
Поэт Владимир Маяковский, как известно, не только писал стихи, но и занимался, как сегодня сказали бы, копирайтингом — то есть созданием рекламных текстов и лозунгов. Именно ему принадлежит ставшая хрестоматийной строчка: «Не покупаю нигде кроме, как Моссельпроме». Однако не все знают, что у этого известного слогана есть начало. И звучит оно так: «Я ем печенье фабрики «Красный Октябрь, бывшей Эйнем». Популярность сладостей фабрики немца Фердинанда Эйнема была настолько огромной, что даже после революции новая власть, переименовав национализированное предприятие в «Красный Октябрь», была вынуждена делать на упаковках и обёртках это важное уточнение — «бывшая Эйнем».
Фердинанд Теодор фон Эйнем, приехавший в Москву в 1851 году, открыл на Арбате маленькую кондитерскую, где предлагал отведать шоколадные изделия собственного изготовления. Его конфеты в буквальном смысле привёли в восторг жителей Первопрестольной, и дела Эйнема быстро пошли в гору. Через несколько лет у него уже была кондитерская фабрика на Софийской набережной, а фамилия «Эйнем» стала настоящим брЭндом, синонимом самого вкусного шоколада, конфет, какао, пастилы, мармелада, пряников и печенья. И всё-таки Фердинанд Эйнем остался в истории не только как шоколадный король. Вспоминают о нём и как о благотворителе, щедро делившимся своим богатством с людьми.
Эйнема вообще знали как человека отзывчивого и доброго, лишённого присущей многим немцам чопорности и надменности. Выражалось это порой даже в мелочах: к примеру, работники, поступающие на фабрику Эйнема, независимо от занимаемой должности, в первый рабочий день имели право бесплатно лакомиться сладостями в любых количествах, а подробную экскурсию по предприятию для них проводил сам хозяин.
Хозяин фабрики старался устроить быт своих работников так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. При кондитерской фабрике имелось бесплатное общежитие, столовая, больница, школа. Даже одежду и обувь у Эйнема можно было получить бесплатно. А, кроме того, предприятие обеспечивало пожилым работникам пенсию, матерям — пособие по уходу за ребёнком, награждало тех, кто много лет трудился на фабрике, премиями и ценными подарками.
Был у Эйнема и ещё один принцип, которому он следовал с самого первого дня работы своей фабрики: с каждого проданного фунта печенья он жертвовал на благотворительность пять копеек серебром. Если учесть, насколько востребована была продукция его предприятия, сумма получалась приличная. Эти деньги Эйнем распределял между сиротскими приютами Москвы. Особое попечение оказывал он Немецкому приюту для бедных и сирот. Несмотря на название, среди воспитанников приюта, конечно, были дети не только немецкого происхождения. Двери его были широко открыты для всех, кто нуждался в заботе, пропитании и крыше над головой. Фабрика Эйнема регулярно поставляла в приют свою сладкую продукцию, а также снабжала его воспитанников свежим молоком.
Фердинанд Эйнем рано ушёл из жизни — ему было всего пятьдесят лет. Тяжёлая болезнь подкосила его в 1876 году. Но предприятие продолжало следовать добрым традициям своего основателя. В годы Первой Мировой фабрика Эйнема отправляла на фронт вагоны с печеньем, а в Москве на её средства был открыт лазарет для раненых воинов.
В 1918 году главная кондитерская фабрика Москвы перешла в государственную собственность и сменила название на всем нам сегодня известное «Красный Октябрь». Прижилось оно не сразу и долго ещё, упоминая о фабрике, к её новому названию непременно добавляли: «бывшая Эйнем», невольно вспоминая о человеке, для которого предпринимательство было возможностью помогать другим.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема