
Нагорная проповедь — одно из важнейших мест евангельского повествования. Заповеди блаженства, которые она содержит, известны даже тому, кто далек от христианства. С некоторыми отличиями текст этой проповеди встречается в двух Евангелиях: у Матфея и у Луки. Только вот проблема! Оба апостола противоречат друг другу. Матфей сообщает, что Христос для произнесения проповеди «взошёл на гору», а Лука утверждает, что Спаситель «сошёл с горы»! Может быть, евангелисты говорят о двух разных проповедях? Или это — противоречие евангельских текстов?
Ответ на вопрос дали раскопки, проводившиеся в XX веке недалеко от берега Галилейского моря, в заброшенном местечке, именуемом по-арабски Табха. Руководил работами итальянский историк и библеист Донато Бальди.
Комментарий эксперта:
«Табха — всего лишь измененное греческое слово Гектапегон, что значит семь источников. Действительно — это единственное здесь место, где рядом находятся семь серных родников, воду из которых в древности использовали для лечения различных болезней. Давняя традиция связывает Табху с местом произнесения нагорной проповеди, умножения хлебов и явления Воскресшего Христа ученикам. Написанные в IV веке записки испанской паломницы Эгерии, зафиксировали эту традицию. В них испанская путешественница указывает, что рядом с «лужайкой, где Господь насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами, есть пещера с выступом, поднявшись на который, Господь произнёс благословения».
Воспользовавшись этими записями в 1932 году, два монаха-бенедектинца из Германии Андреас Мадер и Альфонс Мария Шнайдер, после тысячи лет забвения, обнаружили руины византийской церкви. Под вековым слоем земли, обломков и мусора монахи обнаружили одно из древнейших мозаичных изображений хлебов и рыб, которыми Иисус накормил пять тысяч человек, а рядом под полуразрушенным алтарём, нашли камень, на котором, согласно запискам древних паломников, Христос совершил чудо Умножения.
Вдохновлённый этими находками, спустя четыре года, сюда отправился итальянский археолог и францисканский монах Беллармино Багатти. Держа в руках краткие, но судя по всему, точные записки испанской паломницы Эгерии, он начал исследовать окрестности древней базилики. Беллармино решил найти место, где прозвучала Нагорная проповедь и заповеди блаженства. В этой части Галилеи нет настоящих гор, но к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употреблённое в Евангелии от Матфея, более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».
В итоге внимание историка привлек холм Нахума, возвышающийся на 110 метров над Галилейским морем. День за днем Багатти внимательно исследовал его вершину. Никаких следов древних построек обнаружено не было. Но упорный монах продолжал искать. Целью его поиска была пещера, о которой упоминала древняя испанская паломница.
Комментарий эксперта:
«В 1936 году, в нескольких десятках метров от храма Умножения хлебов, на склоне холма, были обнаружены руины небольшой византийской часовни размером двенадцать на четыре с половиной метра. Анализ показал, что святыня была построена в IV веке, а сохранившиеся в ней мозаики датируются V и VI веками. Часовня была возведена над пещерой. И это согласуется с описанием Эгерии, которая описывает место, где была произнесена Нагорная проповедь».
Мнимое противоречие двух евангелистов было разрешено при помощи древних текстов, кирки и лопаты. Место, где Спаситель произносил проповедь, расположено на середине склона холма. К нему можно спуститься, если следовать с вершины, или подняться, если идти с берега Галилейского озера.
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема