
Фото: PxHere
В Евангельском рассказе подробно отражены обстоятельства, предшествовавшие казни Иоанна Крестителя. Предтеча Господень обличил правителя Галилеи, Ирода Антипу, в том, что тот незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа - Иродиадой. Разгневанный Ирод приказал арестовать пророка за смелое обличение. Однако, уязвлённое самолюбие Иродиады не удовлетворилось тем, что Иоанн был брошен в темницу — ей хотелось полностью уничтожить праведника. И вот на пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады - Саломея, угодив правителю своей пляской, по наущению матери попросила у него страшное вознаграждение — голову Иоанна Крестителя на блюде. И её безумное прошение тут же было исполнено.
Благодаря последовательному изложению евангелиста Матфея известны мотивы казни и имена всех, кто был причастен к смерти пророка. А вот место трагедии осталось за кадром евангельского повествования. По версии, утвердившейся в раннем Средневековье, Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло в царском дворце в Себастии — в городе, который возвёл отец Ирода Антипы - Ирод Великий, на месте древней Самарии. В одноимённой арабской деревушке Себастия сохранились стены и арки капеллы периода крестоносцев, построенной на месте византийского храма. Согласно традиции Западной Церкви, храм был расположен там, где после Усекновения был погребён Иоанн Предтеча.
Однако, отождествление Себастии с местом мученической кончины Иоанна Предтечи вступает в конфликт с некоторыми историческими фактами. К такому выводу пришёл кандидат богословских наук, преподаватель кафедры библеистики Киевской духовной академии протоиерей Олег Скнарь, проведя научное сопоставление евангельского рассказа и трудов еврейского историка первого века Иосифа Флавия - «Иудейские древности» и «Иудейская война».
Согласно завещанию Ирода Великого, после его смерти обширная территория Иудейского царства была разделена между его тремя сыновьями — Архелаем, Антипой и Филиппом. Себастия, как и многие другие города Самарии, отошла Архелаю. Но, спустя девять лет, он был арестован за жестокое обращение с подданными и сослан императором в галлийский город Виенну — сейчас это Вена. Всё имущество Архелая при этом перешло в собственность императора, а территория, принадлежавшая ему, включая Себастию, получила статус римской провинции. Аннексия произошла до ареста Иоанна Предтечи, и это означает, что даже если роковой танец Саломеи состоялся в Себастии, Ирод Антипа не смог бы реализовать решение о казни без уведомления и согласия римских властей. Но в евангельском рассказе такое согласование не упоминается, наоборот, говорится о том, что Ирод сразу же откликнулся на просьбу Саломии и послал слуг отсечь голову Иоанна Крестителя.
Ироду Антипе по завещанию отца отошли территории Галилеи и Переи. Здесь, в нескольких километрах к востоку от Иордана и Мёртвого моря, экспедиция немецкого исследователя Ульриха Зеетцена обнаружила в 1807 году крепость Махерус с остатками царского дворца. Расстояние, отделяющее эту цитадель от Вифавара, где совершал своё служение Иоанн Креститель, можно преодолеть за день пешего пути. Логично предположить, что после ареста пророк был доставлен именно в Махерус, а не в Себастию, куда многодневный маршрут пролегает через Иудейскую пустыню и Иудейские горы. Этой версии придерживается и украинский библеист протоиерей Олег Скнарь.
Еврейско-римский историк первого века Иосиф Флавий в своём труде «Иудейская война» оставил подробный рассказ о крепости Махерус. Территорию Переи, на которой она расположена, захватил у арабов-набатеев во втором веке до Рождества Христова царь Иудеи Иоанн Гиркан. В первом столетии до Рождения Спасителя его сын Александр Яннай построил здесь фортификационные укрепления, чтобы защищать от набатеев южные рубежи Иудейского царства. Ирод Великий, придя к власти, нашёл, что это место заслуживает особого внимания. Как пишет Иосиф Флавий: «Он окружил обширное пространство стенами и башнями и основал там город. Посреди укреплённой площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев. Он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы тот мог противостоять продолжительной осаде». Именно здесь, в крепости Махерус, разместил свою резиденцию после смерти отца Ирод Антипа.
Достоин внимания ещё один интересный факт. Поводом к вынесению смертного приговора Иоанну Предтече послужило, как известно из Евангелия, публичное осуждение пророком связи между Иродом Антипой и Иродиадой, женой его брата Филиппа. Для женитьбы на Иродиаде Ирод Антипа оставил свою супругу Харису, дочь набатейского царя Ареты Четвёртого — этот брак был заключён некогда для закрепления дружественных уз между государствами. В 36 году армия Ареты Четвёртого вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Иосиф Флавий сообщает, что современники расценили этот факт как «небесное возмездие» за смерть Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование уникально тем, что рассказывая о земном пути Богочеловека, попутно раскрывает многие исторические обстоятельства. А научное сопоставление Священного писания с иными летописными источниками помогает уточнять детали событий, происходивших в Иудее две тысячи лет назад. Так, свидетельство Иосифа Флавия позволило учёным с большой долей вероятности определить место Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема