
Фото: PxHere
В Евангельском рассказе подробно отражены обстоятельства, предшествовавшие казни Иоанна Крестителя. Предтеча Господень обличил правителя Галилеи, Ирода Антипу, в том, что тот незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа - Иродиадой. Разгневанный Ирод приказал арестовать пророка за смелое обличение. Однако, уязвлённое самолюбие Иродиады не удовлетворилось тем, что Иоанн был брошен в темницу — ей хотелось полностью уничтожить праведника. И вот на пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады - Саломея, угодив правителю своей пляской, по наущению матери попросила у него страшное вознаграждение — голову Иоанна Крестителя на блюде. И её безумное прошение тут же было исполнено.
Благодаря последовательному изложению евангелиста Матфея известны мотивы казни и имена всех, кто был причастен к смерти пророка. А вот место трагедии осталось за кадром евангельского повествования. По версии, утвердившейся в раннем Средневековье, Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло в царском дворце в Себастии — в городе, который возвёл отец Ирода Антипы - Ирод Великий, на месте древней Самарии. В одноимённой арабской деревушке Себастия сохранились стены и арки капеллы периода крестоносцев, построенной на месте византийского храма. Согласно традиции Западной Церкви, храм был расположен там, где после Усекновения был погребён Иоанн Предтеча.
Однако, отождествление Себастии с местом мученической кончины Иоанна Предтечи вступает в конфликт с некоторыми историческими фактами. К такому выводу пришёл кандидат богословских наук, преподаватель кафедры библеистики Киевской духовной академии протоиерей Олег Скнарь, проведя научное сопоставление евангельского рассказа и трудов еврейского историка первого века Иосифа Флавия - «Иудейские древности» и «Иудейская война».
Согласно завещанию Ирода Великого, после его смерти обширная территория Иудейского царства была разделена между его тремя сыновьями — Архелаем, Антипой и Филиппом. Себастия, как и многие другие города Самарии, отошла Архелаю. Но, спустя девять лет, он был арестован за жестокое обращение с подданными и сослан императором в галлийский город Виенну — сейчас это Вена. Всё имущество Архелая при этом перешло в собственность императора, а территория, принадлежавшая ему, включая Себастию, получила статус римской провинции. Аннексия произошла до ареста Иоанна Предтечи, и это означает, что даже если роковой танец Саломеи состоялся в Себастии, Ирод Антипа не смог бы реализовать решение о казни без уведомления и согласия римских властей. Но в евангельском рассказе такое согласование не упоминается, наоборот, говорится о том, что Ирод сразу же откликнулся на просьбу Саломии и послал слуг отсечь голову Иоанна Крестителя.
Ироду Антипе по завещанию отца отошли территории Галилеи и Переи. Здесь, в нескольких километрах к востоку от Иордана и Мёртвого моря, экспедиция немецкого исследователя Ульриха Зеетцена обнаружила в 1807 году крепость Махерус с остатками царского дворца. Расстояние, отделяющее эту цитадель от Вифавара, где совершал своё служение Иоанн Креститель, можно преодолеть за день пешего пути. Логично предположить, что после ареста пророк был доставлен именно в Махерус, а не в Себастию, куда многодневный маршрут пролегает через Иудейскую пустыню и Иудейские горы. Этой версии придерживается и украинский библеист протоиерей Олег Скнарь.
Еврейско-римский историк первого века Иосиф Флавий в своём труде «Иудейская война» оставил подробный рассказ о крепости Махерус. Территорию Переи, на которой она расположена, захватил у арабов-набатеев во втором веке до Рождества Христова царь Иудеи Иоанн Гиркан. В первом столетии до Рождения Спасителя его сын Александр Яннай построил здесь фортификационные укрепления, чтобы защищать от набатеев южные рубежи Иудейского царства. Ирод Великий, придя к власти, нашёл, что это место заслуживает особого внимания. Как пишет Иосиф Флавий: «Он окружил обширное пространство стенами и башнями и основал там город. Посреди укреплённой площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев. Он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы тот мог противостоять продолжительной осаде». Именно здесь, в крепости Махерус, разместил свою резиденцию после смерти отца Ирод Антипа.
Достоин внимания ещё один интересный факт. Поводом к вынесению смертного приговора Иоанну Предтече послужило, как известно из Евангелия, публичное осуждение пророком связи между Иродом Антипой и Иродиадой, женой его брата Филиппа. Для женитьбы на Иродиаде Ирод Антипа оставил свою супругу Харису, дочь набатейского царя Ареты Четвёртого — этот брак был заключён некогда для закрепления дружественных уз между государствами. В 36 году армия Ареты Четвёртого вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Иосиф Флавий сообщает, что современники расценили этот факт как «небесное возмездие» за смерть Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование уникально тем, что рассказывая о земном пути Богочеловека, попутно раскрывает многие исторические обстоятельства. А научное сопоставление Священного писания с иными летописными источниками помогает уточнять детали событий, происходивших в Иудее две тысячи лет назад. Так, свидетельство Иосифа Флавия позволило учёным с большой долей вероятности определить место Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
24 августа. О милосердном отношении к людям

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть притча о немилосердном должнике.
О милосердном отношении к людям, оказавшимся в трудном положении — священник Захарий Савельев.
Каждому человеку необходимо помнить, что перед Богом мы все равны, и каждый человек, который находится в каком-то затруднительном положении, нуждается в нашей поддержке. Иногда и мы требуем, чтобы нас поддержали, но мы это должны делать, как бы не ожидая возвращения долгов, мы должны это совершать без желания наживы, или как взять ещё под проценты кто-то хочет.
Это безусловно неправильный подход к делу, но в то же время нам необходимо понимать, что бывает настолько экстремальное положение у человека, что, если сейчас мы его не поддержим, вся его жизнь может рухнуть.
Поэтому именно православные люди обязаны проявлять милосердие и снисхождение к другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О печати апостольства

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе».
О плодах служения апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, напоминает о действительности своего апостольства. Некоторые могли сомневаться в том, что он апостол, равный ученикам Господа Иисуса Христа. Неоднократно Павел приводит доказательства своего избранничества.
В этом месте послания к коринфянам он вновь напоминает о своём апостольстве, но без долгих рассуждений и в доказательство своего чрезвычайного дара приводит самих коринфских христиан как плоды подлинного апостольского служения. Собственно, употреблённое им слово «печать» и означает «доказательство».
Итак, доказательством миссии Павла как апостола являются коринфские христиане. Какие это доказательства? Павел сам называет их во втором послании: это знамения, чудеса, различные силы, которые проявлялись во время его проповеди, отсутствие корысти.
Апостол проводил между христианами безукоризненную жизнь. Подвергался, как и другие Христовы ученики, опасностям, но Бог действовал в нём, и вера коринфян вместе с благочестием, принятые от своего первого проповедника, стали доказательством, что Бог избрал Павла для проповеди язычникам.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О подвиге преподобного Иоанна Святогорского

Сегодня 24 августа. День памяти преподобного Иоанна Святогорского, затворника, жившего в девятнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Преподобный Иоанн получил прекрасное образование, стал очень успешным предпринимателем. Он, тем не менее, уже во взрослом возрасте восчувствовал решимость направиться в Киево-Печерский монастырь для духовного назидания. И оттуда уже был направлен старцами в Глинскую пустынь, где тогда старчество процветало, где замечательные духовные наставники приняли его.
Он и молился непрестанно, и трудился непрестанно. И был в этом отношении совершенно недосягаем по своему могуществу. Но на определённом этапе он оттуда переходит уже в Святогорскую обитель, а это обитель в пещерах.
Через некоторое время он принимает решение затвориться в уединённой келье, пещере. На двери водружается огромный замок, который открывается только раз в месяц. Маленькое окошко в двери служит для получения самой простой пищи, и то в минимальных размерах: сухари, вода. Спит он в гробу в этом полном уединении. Множество всяких насекомых поедают его в течение всего пребывания.
Но на определённом этапе, уже при старости своей, он получает уведомление своему сердцу открыть дверь свою для приёма людей, для утешения страждущих. И к нему направляются многочисленные паломники, и он обладает уже даром и прозорливости, и даром исцелений, и даром утешений.
И уже его блаженная кончина стала началом его и небесной славы, и церковного почитания.
Все выпуски программы Актуальная тема