
Фёдор Иванович де Мириево — это знаменитое когда-то имя сегодня окажется знакомым далеко не каждому. Между тем, с ним связан один из самых важных, поворотных моментов в российском образовании. Фёдор де Мириево — выдающийся педагог, филолог, академик Российской Академии наук. Человек, благодаря которому в России появилась единая государственная школьная система.
Де Мириево был педагогом по зову сердца, и всю жизнь посвятил трудам на ниве просвещения. Он появился на свет в 1741-м году, в Венгрии, и получил при рождении имя Теодор. Род де Мириево был старинным, дворянским, происходил он из Сербии. В 15 веке предки Теодора бежали оттуда в Венгрию от захватчиков-турок. Все представители семьи доблестно служили своей новой родине. Отец Теодора был военным, офицером королевской армии. Готовился послужить стране и сам Теодор. После окончания гимназии он поступил в Венский университет. Именно там его впервые привлекла педагогика как наука. Настолько, что параллельно с занятиями в университете, где изучал юриспруденцию, молодой человек стал посещать специализированную учительскую школу, а позже — педагогический институт.
Образование скоро дало свои плоды. В 1773 году венгерская королева и эрцгерцогиня Австрии Мария-Терезия проводила в стране реформу образования, которая заключалась в устроении народных школ и новом подходе к подготовке педагогов. Теодору де Мириево, как человеку православного вероисповедания, доверили внедрять новую систему образования в православных регионах страны. О том, насколько успешной была работа Теодора, можно судить по грамоте, которую вместе с австрийским дворянством пожаловала де Мириево Мария-Терезия. В ней королева обращала к педагогу такие слова: «Мы благосклонно приметили, увидели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования».
Педагогический дар де Мириево заметили и в России. Екатерина II задумала образовательную реформу по примеру той, что уже прошла в Австро-Венгрии. Императрица нуждалась в опытном человеке, который поможет её осуществить. Австрийский император Иосиф II посоветовал пригласить Теодора. Монарх дал своему подданному прекрасную рекомендацию: «Человек, трудившийся уже в устроении народных школ, знающий язык российский, и православный закон исповедующий». В 1782 году Теодор де Мириево приехал в Россию.
Фактически, образовательная реформа, которая вошла в историю как «реформа Екатерины Второй» была проделана де Мириево, которого к тому времени все стали звать на русский лад — Фёдором Ивановичем. Он внедрил в школах предметно-урочную систему. Звонок на урок, перемены, классный журнал, доска и мел — всё это появилось благодаря Фёдору Ивановичу. Де Мириево разработал новые образовательные методики, написал десятки учебных пособий. Так, например, он составил «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому». В Петербурге Фёдор Иванович учредил учительскую семинарию и стал её директором. Он создал «Руководство для учителей», и вложил в этот труд всю свою чуткую, добрую и светлую душу. «Учителя должны заступать у учеников место родителей», — настаивал де Мириево. «Руководством...» строго запрещались любые телесные наказания учащихся. Подчёркивалось, что долг учителя — просвещать умы, действуя мудро, честно и порядочно, вооружившись миролюбием и христианской любовью.
Всеми этими качествами сполна обладал и сам Фёдор Иванович. По словам современников, отличительными чертами его характера были «прямота, соединенная со скромностью, безукоризненность, честность и строгая набожность». Увы, неустанная, напряжённая интеллектуальная деятельность сказалась на здоровье педагога. «Чрезмерные труды совершенно истощили мои умственные и физические силы», — с сожалением писал Фёдор Иванович. Он стал терять память и был вынужден оставить службу. Но в памяти поколений Фёдор де Мириево остался навсегда — как выдающийся педагог, всю жизнь служивший просвещению.
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов