
Фёдор Иванович де Мириево — это знаменитое когда-то имя сегодня окажется знакомым далеко не каждому. Между тем, с ним связан один из самых важных, поворотных моментов в российском образовании. Фёдор де Мириево — выдающийся педагог, филолог, академик Российской Академии наук. Человек, благодаря которому в России появилась единая государственная школьная система.
Де Мириево был педагогом по зову сердца, и всю жизнь посвятил трудам на ниве просвещения. Он появился на свет в 1741-м году, в Венгрии, и получил при рождении имя Теодор. Род де Мириево был старинным, дворянским, происходил он из Сербии. В 15 веке предки Теодора бежали оттуда в Венгрию от захватчиков-турок. Все представители семьи доблестно служили своей новой родине. Отец Теодора был военным, офицером королевской армии. Готовился послужить стране и сам Теодор. После окончания гимназии он поступил в Венский университет. Именно там его впервые привлекла педагогика как наука. Настолько, что параллельно с занятиями в университете, где изучал юриспруденцию, молодой человек стал посещать специализированную учительскую школу, а позже — педагогический институт.
Образование скоро дало свои плоды. В 1773 году венгерская королева и эрцгерцогиня Австрии Мария-Терезия проводила в стране реформу образования, которая заключалась в устроении народных школ и новом подходе к подготовке педагогов. Теодору де Мириево, как человеку православного вероисповедания, доверили внедрять новую систему образования в православных регионах страны. О том, насколько успешной была работа Теодора, можно судить по грамоте, которую вместе с австрийским дворянством пожаловала де Мириево Мария-Терезия. В ней королева обращала к педагогу такие слова: «Мы благосклонно приметили, увидели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования».
Педагогический дар де Мириево заметили и в России. Екатерина II задумала образовательную реформу по примеру той, что уже прошла в Австро-Венгрии. Императрица нуждалась в опытном человеке, который поможет её осуществить. Австрийский император Иосиф II посоветовал пригласить Теодора. Монарх дал своему подданному прекрасную рекомендацию: «Человек, трудившийся уже в устроении народных школ, знающий язык российский, и православный закон исповедующий». В 1782 году Теодор де Мириево приехал в Россию.
Фактически, образовательная реформа, которая вошла в историю как «реформа Екатерины Второй» была проделана де Мириево, которого к тому времени все стали звать на русский лад — Фёдором Ивановичем. Он внедрил в школах предметно-урочную систему. Звонок на урок, перемены, классный журнал, доска и мел — всё это появилось благодаря Фёдору Ивановичу. Де Мириево разработал новые образовательные методики, написал десятки учебных пособий. Так, например, он составил «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому». В Петербурге Фёдор Иванович учредил учительскую семинарию и стал её директором. Он создал «Руководство для учителей», и вложил в этот труд всю свою чуткую, добрую и светлую душу. «Учителя должны заступать у учеников место родителей», — настаивал де Мириево. «Руководством...» строго запрещались любые телесные наказания учащихся. Подчёркивалось, что долг учителя — просвещать умы, действуя мудро, честно и порядочно, вооружившись миролюбием и христианской любовью.
Всеми этими качествами сполна обладал и сам Фёдор Иванович. По словам современников, отличительными чертами его характера были «прямота, соединенная со скромностью, безукоризненность, честность и строгая набожность». Увы, неустанная, напряжённая интеллектуальная деятельность сказалась на здоровье педагога. «Чрезмерные труды совершенно истощили мои умственные и физические силы», — с сожалением писал Фёдор Иванович. Он стал терять память и был вынужден оставить службу. Но в памяти поколений Фёдор де Мириево остался навсегда — как выдающийся педагог, всю жизнь служивший просвещению.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.