
В конце восемнадцатого века парижане из уст в уста передавали невероятную историю: сам Дени Дидро — известный писатель и яростный атеист — публично подтвердил свою убежденность... в Божественном происхождении Евангелия! В одном из литературных салонов Парижа кто-то позволил себе скептически и насмешливо отозваться о Священном Писании. Дидро, присутствовавший при этом, перебил насмешников и спросил, а способны ли они сами написать хоть один рассказ, который бы был так прост, но в то же время так возвышен и трогателен, как повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа? Рассказ, который бы произвел на человечество столько же сильное впечатление, и влияние которого на жизнь людей не ослабевало по прошествии многих веков? Это на удивление справедливое высказывание неверующего Дидро оказалось единственным, в чём с ним, спустя столетие, полностью согласился известный христианский богослов Филипп Шафф в своей книге «Иисус Христос — величайшее чудо истории».
Этот научный, но вместе с тем крайне увлекательный для чтения труд имеет и соответствующий подзаголовок: «Опровержение ложных теорий о личности Иисуса Христа и собрание свидетельств о высоком достоинстве характера, жизни и дел Его со стороны неверующих». За более, чем сто лет книга множество раз переиздавалась и в наше время продолжает оставаться читаемой и популярной.
Автор выполнил достойную восхищения задачу: поднял сразу несколько крупных исторических пластов от античности до современности, а главное, смог с объективностью истинного исследователя скрупулёзно изучить даже те источники, в которых личность Христа и Его учение заведомо подвергались если уж не поруганию, то откровенному скепсису. А это для Филиппа Шаффа, глубоко верующего христианина, было, наверное, не так уж просто!
И вот как раз здесь автор книги «Иисус Христос — величайшее чудо истории» сделал любопытнейшее открытие. Отрицая Божественную сущность Христа, даже самые отъявленные атеисты почти всегда сами же косвенно, а то и прямо, её подтверждали! И упомянутый случай с Дидро далеко не единственный. В одной компании с ним оказались Жан Жак Руссо, Наполеон Бонапарт, иудейский историк Иосиф Флавий, один из первых противников христианства греческий философ Цельс и многие, многие другие. Шафф аккуратно собрал их невольные признания Божественности Иисуса Христа и Священного Писания — и представил на суд читателей.
«Если Мои ученики умолкнут и не будут прославлять Меня, то камни возопиют», — сказал Христос в Евангелии. Не только камни, но и атеисты — добавляет Филипп Шафф на страницах своей книги, и утверждает: «Христос — величайшее чудо истории».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема