Федор де Мириево: педагог, реформатор образования - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Федор де Мириево: педагог, реформатор образования

Федор де Мириево: педагог, реформатор образования
Поделиться Поделиться

Автор образовательной реформы, которая вошла в историю как «реформа Екатерины Второй» — Федор Иванович де Мириево — выдающийся педагог, благодаря которому в России появилась единая государственная школьная система.

Теодор по рождению, Де Мириево родился в 1741-м году, в Венгрии. Пойдя по стопам своего отца, офицера королевской армии, Теодор после окончания гимназии поступил в Венский университет, где изучал юриспруденцию. Его настолько увлекла педагогика, что позднее он окончил педагогический институт. В 1773 году королева и эрцгерцогиня Австрии Мария-Терезия проводила в стране реформу образования, и Теодору де Мириево, как человеку православного вероисповедания, доверили внедрять новую систему образования в православных регионах страны. Когда Екатерина II задумала образовательную реформу в России по примеру Австро-Венгрии, австрийский император Иосиф II посоветовал пригласить именно Теодора в качестве опытного специалиста. Де Мириево к тому времени все стали звать на русский лад — Фёдором Ивановичем. Он стал автором «Руководства для учителей», внедрил в школах предметно-урочную систему, написал десятки учебных пособий, учредил учительскую семинарию.

Какие черты характера Федора Ивановича де Мириево отмечали его современники?

Фёдор Иванович де Мириево — это знаменитое когда-то имя сегодня окажется знакомым далеко не каждому. Между тем, с ним связан один из самых важных, поворотных моментов в российском образовании. Фёдор де Мириево — выдающийся педагог, филолог, академик Российской Академии наук. Человек, благодаря которому в России появилась единая государственная школьная система.

Де Мириево был педагогом по зову сердца, и всю жизнь посвятил трудам на ниве просвещения. Он появился на свет в 1741-м году, в Венгрии, и получил при рождении имя Теодор. Род де Мириево был старинным, дворянским, происходил он из Сербии. В XV веке предки Теодора бежали оттуда в Венгрию от захватчиков-турок. Все представители семьи доблестно служили своей новой родине. Отец Теодора был военным, офицером королевской армии. Готовился послужить стране и сам Теодор. После окончания гимназии он поступил в Венский университет. Именно там его впервые привлекла педагогика как наука. Настолько, что параллельно с занятиями в университете, где изучал юриспруденцию, молодой человек стал посещать специализированную учительскую школу, а позже — педагогический институт.

Образование скоро дало свои плоды. В 1773 году венгерская королева и эрцгерцогиня Австрии Мария-Терезия проводила в стране реформу образования, которая заключалась в устроении народных школ и новом подходе к подготовке педагогов. Теодору де Мириево, как человеку православного вероисповедания, доверили внедрять новую систему образования в православных регионах страны. О том, насколько успешной была работа Теодора, можно судить по грамоте, которую вместе с австрийским дворянством пожаловала де Мириево Мария-Терезия. В ней королева обращала к педагогу такие слова: «Мы благосклонно приметили, увидели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования».

Педагогический дар де Мириево заметили и в России. Екатерина II задумала образовательную реформу по примеру той, что уже прошла в Австро-Венгрии. Императрица нуждалась в опытном человеке, который поможет её осуществить. Австрийский император Иосиф II посоветовал пригласить Теодора. Монарх дал своему подданному прекрасную рекомендацию: «Человек, трудившийся уже в устроении народных школ, знающий язык российский, и православный закон исповедующий». В 1782 году Теодор де Мириево приехал в Россию.

Фактически, образовательная реформа, которая вошла в историю как «реформа Екатерины Второй» была проделана де Мириево, которого к тому времени все стали звать на русский лад — Фёдором Ивановичем. Он внедрил в школах предметно-урочную систему. Звонок на урок, перемены, классный журнал, доска и мел — всё это появилось благодаря Фёдору Ивановичу. Де Мириево разработал новые образовательные методики, написал десятки учебных пособий. Так, например, он составил «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому». В Петербурге Фёдор Иванович учредил учительскую семинарию и стал её директором. Он создал «Руководство для учителей», и вложил в этот труд всю свою чуткую, добрую и светлую душу. «Учителя должны заступать у учеников место родителей», — настаивал де Мириево. «Руководством...» строго запрещались любые телесные наказания учащихся. Подчёркивалось, что долг учителя — просвещать умы, действуя мудро, честно и порядочно, вооружившись миролюбием и христианской любовью.

Всеми этими качествами сполна обладал и сам Фёдор Иванович. По словам современников, отличительными чертами его характера были «прямота, соединенная со скромностью, безукоризненность, честность и строгая набожность». Увы, неустанная, напряжённая интеллектуальная деятельность сказалась на здоровье педагога. «Чрезмерные труды совершенно истощили мои умственные и физические силы», — с сожалением писал Фёдор Иванович. Он стал терять память и был вынужден оставить службу. Но в памяти поколений Фёдор де Мириево остался навсегда — как выдающийся педагог, всю жизнь служивший просвещению.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях

Также рекомендуем