«Фольклор и барокко: необычное музыкальное сочетание». Вера Воронежская, Галина Лукашевич, Наталья Прохорова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Фольклор и барокко: необычное музыкальное сочетание». Вера Воронежская, Галина Лукашевич, Наталья Прохорова

* Поделиться

У нас в гостях были художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклово, исследователь аутентичной музыки Вера Воронежская и этномузыкологи, участницы творческого объединения «Под облаками», создатели молодежного фольклорного лагеря на Русском Севере Галина Лукашевич и Наталья Прохорова.

Мы говорили о значении фольклора для современного человека, о том, как это направление сохраняется и развивается сегодня, а также о неожиданном сочетании клавесина и русских народных песнопений. Наши гости рассказали:

— с какой целью и для кого они решили организовывать фольклорный лагерь, и в чем его суть;

— что такое духовные стихи;

— почему И.С. Баха называют богословом в музыке;

— кто такой этномузыколог, и чем он занимается.

Разговор также шел о концерте духовной музыки «Бедные птицы»: где и когда он будет проходить, какие произведения будут там исполнены, и кого особенно он может заинтересовать.


А.Митрофанова:

- «Светлый вечер» на радио «Вера».

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я – Алла Митрофанова, человек, который сегодня узнал новое слово. Казалось бы… понятно, русский язык безграничный, бездонный и потрясающе высокий, мы, сотрудники радио, занимаемся тем, что расширяем для себя горизонты постоянно. И, вот, сегодня – тот день, когда мои личные горизонты… они… ну, буквально… от неожиданности, наверное, вздрогнули.

Может быть, я такая одна, и, скорее всего. Не знала, что есть профессия «этномузыколог». Для меня это – открытие, сродни открытию, наверное, какого-нибудь нового созвездия! Созвездие, собственно, в нашей студии сегодня и присутствует.

Вера Воронежская – пианист, клавесинист, художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове. Наши постоянные слушатели Веру уже прекрасно знают.

Вера, здравствуйте!

В.Воронежская:

- Здравствуйте!

А.Митрофанова:

- Галина Лукашевич и Наталья Прохорова – девушки, представители вот этой самой редчайшей профессии – они этномузыкологи, участники творческого объединения «Под облаками», и, к тому же, создатели молодёжного лагеря «Фолк-кэмп» на русском севере.

Галина, Наталья, здравствуйте!

Н.Прохорова:

- Здравствуйте!

Г.Лукашевич:

- Здравствуйте!

А.Митрофанова:

- Вы расскажете сегодня, что скрывается за этим потрясающим словом «этномузыколог».

Г.Лукашевич:

- Обязательно.

А.Митрофанова:

- Вера, Вы – инициатор нашей сегодняшней встречи, и инициатор, как понимаю, концерта, который пройдёт 17 апреля в ДК «Рассвет» в Москве. Называется он «Бедные птицы». Каким-то образом, связан с праздником Входа Господня в Иерусалим, верно?

В.Воронежская:

- Верно. Этот концерт мы готовили давно, ещё осенью, и мы захотели объединить русский фольклор – тот фольклор, который пелся во время Великого поста, с произведениями, которые Иоганн Себастьян Бах писал тоже во время Великого поста, но только в совершенно другой стране, совершенно для другой публики, говорящей на другом языке.

Концерт будет состоять из произведений, написанных для клавесина, которые я сыграю, из русских духовных стихов, о которых девочки расскажут сейчас, и песен, которые написал специально для этого концерта современный композитор Руст Позюмский, и они… вот… в таком стиле… на грани барокко и фольклора, и они написаны для ансамбля фольклорного, в сопровождении клавесина.

А.Митрофанова:

- В который раз, в этой студии Вы говорите об этом уникальном сочетании – фолк и клавесин. И, казалось бы, мы были у вас на фестивале в Подмоклове, мы слышали и видели всё своими собственными глазами и ушами, и, каждый раз, всё равно, внутренне, пытаешься соединить вещи, казалось бы, несоединяемые – клавесин, который кажется нам музыкальным инструментом из каких-то светских салонов, и фольклор – музыку, звучавшую на улицах в деревнях не только во время праздников, на самом деле, но и во время тяжёлых работ. И – во время, действительно, и Великого поста, когда совсем не до праздника, но люди, вместе с тем, поют, и, через это пение, выливается, наверное, что-то очень важное, происходящее у них внутри.

Каким образом клавесин и фольклор связаны между собой?

В.Воронежская:

- Ну… знаете… мне кажется, что сейчас уже такое время, что делать какие-то… ставить границы между классической музыкой, фольклорной, или… там… джазом… рок-музыкой… и так далее – уже немножко странно. Потому, что, в принципе, это всё звучит вместе, и, лично для меня, интерес представляет та музыка, которая – хорошая.

И здесь, мне кажется… Я, вот, сама занималась много лет, и до сих пор, аутентичным исполнительством, которое предполагает то, что мы исполняем музыку на исторических инструментах и стараемся проникнуть… вот… в суть исполнительской традиции – той, которая была тогда, когда композиторы писали те или иные произведения.

Когда я познакомилась с ребятами, и начала… вообще… увлекаться фольклором русским, что для меня было открытием – совершенно недавно, буквально… там… лет семь назад, я поняла, что они занимаются тем же самым. И мне было очень странно, что эти два мира живут параллельно, и никак не соединяются. Притом, что фольклорная музыка – она очень интересная, с точки зрения… вообще… музыкальной ткани, формы и так далее. И мне очень странно было, что академические исполнители, и музыканты, и, вообще, в принципе, меломаны, эту музыку для себя не открывают.

Поэтому, мне показалось, что будет правильным и интересным соединять то и другое направление на одних сценах, площадках.

Я знаю, что многие фольклористы сталкиваются сейчас с той проблемой, что фольклор перестал жить уже в деревнях. И, вот, например, у ребят из творческого объединения «Под облаками», которые сегодня в студии, даже был круглый стол, посвящённый этой проблеме.

А.Митрофанова:

- Сейчас мы спросим, в чём же суть этого явления. Фольклор – сегодня, когда, действительно, наверное, он перестаёт уже вот так вот рождаться в деревнях, как это было ещё в начале… может быть, даже и в середине ХХ века. Действительно, сейчас… ну… мы же – жители городов, в основном. Может быть, в этом – причина? Есть же даже такое понятие, как «городской фольклор», если я верно себе представляю тенденции.

Галина, Наталья, что скажете?

Н.Прохорова:

- Ну… очень интересная история, в принципе, сейчас с фольклором. Так, как, правда, из деревень люди уезжают, города растут, и, в принципе, даже ещё в ХХ веке фольклор можно было записать – в 60 - 80-е годы можно было поехать в деревню и записать очень много интересного.

Вот, после Перестройки всё меньше и меньше мы видим, как в деревнях поют, как бабушки передают песни своим детям, молодому поколению. Но, что интересно, именно сейчас в городах очень активно развивается фолк-движение. Даже не фолк-движение… а молодые люди стали обращать внимание на традицию. И молодые люди сейчас – они уже стали более чувствительными, и они могут различить то, что раньше нам показывали по телевизору – большие народные хоры… сейчас уже молодёжь видит, что это – что-то не то, что вряд ли крестьянин мог так наряжаться, надевать такие туфельки нарядные, красные сапожки, танцевать-отплясывать, и многое было иначе в старину. И молодёжь это видит, чувствует и начинает искать.

И, поэтому, всё чаще и чаще, молодые городские люди, которые вообще никак не связаны с фольклором, с деревней, которые, может быть, никогда не видели и коров – чаще эти люди обращаются, и ищут именно традиционные песни, которых очень много в сети, фольклорные какие-то костюмы, и так далее.

А.Митрофанова:

- Собственно, музыкальный коллектив «Под облаками» идёт тем же самым путём, верно я понимаю?

Г.Лукашевич:

- Ну, да. Мы пытаемся уже сохранить традицию в городской среде непосредственно – для молодёжи, которая живёт в больших мегаполисах, городах, где традиция уже меньше сохранилась, но, по-прежнему, человеку нужно куда-то выплёскивать, вообще, своё пыл, свой жар, свою радость, свою боль и переживания. И, как раз, музыка и является тем самым средством, которым и являлась-то – и в старину, и в деревне. Потому, что нужно было как-то, где-то проживать все свои чувства.

А.Митрофанова:

- Вера, у меня, в связи с этим, вопрос в Вам, как клавесинисту – а через клавесин можно что-то выплеснуть?

В.Воронежская:

- Можно. Можно, но сложно!

А.Митрофанова:

- Мне кажется, это такой строгий инструмент, который форматирует музыканта под себя.

В.Воронежская:

- Вы справедливы. На самом деле, даже, вот, с музыкой Баха… я, вот, сейчас читаю книгу одну, в которой сказано о том, что… это писал композитор, теоретик, который жил ещё до Баха – Маттезон – и он говорит о том, что, когда играешь такую музыку – религиозную ( а я вам сейчас, попозже, расскажу о том, что она, действительно, религиозная ) – нужно не только играть чувственно, и переживать её, как музыку, и как нам кажется привычным, но ещё и вдаваться в подробности какие-то… вот… в суть того, о чём она говорит, и тут нужно немножко отстранённо понять, вообще, что это, на самом деле, речь. Речь оратора, который хочет донести какую-то мысль, и, в данном случае, это религиозная, обычно, мысль… вот… у Баха.

А.Митрофанова:

- Вы знаете, предлагаю послушать сейчас фрагмент из Вашего выступления. Клавесин, как раз, звучит… и, когда, в прошлый раз, Вы к нам приезжали, Вы клавесин привозили с собой. Это, оказывается, ещё и транспортабельный инструмент, но, правда, всё-таки, труднотранспортабельный. То есть, его нужно разобрать, привезти, затем собрать, настроить…

В.Воронежская:

- … подождать ещё час, чтобы он акклиматизировался, потом настроить его…

А.Митрофанова:

- … да… да… и только после этого можно исполнять…

В.Воронежская:

- … что-то исполнять, да…

А.Митрофанова:

- … попытаться…

В.Воронежская:

- … да… чтобы он не «поплыл»…

А.Митрофанова:

- … попытаться исполнить, если он пойдёт навстречу.

Сегодня Вы без клавесина – наверное, и хорошо, нечего… так вот… почём зря… по такой погоде таскать инструменты. И, вместе с тем, есть концертные записи Ваши.

Что у нас сейчас прозвучит? Просто, чтобы мы могли вспомнить, как клавесин… каков его голос?

В.Воронежская:

- Сейчас прозвучит «Прелюдия» Иоганна Себастьяна Баха из Первого тома «Хорошо темперированного клавира», ре-мажор.

-МУЗЫКА-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается.

Напомню, что в нашей студии сегодня уникальные люди. Вера Воронежская – пианист, клавесинист, художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове. Галина Лукашевич и Наталья Прохорова – этномузыкологи, участники творческого объединения «Под облаками», и создатели молодёжного лагеря «Фолк-кэмп» на Русском севере. Об этом речь у нас ещё впереди.

Вера, только что прозвучал клавесин – фрагмент из прелюдии Баха Вы исполнили. Мы знаем Баха, как человека, которого, наверное, богословом в музыке можно назвать. Вот, почему это так?

У каждого исполнителя есть свои отношения с Бахом, и свой ответ на свой вопрос. Каков – Ваш?

В.Воронежская:

- Мой ответ, на самом деле, общепринятый. Дело в том, что Бах, всю свою жизнь проработал в церкви – сначала в одной, потом в другой, и он очень много писал религиозной музыки, и даже музыки для Богослужений. Это отразилось и на его светские жанры, и, очень часто, какие-то темы из его религиозных произведений звучат и в светской музыке.

По этим произведениям, по этим отрывкам мы можем понимать, что речь идёт о каком-то конкретном, часто Евангельском, событии.

В данном случае, вы услышали прелюдию, о которой принято считать, что она была посвящена празднику сошествия Святого Духа. И здесь слышно даже… почти видно… какие-то… вот, эти вот огоньки, которые сходят на апостолов, и, вот, они…

А.Митрофанова:

- … получают благодать Святого Духа, и, в общем-то, становятся уже такими людьми… ну… преображёнными, что ли?

В.Воронежская:

- Да.

А.Митрофанова:

- И это всё через музыку, действительно, можно услышать! Это поразительно, насколько Бах точно и глубоко проделывает вот такую художественную работу!

Мы не знаем, как это устроено в голове у гения – мы можем только этому удивляться, восхищаться, и попытаться… со-прожить, что ли… то, что происходит с самим Бахом, и то, что мы слышим через музыку.

Галина, Наталья, получается, концерт, который 17 апреля пройдёт в ДК «Рассвет» – «Бедные птицы» – он будет в себя и клавесин включать, и вот такие высокие жанры, как размышления Баха о жизни с Богом – человека в присутствии Бога, и – фольклор, те изыскания, которыми занимаетесь вы?

Что сочетается с Бахом, в этом смысле, из тех жанров, которыми вы занимаетесь?

Н.Прохорова:

- Не менее духовные жанры… это духовные стихи. Духовные стихи – это жанр, который крестьяне исполняли во время Великого поста, и других постов. Но, конечно же, во время Великого – особенно.

Они – очень глубокие. Потому, что крестьянин, именно в этот момент, запрещал себе веселье, танцы, какие-то развлечения, и погружался полностью в свою духовную жизнь.

И в духовных стихах русского народа выражается их размышление о жизни и смерти, очень много сюжетов в истории о том, как человек спрашивает себя, спрашивает окружающих и Бога, что будет после смерти, рассуждение о том, «как я прожил эту жизнь – гулял, веселился, а на Суд Страшный меня ведут, душа моя не готова», и так далее. И очень много сюжетов именно на эту тему.

Но также есть сюжеты, которые рассказывают о Евангельских событиях. Потому, что русские крестьяне были, всё-таки, безграмотными, и фольклор – это форма их существования. Фольклор образовывал людей.

Поэтому, благодаря таким духовным стихам, народ – крестьяне – принимали Евангельские события, они переживали вместе их. Конечно же, интерпретировали что-то по-своему, музыкально это оформляя, но, так или иначе, именно так, благодаря духовным стихам, крестьяне воцерковлялись. Можно сказать и так.

А.Митрофанова:

- «Воцерковлялись» – в том смысле, что пропускали через себя Евангельскую историю. Наверное, так?

Г.Лукашевич:

- Да, сопереживали, как Христу было нелегко. И там тексты – очень долгие, длинные, это поётся монотонным… как бы, с повторением, но важная часть здесь – не музыкальная, не интонационная, а словесная – то, что выражено в тексте. И, вот – со всеми подробностями: как Его распинали, кто, когда… и, вот, видимо, это тоже вызывало какие-то особые чувства сопереживания, горести, печали. Нужно было человеку задуматься, чтобы, вот… ну… во имя, как бы, своего спасения – не пережить, вот, такое же.

А.Митрофанова:

- Слушайте… а как это ложится на современное сознание? Вот, вы озвучили тезис, парадоксальное такое явление обозначили о возрождении интереса к фольклору в среде молодых людей… ну, и вы сами тоже… я не знаю, есть ли вам по двадцать… ну, по двадцать, наверное, есть… ну, там… по двадцать два, условно говоря, да?

И, насколько я понимаю, песни, о которых вы говорите, действительно, продолжительные, монотонные, с каким-то однообразным ритмом. Современная музыка… и, вообще, наше современное сознание – оно в другой плоскости лежит. У нас – яркие впечатления должны быть, чтобы мы то или иное музыкальное произведение как-то распознали и разместили в своей голове… желательно – усилители вкуса» какие-то, да… «мотивчик»… то, что, в своё время, Алла Борисовна Пугачёва назвала словом «мотивчик»… мне кажется, это точное, такое, попадание… если его нет, то… ну… на какое-то время, может быть, музыкальная композиция и зафиксируется в… вот, этом вот… публичном пространстве, но она очень быстро «вымоется» оттуда. Она оттуда просто уйдёт, и не останется.

То, о чём вы говорите – оно, вообще, в другой плоскости… и… заставляет слушать, думать… не знаю… мозги перестраивать, в каком-то смысле. Почему это – приживается?

Н.Прохорова:

- Ну, как раз таки, «мотивчик». Современное общество – они, в первую очередь, всё равно, в фольклоре улавливают мелодию. Как бы нам ни хотелось донести, что слова – очень важны для любой песни.

Улавливают мелодию, а духовные стихи – зачастую, они очень красивые. Они… во-первых, это довольно-таки поздний жанр, он сформировался, когда уже городская музыка была развита, когда уже в деревню привозили инструменты – появилась гармошка, в гармошке звукоряд уже – гармонический, и, поэтому, духовные стихи начали обогащаться, вот, такими вот, мелодическими красивыми вариантами.

И сейчас, всё-таки, в первую очередь, люди славливают этот «мотивчик», мелодию, они слушают красивую музыку. А вот тут вот, правда, уже нужно дальше постараться вникнуть в текст, и есть два варианта. Либо ты сидишь, слушаешь мелодию, и просто, вот, задумываешься о чём-то – потому, что мелодия тоже соответствующая, либо ты работаешь, слушаешь текст, и – думаешь.

А.Митрофанова:

- А, давайте, мы сейчас попробуем послушать что-то из тех песнопений, которые вы представите на концерте, и о которых говорите сейчас. Мне кажется, это было бы логично – в хоте нашего разговора. А то – мы всё рассказываем, рассказываем о современных интерпретациях фольклора, а, вот – давайте, послушаем. Что это будет?

Г.Лукашевич:

- Сейчас, в нашем исполнении, прозвучит духовный стих «Как шли-прошли две чернушечки». Это – из села Фощеватово, Волоконовского района Белгородской области.

Хочется отметить, что, всё-таки, это тот самый этнографический вариант – мы постарались соблюсти все законы, по которым была исполнена эта песня от этнографических исполнителей. То есть, в нашей интерпретации… мы надеемся, что там – минимум. Для нас это большая заслуга, если кто-то скажет, что это очень похоже на этнографическое исполнение.

А.Митрофанова:

- Очень благодарю за это уточнение. И – к вам сейчас присоединятся ваши коллеги!

Г.Лукашевич:

- Да, с нами сейчас будут петь ещё две участницы нашего творческого объединения – это Прохорова Екатерина и Крылова Мария.

-ПЕСНЯ-

А.Митрофанова:

- Галина Лукашевич, Наталья и Екатерина Прохоровы, Мария Крылова сейчас исполняли для нас одну из тех композиций, которые сумели «отреставрировать», восстановить. Про чернушечек… это… это, конечно, нечто! Спасибо вам огромное, девчёнки, за ваши труды, вашу работу!

Музыкальный коллектив «Под облаками» сегодня у нас в студии. И, конечно, Вера Воронежская – пианист, клавесинист, художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове.

Я – Алла Митрофанова.

Буквально через минуту – вернёмся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается.

Напомню, сегодня в нашей студии – удивительные люди. Вера Воронежская – художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове, человек, который объединяет фольклор и клавесин – пианист, клавесинист, собственно, исследователь аутентичной музыки, и истории музыки. Галина Лукашевич, Наталья Прохорова – этномузыкологи, участники творческого объединения «Под облаками», создатели молодёжного лагеря «Фолк-кэмп» на Русском севере.

Вы знаете, после того, как у нас сейчас прозвучала вот эта первая композиция фольклорная в вашем исполнении, мне хочется обратиться к вот этой важной части вашей жизни – «Фолк-кэмп», лагерь на Русском севере, которым вы занимаетесь. Что это за явление такое?

Г.Лукашевич:

- Не постесняюсь сказать, но какое-то оно уникальное в современном мире. Потому, что мы, всё-таки, относим себя, всё ещё, к молодёжи, к молодёжному движению. И, конечно же, создание предвосхитило… как бы… то, что некуда было деваться тем людям, которые заинтересовались традиционной культурой, которые заинтересовались старинной русской музыкой. И мы, после нескольких поездок на Русский север, поняли, что это – то самое место, в котором рождалась та гениальная музыка, те традиции, и, что, пока у нас есть возможность продемонстрировать это, мы должны это сделать.

В общем, суть нашего «кэмпа» выездного на Русском севере в том, что мы вывозим молодёжь, преимущественно столичную, с больших городов, которая не знает деревенского быта, и, вот, в рамках десяти дней, они проживают в русской деревне, и пытаются впитать традиционную музыку, обычаи, традиции, обряды, знания о костюме, о танце, о праздниках… в общем, всё, что люди узнавали раньше с помощью какого-то своего опытного проживания жизни – вот, здесь уже мы свои знания пытаемся, как этномузыкологи, преподнести от молодёжи – к молодёжи.

И у нас уже этот лагерь успешно состоялся дважды. Мы увидели горящие глаза молодёжи, что они в этом – нуждаются, что они хотят знать, как жили раньше, что наша музыка – это не стыдно, что это – здорово, красиво, высокохудожественно, там можно найти какие-либо современные для себя интерпретации, и как-то это даже внедрить в свою современную жизнь.

В общем, у нас уже было 60 участников за эти два года…

А.Митрофанова:

- Прекрасно!

Г.Лукашевич:

- … и…

В.Воронежская:

- А очередь – огромная к ним постоянно…

А.Митрофанова:

- Серьёзно?

В.Воронежская:

- Да-да-да… они ещё и отбирают…

Г.Лукашевич:

- Так как мы проживаем в условиях деревенского быта, мы не должны нарушить идиллию местных жителей, и, поэтому, мы можем взять только ограниченное количество участников. И, именно поэтому, мы вынуждены проводить отбор.

Если бы у нас была своя микро-деревня, мы бы обязательно всех с собой туда взяли!

А.Митрофанова:

- Но микродеревня – уже не аутентична была бы… а куда вы ездите? В какой деревне это всё происходит?

Н.Прохорова:

- Это деревня Большой бор, Онежского района, Архангельской области.

В.Воронежская:

- Нужно ещё отметить то, что деревня… я просто в ней была, меня тоже ребята брали с собой…

А.Митрофанова:

- … отобрали!

В.Воронежская:

- Да! Они меня не отобрали, я по другой программе ездила!

Она – очень красивая, и там, до сих пор, стоят – и в них живут – избы, которые стоят уже более ста лет. Это – очень красиво, и… я не знаю… у меня было очень сильное впечатление! Я даже не представляла, что можно оказаться в таком месте, в котором, как будто, время остановилось.

Там нету сайдинга вообще нигде, там какие-то совершенно другие люди…

А.Митрофанова:

- А сколько там местных жителей? Всё-таки, деревни сейчас у нас… да… как принято говорить… вымирают. Хочется надеяться, что…

Г.Лукашевич:

- Ну, да… там летом приезжают – из Северодвинска… из близлежащих городов… из Архангельска… ну, а так – зимой около 100 человек проживает.

Г.Лукашевич:

- Но нам удалось подружиться с местными жителями, мы живём в их домах, мы стараемся им помогать изо всех сил, и, поэтому, такая дружба… это, вот… «фолк-кэмп» не только молодёжи городской помогает, но и, как раз таки, местным. Потому, что мы – общаемся, мы устраиваем им концерты, мы ведём совместную жизнь, делимся совместным опытом – это хорошо очень…

А.Митрофанова:

- Вера, раз Вы там были, Вы там – с клавесином были?

В.Воронежская:

- Нет, я там была просто с семьёй. Без инструмента.

А.Митрофанова:

- А… замечательно… Я просто, вот, пытаюсь понять, что, вот… если бы, к примеру… ну, Вы же занимаетесь вот этим на фестивале в Подмоклове – соединением клавесина, фольклора, и, вообще, аутентичной… как сказать… разных направлений аутентичной музыки в один фестиваль. А может ли клавесин быть раскрыт, если окажется, к примеру, вот в таком лагере, в такой среде?

В.Воронежская:

- Я думаю, может. Но, мне кажется, там такая насыщенная программа, и она уже, сама по себе, такая цельная, что в неё ничего не надо привносить другого – ни барокко, ничего такого…

А.Митрофанова:

- Это я к тому, что очень хотелось бы ещё раз услышать клавесин у нас в эфире – я, вот, пытаюсь к нему сейчас подвести, что «а, вот, клавесин… а, давайте, вернёмся тоже к клавесину, и послушаем его ещё раз»…

Подчеркну, опять же, что речь идёт о концертных исполнениях, инструмент сегодня не у нас в студии – наверное, и слава Богу, для инструмента так лучше и надёжнее. Всё-таки, колдыбать его по переменчивой погоде весенней – это не вполне правильно.

В.Воронежская:

- Совершенно верно, да – на весну он очень реагирует.

А.Митрофанова:

- Серьёзно?

В.Воронежская:

- Да.

А.Митрофанова:

- У него начинает… там… дерево вести туда-сюда… в одну сторону, в другую… потом интонация… да… весенний кризис!

А.Митрофанова:

- И Вы это всё – чувствуете…

В.Воронежская:

- Конечно! Я же его настраиваю каждый раз, перед тем, как играть.

А.Митрофанова:

- Клавесин – это, всё-таки, струнный инструмент, да?

В.Воронежская:

- Да, это струнный инструмент. Вы, наверное, спросите, чем он отличается от рояля?

А.Митрофанова:

- Ну, внешне похож… поэтому, действительно – часто задаваемый вопрос.

В.Воронежская:

- Но это совсем другой по механике инструмент. Потому, что рояль, насколько известно, это ударный инструмент. Механика такова, что молоточек ударяет по струне. А у клавесина пёрышко – раньше это было настоящее птичье перо, сейчас это пластмассовый плектр – цепляет за струну, и получается, что это – щипковый инструмент.

А.Митрофанова:

- Щипковый… ну, наверное, с арфой его можно, в этом смысле, сравнить?

В.Воронежская:

- Можно. Как говорят: арфа в гробу.

А.Митрофанова:

- Нарядно… Что у нас прозвучит сейчас из клавесина?

В.Воронежская:

- Сейчас прозвучит уже не прелюдия, а фуга Иоанна Себастьяна Баха из второго тома «Хорошо темперированного клавира», си-минор.

-МУЗЫКА-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

- Вера Воронежская – пианист, клавесинист, художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове сегодня в нашей студии, и, в её исполнении сейчас звучала фуга Баха, как раз, на клавесине.

Галина Лукашевич, Наталья Прохорова – этномузыкологи, участники творческого объединения «Под облаками», создатели молодёжного лагеря «Фолк-кэмп» на Русском севере, о котором сейчас, как раз, девчёнки нам рассказывали.

Этномузыкологи… давайте, всё-таки, вернёмся к вашей профессии. Это, если на пальцах…

Н.Прохорова:

- … удивительная, редкая и ценная профессия. Она преподаётся в музыкальных ВУЗах, не во многих городах – в Московской консерватории, в Санкт-Петербуржской консерватории, в Казани, Воронеже, и ещё – в Академии им. Гнесиных, в Москве. Ну, и есть ещё другие города, где преподают.

В чём заключается – теоретики-музыканты изучают пристально фольклор, ездят в экспедиции, детально изучают музыкальное строение, формы, сюжеты жанров, и ищут связи даже межэтнические. Потому, что, например, если взять какую-нибудь древнюю смоленскую песню, в ней покопаться, в её форме – можно, конечно же, найти связи с фольклором близлежащих стран, и даже с южнославянским фольклором.

Ну, вот, этим этномузыкологи и занимаются. Они, после окончания ВУЗа, становятся либо работниками архивов, либо преподавателями каких-то учебных заведений…

А.Митрофанова:

- … либо участниками музыкальных объединений – например, «Под облаками»…

Н.Прохорова:

- … и создателями «Фолк-кэмпа».

А.Митрофанова:

- Да, это замечательно! Получается, у нас, скажем, фольклор Русского севера, где финно-угорское влияние мощнейшее, и, скажем… там… не знаю… Смоленск – это разные вселенные?

В.Воронежская:

- Абсолютно разная музыка, мне кажется…

Н.Прохорова:

- Да, да…

А.Митрофанова:

- И нет ничего, что бы объединяло…

Н.Прохорова:

- Есть, есть…

А.Митрофанова:

- А что объединяет? Если попытаться вычленить этот ДНК…

Н.Прохорова:

- Да… если покопаться – опять же, для этого существуют этномузыкологи – это можно найти… какие-то музыкальные единицы, музыкальные формы, ячейки, или… опять же… поэтические тексты. Вот, поэтика – это то, что… ну, точно объединяет весь русский фольклор…

Г.Лукашевич:

- Чаще всего.

В.Воронежская:

- Знаете, вот… я сейчас тоже вклинюсь… в концерте, например, будет несколько песен, которые написаны… ну, как бы… не написаны… это я уже по своей привычке…

А.Митрофанова:

- Ну… созданы…

В.Воронежская:

- … созданы… да… на один и тот же поэтический сюжет, но они – абсолютно в разных областях были созданы. И даже, вот… Наташа сейчас сказала, что слышится в русском фольклоре очень часто влияние каких-то других стран… вот, для меня было удивительным услышать традицию…

Н.Прохорова:

- … казаков-некрасовцев?

В.Воронежская:

- … да… которые жили в Турции какое-то время. Но они там, при этом, сохраняли свою традицию, и пели песни, костюмы у них были тоже… как бы, русские, но, при этом… ну, я думаю, что это вам лучше рассказать…

Н.Прохорова:

- Да… заимствованные какие-то элементы, цвета… у них очень яркие костюмы, но, при этом, сарафаны… и комплекс… традиционный, русский. Но всякие, вот, привнесения…

Причём, эти казаки-некрасовцы вернулись… уже в 60-е годы окончательно вернулись на территорию России – это было торжественно, официально, но в музыке у них – турецкие были мотивы … украшения… и много таких культур, которые заимствовали от соседних народов…

Г.Лукашевич:

- … и оставили свой след в русской традиционной музыке.

В.Воронежская:

- Да… просто, слышишь русскую песню… но, при этом – что-то не то… она какая-то немножко турецкая…

А.Митрофанова:

- Интересно…

В.Воронежская:

- … и даже не немножко, правда… очень сильно турецкая.

А.Митрофанова:

- А, вот, когда вы говорите «поэтика» – то, что объединяет, собственно… ну, я так понимаю, сюжетный ряд какой-то – то, что объединяет фольклор самых разных наших регионов? Потому, что… ну… вот, мы поговорили про… коснулись Архангельского… вы сказали ещё про Смоленский… а если… там… дальше у нас, вообще-то, Сибирь… у нас ещё Дальний восток… у нас – чего только нет! И всё это – настолько разное, и, такое ощущение, что это… ну, не то, что разные планеты, а иногда даже и разные вселенные. И, вместе с тем, есть что-то – вот, то, что вы называете поэтикой, свойственное всем этим регионам, и фольклорным течениям и направлениям.

А что стоит за этим словом «поэтика»? Опять же, вот, если – на пальцах? Я всё пытаюсь понять, что… вот, то – глубинное, корневое, что объединяет нас, таких разных?

Г.Лукашевич:

- Наверное, всех людей одолевают одни и те же переживания, одни и те же эмоции. Например, любовная лирика… текст «Потеряла я колечко… – много, где встречается, – Как по этому колечку буду плакать день и ночь…» «Куда скрылся тот цветочек, что долину украшал, куда скрылся мой милой, что словами улещал?» И дальше – развёртывание… или разворачивание сюжета происходит в разные стороны. Где-то это – о расставании говорится, где-то – наоборот, о прекрасном завершении. А зачины – такие, всеобщие, потому, что… ну, вот… о любви сказано. Где-то она проплакала все подушечки, «замочила горькими слезми»… а утром встала, просушила их ветром и солнцем, вспомнила о милом… ну, в общем, кто как хотел, так и направлял все… финальные сюжеты. Я думаю, что потому, что одолевали одинаковые чувства радости и переживаний, и, поэтому, сюжеты какие-то были повторяющиеся.

А.Митрофанова:

- Общечеловеческие переживания… вопросы, связанные… там… да, конечно, темы любви, жизни и смерти… но… жизнь и смерть – это, скорее, наверное, уже – к Евангельским сюжетам относятся, да? Потому, что они дают ответы на эти вопросы… так называемые, «проклятые» вопросы, если брать уже нашу художественную литературу. А в фольклоре, получается, эти вопросы исследуются, как раз, в духовных стихах, о которых вы говорили. То есть, есть… там… любовная лирика… а есть, можно сказать, наверное, и философский жанр, внутри фольклора, верно?

Н.Прохорова:

- Да, можно и так сказать.

А.Митрофанова:

- Всё-таки… получается… это же – вопросы, которые себе люди задают не только в России, по всему миру.

В.Воронежская:

- Вот. И мне тоже показалось, что эта идея – Евангельская, христианская, за которую мы сейчас так цепляемся – она объединяет не только людей в России, но и, вообще, в принципе, весь христианский мир.

И – да, Бах жил в Германии, но он, в это же самое время, в эту неделю, думал и писал совершенно такую же музыку, на такие же сюжеты. И мы, вот, в этом концерте, захотели… сделать и построить его так, что сначала будут идти духовные стихи, в которых есть текст, а в музыке в клавесинной нету текста, но мы знаем, о чём она – потому, что я тоже – не как этномузыколог, но как… тоже, проведя какую-то теоретическую работу с этим текстом, понимаю, что он к какому-то, тому или иному, Евангельскому сюжету относится.

И мы сделали так, что после духовного стиха, который будет говорить о чём-то… ну, скажем… «Христа распинали, ручки, ножки прибивали…» – и дальше будет звучать баховская музыка, но именно на этот же сюжет. И так, вот, будет построен этот концерт.

А.Митрофанова:

- Давайте, ещё раз напомним. Концерт, который называется «Бедные птицы»… почему такое, кстати, название? Цитата?

В.Воронежская:

- Да… это предложил, на самом деле, программный директор ДК «Рассвет» – назвать так этот концерт. Потому, что там есть просто песня, которая так и называется «Бедные птицы».

Расскажите…

Н.Прохорова:

- Да… и она очень уникальна тем, что… записана в Брянской области, от певца Климента Феоктистовича… и уникальна она тем, что он поёт её сольно, и играет на колёсной лире. Наш участник творческого объединения Захар Прохоров попробует сейчас… пробует он…

А.Митрофанова:

- Колёсную лиру?

Н.Прохорова:

- … изучает, да, лиру… и, вот, исполнить сольный номер этой песни. Она так и называется «Бедные птицы».

А.Митрофанова:

- А Климент Феоктистович – он… можете о нём что-то рассказать? Что он за человек?

Н.Прохорова:

- Нам мало известно о нём, но от него собрано очень много песен, как раз таки, в исполнении лиры. И там, кроме духовных стихов, есть очень красивый роспев тропаря Рождественского – не традиционный, который в храме мы все поём, а… такой… народный, в его вольной интерпретации красивой.

Можно, на самом деле, взять, кому интересно, зайти «ВКонтакте», открыть «музыку», набрать «Климент Феоктистович Шматов, Брянск»… или, там… «Брянск, «Бедные птицы»… «Контакт» нам помогает во всём – там есть вся музыка. И откроется много его песен. Они очень красивые.

А.Митрофанова:

- Это человек, который сознательно собирал в своей деревне, и в своём регионе эту музыку, а потом передал вам, или, так получилось, что он сам – музыкант, и, поэтому, он всё это знает, и…

Н.Прохорова:

- Это – народный исполнитель. Причём, эта запись так шипит, что мы можем предположить, что она сделана на фонограф. Фонограф – это первый звукозаписывающий инструмент, не очень хорошего качества запись, но этим она и приятна, что она – шуршит, потрескивает, он там поёт… Это народный исполнитель, житель Брянской области.

В.Воронежская:

- Да, конечно! Мне кажется, им в голову даже не приходило себя записывать. Они просто жили, а, вот, уже этномузыкологи заезжали, из столиц обычно, понимая, что эта традиция уже уходит от нас, и – записывали. Благодаря чему, мы это и имеем сейчас.

А.Митрофанова:

- То есть, приезжали просто люди с аппаратурой – вот, этой, ещё громоздкой, видимо… это какое время-то? О каком периоде речь идёт?

Н.Прохорова:

- Ну, вот, первый, как раз таки, фонограф, про который я сказала, он к русским попал в 90-е годы XIX века. Евгения Линёва – была такая собирательница. И он представлял собой такие круглые валики из воска. Поэтому, собиратели с огромными чемоданами, вот, с этими валиками, ездили в разные уголки России. Они – разбивались, они от жары таяли… поэтому, не всё довозилось обратно в города. Это – те ещё энтузиасты были, фолклористы начала ХХ века! По болотам… конечно, молодцы они!

В.Воронежская:

- Не то, что вы сейчас – с телефонами…

Н.Прохорова:

- Правда… сейчас и айфон может качественно звук записать…

А.Митрофанова:

- Это, кстати, да… действительно, так. Но, вообще, вот, эти валики восковые, которые от фонографов – есть в музее, где на них можно посмотреть. Есть уникальные архивы голосов… например… там… наш Серебряный век – очень многие авторы записаны на эти фонографы, и… это потрясающе. Но – одно дело записывать в Москве и Санкт-Петербурге, и совсем другое дело – с чемоданом этих валиков восковых…

Н.Прохорова:

- … в южную деревню какую-нибудь…

А.Митрофанова:

- … или в северную…

Г.Лукашевич:

- А ещё – у фонографа был большой такой раструб, куда нужно было петь, и крестьяне очень сильно его пугались. И, конечно же, они многих фолклористов выгоняли, и говорили: «Что это за такой душевытягивающий инструмент?»

А.Митрофанова:

- Ну, да… действительно, что может подумать человек, впервые увидев такую бандурину? Это же – огромная была такая штука… и, попробуй, объясни…

Ну… Климент Феоктистович – можно найти его в записи, послушать собственными ушами.

ДК «Рассвет», 17 апреля, 19.00, концерт «Бедные птицы» музыкального объединения «Под облаками» и Веры Воронежской с её клавесином.

Где подробности можно будет узнать? Что за программа? Как попасть? И – прочее?

В.Воронежская:

- Подробности можно узнать на сайте ДК «Рассвет», там же можно приобрести билеты, и можно ещё какую-то информацию читать у нас в соцсетях. У ребят есть страница во всех соцсетях – можно найти «Под облаками». И – мы анонсируем на страницах фестиваля в Подмоклове, также, всю информацию.

А.Митрофанова:

- А фестиваль в Подмоклове, надеюсь… как, этим летом, будет, нет? Есть планы? Или вы пока ещё в процессе собирания материала?

В.Воронежская:

- Знаете, это такой непростой вопрос… Мы очень хотим, чтобы он случился, но сейчас очень много сложностей, в том числе, и с финансированием. И… мы будем делать всё возможное, чтобы это произошло, но как там выйдет… пока не знаем.

Тоже можно будет узнать… я знаю, что сейчас все мне пишут… и нам, на все тоже страницы… на почту… этот вопрос. Как только мы определимся, мы обязательно сделаем анонсы везде.

А.Митрофанова:

- Держите нас в курсе, пожалуйста!

В.Воронежская:

- Обязательно!

А.Митрофанова:

- «Бедные птицы»… что у нас прозвучит напоследок в эфире? Что вы исполните вашим музыкальным коллективом «Под облаками»?

Н.Прохорова:

- У нас прозвучит духовный стих с сюжетом, который называют «Плач Богородицы». Причём, в концерте у нас прозвучат два стиха с этим сюжетом – один, более развёрнутый. Он интересен тем, что… история такая. Стоит книга, возле этой книги стоят два Ангела ( или три Ангела, по разным вариантам ), и возле них стоит Пресвятая Богородица. Она стоит и слёзно плачет. Они её утешают, а Она говорит: «Ну, как же Мне не плакать? Моего Сына взяли, распяли, предали…» Ангелы Ей отвечают: «Не плачь, Мать Мария, Твой Сын воскреснет, на Небо подымется с похвалою, запоёт песнь херувимски…» – и так далее.

Мы споём вариант из села Фощеватово, опять же, Белгородской области, «На Йордани».

А.Митрофанова:

- «На Йордани»?

Н.Прохорова:

- «На Йордани». Он начинается так, что: «На Йордани стоит камушек, на камне – церква…» – и так далее… дальше, что я рассказала.

А.Митрофанова:

- Потрясающе!

В.Воронежская:

- Можно, я ещё тут замечу то, что ребята ездят уже несколько лет в это село Фощеватово, и общаются там с теми носителями фольклора, которые ещё живы.

А.Митрофанова:

- То есть, это, прям, буквально, из первых рук?

В.Воронежская:

- Да.

А.Митрофанова:

- Из первый рук… Послушаем сейчас, и, напомню, что сегодня у нас в программе «Светлый вечер» были люди… я не знаю… сколько у нас этномузыкологов в России?

Г.Лукашевич:

- Ну, их можно точно пересчитать… ну, там… штучно… до ста человек.

А.Митрофанова:

- До ста человек… Представители одной из самых редких профессий – Галина Лукашевич и Наталья Прохорова – этномузыкологи, участники творческого объединения «Под облаками», и создатели молодёжного лагеря «Фолк-кэмп» на Русском севере, о котором тоже удалось сегодня немного поговорить, и – потрясающе интересно то, что девушки рассказывают. Вера Воронежская – пианист, клавесинист, художественный руководитель музыкального фестиваля в Подмоклове. Очень надеемся, что и фестиваль в Подмоклове тоже будет.

Мы говорили о концерте «Бедные птицы» – 17 апреля в 19.00 в ДК «Рассвет» в Москве он пройдёт. Информацию можно найти на сайте ДК «Рассвет», и в социальных сетях музыкального коллектива «Под облаками».

Ну, а в исполнении Галины Лукашевич, Натальи и Екатерины Прохоровых, Марии Крыловой прозвучит сейчас «На Йордани», в завершение нашей сегодняшней встречи.

Спасибо вам огромное!

В.Воронежская:

- Спасибо!

Н.Прохорова:

- Благодарим!

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем