— Добрый вечер, Маргарита Константиновна!
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Спасибо, что пришли. Проходите, располагайтесь. Вот, можете полюбопытствовать. Я тут готовилась к лекции «Сретение в работах итальянских художников», отобрала интересные репродукции: Джироламо Романино, Джованни Белинни, Андреа Челести.
— Да, занятно! А я вот не могу забыть фреску, посвящённую Сретению, которую мы с вами видели во Флоренции.
— Вы имеете в виду одну из росписей в монастыре Сан-Марко? Где-то у меня была её репродукция... Да, вот она! Симеон держит Иисуса на руках, а Богородица с трепетом протягивает к ним ладони.
— Удивительный жест! Дева Мария одновременно и благословляет встречу праведного Симеона и Богомладенца, и тревожится за своё Дитя. Так художник напомнил, что Божией Матери предстояло разделить Крестный путь Сына, Его страдания. Как же зовут автора фрески? Я запамятовал.
— О, имя этого художника — отдельная интересная история! При рождении в тысяча четырехсотом году его назвали Гвидо ди Пьетро. В восемнадцать лет он принял монашество с именем Джованни в доминиканском монастыре в городе Фьезоле в предместье Флоренции. А в историю живописи вошел как Фра Беато Анджелико, что в дословном переводе означает «блаженный ангельский брат».
— Это похоже на почётный титул для монаха.
— Братья, много лет проживавшие с Джованни в одном монастыре, так прозвали его за незлобивость и умение легко прощать обиды. А ещё за его фрески, проникнутые тёплым религиозным чувством и смирением.
— Постойте-ка, Маргарита, Константиновна, я только сейчас сообразил. Это что же, тот самый Фра Беато Анджелико, которому Николай Гумилёв посвятил стихотворение? «На всём, что сделал мастер мой, печать /Любви земной и простоты смиренной. /О да, не всё умел он рисовать, /Но то, что рисовал он, — совершенно».
— Конечно же, это о Фра Анджелико! Там дальше ещё: «А краски, краски — ярки и чисты, /Они родились с ним и с ним погасли. /Преданье есть: он растворял цветы /В епископами освящённом масле». И фреска «Сретение Господне» подтверждает слова поэта.
— Да, колорит картины меня ещё тогда, в Италии, удивил. Поражает простодушие, с которым художник разнообразил палитру. Кажется, что даже разноцветье одежд здесь служит творческой задаче — передать радость о Сретении. Взгляните, праведный Симеон одет в голубой хитон, отливающий золотом, Богородица укутана в тёмно-вишнёвый омофор, на Иосифе Обручнике — одежда в оттенках охры. Ещё два персонажа, мужчина и женщина — в синих монашеских плащах. Вы, кстати, не знаете, кто это?
— Это католические святые, жившие незадолго до Фра Беато Анджелико, мученик Пётр Веронский и блаженная Вильяна де Ботти.
— Но какое отношение они имеют к Сретению?
— Думаю, поместив на фреску святых четырнадцатого века, художник хотел показать, что Бог пребывает вне времени. И всякий человек, который сосредотачивает внимание на евангельских событиях, становится их участником.
— То есть, происходит его личное Сретение, встреча со Христом.
— И фреска итальянского художника, сохранившаяся на стене старинного Флорентийского монастыря святого Марка, помогает это понять. Хорошо бы когда-нибудь ещё раз побывать там!
— Съездим, Маргарита Константиновна, какие наши годы! А пока позвольте ещё раз взглянуть на репродукцию — и прикоснуться к событиям, описанным в Евангелии.
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема