит семь источников. Действительно — это единственное здесь место, где рядом находятся семь серных родников, воду из которых в древности использовали для лечения различных болезней. Давняя традиция связывает Табху с местом произнесения нагорной проповеди, умножения хлебов и явления Воскресшего Христа ученикам. Написанные в IV веке записки испанской паломницы Эгерии, зафиксировали эту традицию. В них испанская путешественница указывает, что рядом с «лужайкой, где Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами, есть пещера с выступом, поднявшись на который, Господь произнёс благословения».
Воспользовавшись этими записями в 1932 году, два монаха-бенедектинца из Германии Андреас Мадер и Альфонс Мария Шнайдер, после тысячи лет забвения, обнаружили руины византийской церкви. Под вековым слоем земли, обломков и мусора монахи обнаружили одно из древнейших мозаичных изображений хлебов и рыб, которыми Иисус накормил пять тысяч человек, а рядом под полуразрушенным алтарём, нашли камень, на котором, согласно запискам древних паломников, Христос совершил чудо Умножения.
Вдохновлённый этими находками, спустя четыре года, сюда отправился итальянский археолог и францисканский монах Беллармино Багатти. Держа в руках краткие, но судя по всему, точные записки испанской паломницы Эгерии, он начал исследовать окрестности древней базилики. Беллармино решил найти место, где прозвучала Нагорная проповедь и заповеди блаженства. В этой части Галилеи нет настоящих гор, но к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употреблённое в Евангелии от Матфея, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
В итоге внимание историка привлек холм Нахума, возвышающийся на 110 метров над Галилейским морем. День за днем Багатти внимательно исследовал его вершину. Никаких следов древних построек обнаружено не было. Но упорный монах продолжал искать. Целью его поиска была пещера, о которой упоминала древняя испанская паломница.
Комментарий эксперта:
«В 1936 году, в нескольких десятках метров от храма Умножения хлебов, на склоне холма, были обнаружены руины небольшой византийской часовни размером двенадцать на четыре с половиной метра. Анализ показал, что святыня была построена в IV веке, а сохранившиеся в ней мозаики датируются V и VI веками. Часовня была возведена над пещерой. И это согласуется с описанием Эгерии, которая описывает место, где была произнесена Нагорная проповедь».
Мнимое противоречие двух евангелистов было разрешено при помощи древних текстов, кирки и лопаты. Место, где Спаситель произносил проповедь, расположено на середине склона холма. К нему можно спуститься, если следовать с вершины, или подняться, если идти с берега Галилейского озера.
Деяния святых апостолов

Апостол Павел
Деян., 6 зач., II, 38-43

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко у современного человека возникает ощущение, что что-то важное и значимое в жизни он сделал и продолжает делать не так. Иногда с подобными мыслями он приходит к храм и спрашивает, что ему делать? Ответ на подобный вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Одной из важнейших добродетелей в христианстве считается целомудрие. Сегодня нередко его сводят к некоторой половой дисциплине, хотя на самом деле призыв к целомудрию — это призыв к целостности всей жизни, к тому, чтобы всю её выстроить по воле Божией. Когда люди приходят в храм и обращаются к священнику за советом в разрешении тех или иных проблем, чаще всего они не понимают именно этого, не думают, что всё в их жизни взаимосвязано, и уж если стремиться к разрешению той или иной проблемы, сделать это по-настоящему можно, только исцеляя всю жизнь. На самом деле, подобное непонимание во-многом естественно. Когда мы приходим к обычному врачу, мы не ждём, что он спросит нас, каковы наши отношения с родителями, детьми... Действительно ли мы любим тех, кто нас окружает, или только пользуемся ими. Мы приходим к врачу решить конкретную проблему и считаем, что остальное его попросту не касается. Часто именно так люди приходят в Церковь и удивляются какому-то бессилию священника, который не может на раз-два решить их проблем. Однако священник прекрасно понимает, что всё в духовной жизни человека взаимосвязано — и стремиться к решению отдельных проблем невозможно без исцеления всей жизни.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим, как апостол Пётр отвечает растерянным и расстроенным иудеям, которые вдруг осознали, что Мессия, столько лет ожидаемый ими, уже приходил. И не просто приходил, но был не только не узнан и даже распят по их собственному требованию. «Что же нам делать?» — говорят они Петру и апостол, по примеру которого всю историю призваны действовать пастыри, отвечающие на подобный вопрос, говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа»! Он не предлагает никакого другого способа, кроме как целостное возвращение на праведный путь, предполагающее преображение всей жизни. При этом важно увидеть, что апостол не останавливается на общих словах. Мы видим, как в дальнейшем развивается жизнь принявших его благую весть. Во-первых, присоединившись к Церкви, они постоянно пребывают в учении апостолов, что сегодня мы сравнили бы с чтением Священного Писания и святоотеческой литературы. К сожалению, сегодня людей, приходящих в храм для решения конкретных проблем, просьба читать Священное Писание приводит просто в недоумение. Они совершенно не понимают, как какие-то древние тексты могут повлиять на их жизнь. А ведь без примера Христова, без примера апостольского, мы просто не научимся поступать по воле Божьей, а значит, никаких собственных проблем не разрешим. Во-вторых, обращённые апостолом Петром участвуют в таинствах и молитвах, что самым глубоким образом объединяет их со Спасителем и друг с другом. Наконец, в-третьих, может быть, несколько неожиданно, возникает тема страха, который пребывает на всякой христианской душе. Но, судя по контексту, речь совсем не про боязнь или ужас, но про священный трепет перед тайной новой жизни, которая открывается их духовному взору. И когда современный человек приходит в храм с вопросом, — что ему делать, чтобы его жизнь изменилась и наполнилась смыслом, по-настоящему у нас может быть только один ответ — покайся, и начни новую жизнь во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Лизе и другим подопечным фонда «Страна-детям» жить без приступов

Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Генофонд» он поддерживает проведение разных дорогостоящих исследований для детей, которым не подошли стандартные методы лечения, доступные бесплатно.
Пятилетняя Лиза Бражникова из башкирского города Стерлитамака — одна из подопечных фонда. Она увлекается танцами, посещает музыкальный кружок, любит много гулять и кататься на самокате по улочкам родного города. Год назад в эту беззаботную детскую жизнь ворвалась непонятная болезнь. У девочки внезапно появились приступы — судороги. Местные врачи не смогли определить из-за чего в организме произошёл такой сбой. Тогда семья девочки, их друзья и знакомые сплотились для того, чтобы помочь Лизе. Их общими усилиями началась череда всевозможных обследований и консультаций со специалистами в других городах. И только недавно удалось выяснить точный диагноз. Теперь для дальнейшего эффективного лечения, Лизе необходимо пройти ещё одно сложное исследование. И оплатить его семья уже не в силах, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Страна — Детям».
Сейчас в листе ожидания помощи фонда таких подопечных, как Лиза, больше 50-ти. И у каждого из них есть шанс выздороветь и вновь обрести радостное, беззаботное детство. Поддержать Лизу Бражникову и других болеющих детей из разных уголков России, можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ветхозаветный закон в новозаветное время». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о том, как при формировании христианской Церкви, апостолами принималось решение, соблюдать ли иудейские ветхозаветные законы и традиции или можно отказаться от них. Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер