
Фото: PxHere
В начале 80-х годов ХХ века на театральной сцене впервые прошла рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». В основу пронзительной истории о любви и верности были положены реальные исторические факты. Русский дипломат и путешественник Николай Резанов действительно в начале XIX-го века предпринял поездку в Америку. И во многом благодаря ему в мае 1812-го года на берегу Тихого океана, появилась крепость Форт-Росс — русская колония на побережье солнечной Калифорнии.
Возникновение Форт-Росса тесным образом связано с освоением Аляски, которую ещё в 1732-м открыли русские мореплаватели Михаил Гвоздев и Александр Фёдоров. К концу XVIII века там появились первые русские поселения — в частности, основанная иркутским купцом Григорием Шелиховым гавань Трёх святителей. Новые земли оказались богаты пушниной, и осваивать их было для России экономически выгодно. Однако в суровом арктическом климате Аляски было невозможно выращивать хлеб. От идеи доставлять переселенцам зерно из России отказались практически сразу — слишком далеко и дорого. Одним из первых, кто попытался решить вопрос, оказался граф Николай Резанов. В 1807-м году он объехал южное побережье Американского континента в поисках места, откуда можно было бы напрямую, максимально быстро доставлять продовольствие на Аляску. Выбор пал на испанскую колонию Калифорния: плодородная земля, дающая обильный урожай едва ли не круглый год, и до Аляски по морю подать рукой. Резанов закупил в Калифорнии провизию и два больших парусных судна, которые назвал «Юнона» и «Авось». Корабли доставили груз к месту назначения. По этой схеме можно было бы действовать и впредь. Однако руководству организации, которая занималась освоением Аляски, пришёл в голову более оптимальный вариант. Не закупать зерно в Калифорнии, а самим его там выращивать. Так весной 1812 года на живописном зелёном плато в 80-ти километрах от Сан-Франциско выросло русское поселение — крепость Форт-Росс. Земля здесь принадлежала индейцам, но они охотно уступили её в обмен на орудия труда — мотыги, плуги, топоры, лопаты. Территория площадью более тысячи трёхсот гектаров официально закрепилась за русскими колонистами. Кстати, с туземцами переселенцы вполне мирно уживались. В крепости индейцы всегда могли найти хорошо оплачиваемую работу — в основном их привлекали к сельскохозяйственной деятельности.
Очень скоро Форт-Росс прославился на всю Калифорнию. У русских переселенцев были плодородные пашни, фруктовые сады, судостроительные верфи, ветряные мельницы и первая в этих местах православная часовня во имя Живоначальной Троицы. При часовне действовал сиротский приют. Именно в Форт-Россе впервые в Калифорнии начали выращивать виноград. Каждый год фортроссцы собирали богатый урожай яблок, груш, персиков. На полях колосилась рожь и пшеница. На Аляску регулярно отправлялись суда, нагруженные зерном. Однако время шло, русских поселений на Аляске становилось всё больше, соответственно, требовалось и больше продовольствия. Форт-Росс уже не мог полностью обеспечить эти потребности. К тому же у России позже нашлись другие, более выгодные способы снабжения Аляски. Форт-Росс выполнил свою миссию, и в 1839-м году было принято решение об упразднении русской колонии в Калифорнии. С этого момента и вплоть до начала ХХ века Форт-Россом владело частное лицо. В 1906 году штат Калифорния выкупил крепость. На её территории открылся музейный комплекс — Исторический парк Форт-Росс. Каждый год в память об уникальной истории этого места в Троицкой часовне совершается Божественная литургия, а над крепостью поднимается Российский флаг.
Все выпуски программы Открываем историю
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема