«Феномен юродства: подвиг блаженной Ксении Петербургской». Священник Константин Мальцев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Феномен юродства: подвиг блаженной Ксении Петербургской». Священник Константин Мальцев

* Поделиться

Наш гость — настоятель храма новомученников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.

Разговор шел о феномене юродства: за что почитают блаженную Ксению Петербургскую, и какие уроки из подвига этой святой могут извлечь для себя современные христиане.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз пришла пора неофиту задавать свои неофитские вопросы замечательным священникам, которые приходят в «Светлую студию» Радио ВЕРА. В этой первой летней программе «Вопросы неофита» я представляю совершенно летнего в самом солнечном и теплом смысле, в частности по той причине, что он приехал к нам из солнечного... Я вообще считаю, что Краснодар это столица лета России, именно так. Я там бываю не так часто, как мне того бы хотелось, но каждый раз, когда приезжаю, даже если это какая-то непогодь российская, все равно там всегда живет лето в любое время года. Настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае — даже звучит как, станица Ленинградская в Краснодарском крае — священник Константин Мальцев. Добрый вечер, отец Константин. С летом вас я поздравляю.

Священник Константин Мальцев:

— Добрый вечер. И вас тоже с летом.

Александр Ананьев:

— Как летом живет станица Ленинградская в Краснодарском крае? Почему спрашиваю? Потому что у меня все время ощущение, что летом россияне едут на Юг. А куда едут россияне, если они живут на юге, летом. На Север?

Священник Константин Мальцев:

— Бывает, ездят так же на море поближе, где ветерочек дует, а бывает, просто прячутся от кондиционеров. Потому что лето бывает рекордно теплым, я бы сказал так, примерно по прошлому году рекорд был 63 градуса.

Александр Ананьев:

— Серьезно? Плюс 63 градуса?!

Священник Константин Мальцев:

— У некоторых термометры просто лопались. Поэтому лето лету рознь.

Александр Ананьев:

— Жаркие люди живут в жарком Краснодарском крае. Сегодня 6 июня. Именно 6 июня, относительно недавно, 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была канонизирована в лике блаженных Ксения Петербургская, одна из самых любимых русских святых. Каждый раз, когда приезжаем в Петербург, обязательно приходим поклониться Ксеньюшки. Хотя для меня это одна из самых сложных святых. Знаете, есть святые, у которых все правильно, вот как полагается. Есть какие-то каноны, есть какие-то законы, есть какой-то путь восхождения. А здесь, услышьте меня правильно, какое-то безумие во всем этом есть. В чем тайна популярности этой святой, хотя популярность слово неправильное, любви, наверное? Любви к Ксении Петербургской. В чем ее загадка?

Священник Константин Мальцев:

— Меня Господь тоже сподобил побывать у мощей, я учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Когда посещаешь часовенку, где мощи, ответ там находишь. Почему эти очереди стоят? В простоте. Мы читаем у святых отцов: «Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного». Порой, чем человек проще, открытее, тем больше к нему душа располагается. И заповедь вспоминаешь тогда, почему-то на ум она приходит, Господня Новозаветная: «Блаженны чистые сердце, ибо они Бога узрят». Но чистота сама по себе не приходит. В чем ее изюминка, если позволите выразиться? Это чистота нравственного хранения и души и тела о своем муже. Подвиг-то она о муже понесла своем, взяв на себя подвиг юродства Христа ради. И далее она стала служить Богу. А Господь уже стал ее молитвенно, по молитвам — и так, и так — одарять ее своими благодеяниями, дарами.

Александр Ананьев:

— Вопрос: в чем суть подвига юродства? Объясню. Есть вещи, которые требуют от нас усилий, которые требуют от нас подвига, свершений. Юродство же человек не выбирает, как мне кажется.

Священник Константин Мальцев:

— Почему? Выбирает.

Александр Ананьев:

— Выбирает? Вообще что такое юродство? Я воспринимаю это как сумасшествие, да?

Священник Константин Мальцев:

— В какой-то мере. Это определенное осмысленное, добровольное желание, победить, как минимум, в себе какую-то гордыню. Как минимум. Или понести подвиг ради чего-либо. В частности, Ксения Петербургская сначала ради своего супруга. Если позволите, я поделюсь одним опытом, и вот здесь в нем есть юродство. Это пережитый опыт. У меня есть батюшка-друг, с которым мы общаемся, Богу каемся, свидетели друг друга будучи. Он часто, когда мы служили в одном храме вместе с ним, ходил и садился на паперть, снимал крест и садился. Он сам по себе бывает, юродствует. И мне как-то было это забавно, почему бы не попробовать, хороший пример заразителен. Я снял крест и пошел на паперть как бы просить милостыню. Но я вам честно скажу, это было в какой-то мере сначала по глупости, поднять себе, может, в какой-то мере настроение. А потом Господь очень сердца коснулся. И в этом, что я дальше расскажу, именно есть определенное юродство, которым Господь тебя врачует. Ведь Господь по-разному может врачевать — через немощи, через милость богоугодную, покаяние, пути Господни неисповедимы, как мы знаем. Вот я сел на паперти, пригласил нашего повара на тот момент: Наташ, пойдем, за компанию со мной посидишь. Стали люди заходить, какие-то меня, естественно, знают, какие-то нет, первый раз, проезжая мимо храма, решили зайти. Дают рубль-два, сначала для меня это немножко забавно было, люди улыбаются, я их тоже узнаю, улыбаюсь. А потом немножко стало в душе переворачиваться, ты стал понимать, что этот рубль-два тебе дают, ты его духовный вес и значимость стал понимать. Насколько слова Господа, «кто верен в малом, тот верен и в великом»... А ведь они дают не столько тебе, сколько Богу, ведь они это делают как добродетель для спасения своей души, ты только связующее звено в данный момент. И внутри у меня на тот момент это юродство переросло в: Господи, какую ответственность я сейчас на себя беру. Ведь за эту милость я должен теперь вернуть. Что вернуть? Как минимум молиться за этих людей. А это уже не просто галочку поставить, это уже определенная степень для Бога подвиг понести. И в итоге получилось еще более удивительно. У меня улыбка прошла, я понимаю значимость этого подвига — юродства — и их милостыни для нуждающихся, хотя, понимаем, я не нуждающийся был. И как Господь еще больше управил, я отдаю Наташе, которая со мной повар сидела, я полчаса сидел перед вечерней службой, надо было идти служить, где-то рублей сто пятьдесят — двести, я особо не помню уже. Говорю, Наташ, возьми, купишь хлебушка, чего-нибудь. Она расплакалась. Я говорю: Наташ, ты чего? Она говорит: батюшка, у меня нет денег даже хлеба сегодня купить. Я понял, что вот на это глупое мое желание поднять настроение себе, Господь послал туда: ну-ка пойди поюродствуй, чтоб ей хлебушек сегодня был. Как это происходит? Когда человек хочет спасения, Господь не только его одного спасает, Он вокруг него начинает спасать. Когда фары светятся в машине, они же не только перед собой освещают, они же и обочину освещает. Господень свет по добродетели человека начинает освещать все вокруг. Если ты хочешь с Богом быть, а не для своей гордыни и славы что-то делаешь.

Александр Ананьев:

— Потрясающая история. Я действительно восхищен вот этим духовным упражнением, наверное, духовным опытом, который вы приобрели. Понимаю, что вряд ли мне когда-нибудь светит сделать то же самое, потому что это будет другое. У меня не получится. Я хочу вас вот о чем спросить: но ведь юродство — это не сидеть просить милостыню на паперти, это было бы неправильно. Люди, которые встречаются, я их даже по именам знаю, когда мы в храм идем, я какую-то денежку возьму, так чтобы немного, но чтобы каждому. У меня не поднимется рука сказать, что это юродствующие. Это абсолютно нормальные, здоровые, очень светлые люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Какое же это юродство?

Священник Константин Мальцев:

— Может быть, в этой ситуации и не юродство. Здесь люди берут для себя, а юродство это когда ты кому-то это отдашь. Я не думаю, что Ксения Петербургская, святая угодница Божия, делала что-то для себя, она делала это, еще раз повторюсь, для супруга и для Бога. Когда не для себя, мы вспоминаем слова Иоанна (Крестьянкина), и в вашей ситуации, вы говорите, вряд ли у меня получится что-то повторить, на ваши слова говорю цитату его. «Трудитесь, а успех положите на Господа». Мы можем много мудровать. А кто тебя убеждает, что ты не сможешь, ты не пробовал, чтобы сказать, что не смогу. Этот момент в нас комплекса останавливает нас от каких-то сугубых или человеческих или богоугодных дел. Трудись.

Александр Ананьев:

— Почему я предположил, что у меня не получится, у меня мотив будет другой. У вас был свой мотив, а у меня мотив будет, знаете какой, а я хочу, как отец Константин, попробовать.

Священник Константин Мальцев:

— А почему нет? Мы равняемся на Господа, мы равняемся на святых, мы равняемся на какой-то интересный пример и опыт. Почему нет? Был немножко другой опыт. Я рискну, скажем так. У меня есть духовное чадо, я не знал, как по-другому на тот момент, я говорю: я тебя благословляю, иди на паперть, и кто заходит и выходит, проси у всех прощения. А там гордыня так шкалила. Говорит: зачем, я их не знаю. Я говорю: каждый человек это образ и подобие Божие. Почему? Потому что там еще были обиды на родителей, много еще предыстории надо было б рассказать. Я говорю: это будет тебе такая духовная тренировка. Прошло где-то, ну, пусть плюс-минус полчаса, я смотрю на ее лицо, она идет, она светится, она счастлива, говорит: я шла туда, осуждая вас, а иду обратно благодарить вас. Я даже не понимала, зачем мне это надо, а сейчас у меня такая радость, и мне с это радостью хочется еще больше на таинство исповеди идти, у Господа просить за свою глупость и нерадение о своей душе. Я не говорю, что я такой святой, грешник великий, но иногда Господь священника вразумляет: давай, сейчас это нужно, или тебе нужно или тому человеку нужно. И вот Господь так управил. Вот ежесекундно, поэтому тоже пример, почему нет?

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Сегодня вместе с настоятелем храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае, замечательным священником Константином Мальцевым пытаемся вывести понятную в 21 веке взрослому человеку, недавно крестившемуся, формулу юродства. Что же это такое это самое юродство? Сейчас вы рассказали историю, и я смотрю на нее немножко сверху и понимаю, а что же в этом юродского? Юродство это ненормально, а то, что вы сделали это нормально. Ничего выходящего за рамки нормального, общепринятого я здесь не вижу. Что такое любовь вообще? Отчасти, одна из трактовок, любовь это способность примерить на себя одеяние другого человека. Того, кто просит подаяние, встать на его место, испытать то, что он испытывает. Потом помочь тому, кому нужна ваша помощь. Не вижу здесь юродства. Может быть, юродство это нерациональность, иррациональность.

Священник Константин Мальцев:

— Мы упускаем очень важный момент. Если мы говорим о святой, в частности, мы так же и читаем, ради Христа юродивая. Ради Христа. А это ключевой момент. И первая история о паперти милостыню просить, и во второй было ради Христа. По послушанию второе, благословил, и она по послушанию пошла. Вы одно понимание любви описали. Для меня сегодня фундамент любви это самопожертвование. Когда ты немножко ущемляешь в каких-то моментах, не столько тебе будет хорошо, выгодно или далее-далее, как будет другому. А почему? Потому что мы равняемся на Господа. Он есть пример, идеал, и Он показал дело этой любви. Как Он говорит: «Я пришел, не чтобы вы послужили мне, но Я вам пришел послужить». Поэтому мы в первую очередь равняемся на Него. И если мы говорим о духовной составляющей для всего мира, давайте вообще глобально скажем — христиане это сумасшедшие люди. Они ходят в храм, они молятся, они в свое удовольствие могли это время потратить. А если взять мучеников... Да, зачем? Живите. Какой Бог, за кого вы там умираете, для нехристианского мира мы сумасшедшие. Но когда мы понимаем цель конечную пребывания с Богом, то нам уже все равно, для кого мы какие. Конечно, мы для всех должны быть всем, чтобы спасся хоть один, но все мы должны быть в Боге. Потому что если мы не в Боге, то какой пример мы подаем? Худший. Если ввести в соблазн сих малых, какую награду получим? Если быть всем для всех, то ты должен тогда соответствовать этим всем, и на кого-то равняться.

Александр Ананьев:

— Не так давно беседовал со священником с родины Ксении Петербургской, замечательным протоиереем Александром Гавриловым из Санкт-Петербурга, настоятелем храма в честь иконы Неупиваемая Чаша при наркологической клинике, он занимается много помощью нарко- и алко- зависимым людям, которые страдают в созависимых отношениях в семье, и членам их семей, там целая история, очень интересная. Он привел вот какое наблюдение, он тонкий психолог с психологическим образованием, и у него есть основание и право так сказать. Сто человек, сказавшие, что они делают то или иное ради Христа, ради Бога, 99 человек из них соврут, потому что у них есть свои мотивы. Во-первых, как вы оцениваете это наблюдение? Действительно ли в 99% случаев я, сказав, что я делаю это ради Бога: встаю и иду в храм, отдаю деньги тем, кому они нужнее, чем мне — делаю это действительно ради Бога, а не чтобы потешить свою гордыню, чтобы обо мне хорошо сказали люди, которые меня увидят, чтобы ко мне хорошо относилась жена, чтобы она не расстраивалась, потому что я делаю это ради жены. Это первая часть вопроса. А вторая часть вопроса, Ксения Петербургская — не ради Христа, а ради мужа, ушедшего внезапно и без покаяния. И в отчаянии, не зная, как помочь этому человеку, грешному, но любимому, она решает прожить жизнь за него.

Священник Константин Мальцев:

— В принципе, 99,9 я соглашусь о том, что вы рассказали. Но вообще этот батюшка уникальный. Я когда учился в Санкт-Петербургской академии, он у нас преподавал.

Александр Ананьев:

— Вы серьезно? Вы знакомы с отцом Александром?

Священник Константин Мальцев:

— Я знаю его.

Александр Ананьев:

— Прекрасно.

Священник Константин Мальцев:

— Он правильно сказал про 99, которые соврут. Потому что у них еще нет опыта. Когда у тебя есть сугубый духовный опыт, и когда еще в идеале Господь не эмоционально, а все-таки разумно-сердечно коснулся тебя, тогда ты понимаешь, зачем. Можно что-то делать на автоматизме, сначала. Вот как приходят в спортзал, без тренера начинают. Вроде получается, но не особо, так. А со временем ты понимаешь... Чем мы умнее становимся, тем больше мы начинаем молчать и больше слушать.

Александр Ананьев:

— Великий вопрос: а становимся ли мы умнее? Судя по себе, не могу так утверждать.

Священник Константин Мальцев:

— Как минимум стремиться мы должны. Умнее опять-таки не от мудрования, как говорят «горе от ума», а именно умнее в том, как минимум, чтобы меньше согрешить или обойти этот грех.

Александр Ананьев:

— Так и это не получается. Чем дальше, тем больше.

Священник Константин Мальцев:

— Ну, это уже опыт. Мы знаем святых отцов, обычные люди, такие же, как и мы, которые сначала каялись о том, что сделали, потом о том, что сказали, а некоторые, мы знаем, каялись только о том, что они подумали. Все это тоже опыт, сразу они не пришли, конечно. Возьмем Марию Египетскую. Сначала она каялась, что она делала. А потом мы в итоге видим, что не только грехи ее истлели, что ее увидел, как по водам Иорданским ходила, но и одежды. Для нее уже незначимо было, в одежде, без одежды, незначимо было тело вообще. Да, это сугубый аскетизм, но это тоже опыт. Поэтому я думаю, все возможно, но с Богом. По поводу все-таки соврать я бы маленькое дополнение сделал. Вы сказали, что-то я сделаю, в храм пойду ради жены, опять-таки, вот это любовь, не ради себя, а ради человека. Возвращаясь к Ксении Петербургской, она делала не ради себя, а ради него, то же самое самопожертвование. Когда ради кого, тогда это уже не ради похвальбы. Я, конечно, на эту тему вспоминаю притчу, не знаю, сколько у нас время хватает ее рассказать.

Александр Ананьев:

— Для хорошей притчи в студии Радио ВЕРА время всегда найдется.

Священник Константин Мальцев:

— Давайте расскажу, это одна из любимых моих притч. Смысл ее в том, что когда ты хочешь сделать Богоугодное дело, и ангелы приходят на помощь. Человек хотел помочь храму, он был камнетес. Строился храм. Он в горах нашел хороший камень, обтесал его, нужно было только принести. Но сам бы он не смог. Пришел в ближайший город и хотел нанять себе носильщиков. Ему сказали такую цену, которую бы он не потянул. Сзади его постучал по плечику пожилой дедушка, говорит: я слышал, чего ты ищешь, чего ты хочешь, мы тебе поможем, вот нас четыре старичка, но у нас только одно условие. — Но подожди, сколько вы денег возьмете? — Вот столько. — Ну, это практически даром. — Но у нас условие одно есть. Мы берем за четыре угла эту плиту и кладем тебе на спину и несем, ты несешь, а мы поддерживаем. — Вы что, сейчас кто-нибудь по возрасту оступится, она просто меня расплющит. Это стопроцентно все, конец моей жизни. На что он ему говорит: а ты задумайся, и сейчас честно дай ответ. Ты хочешь эту плиту принести, чтобы сказали, ой, какой ты молодец, для храма потрудился, чтоб тебя похвалили, или все-таки ты хочешь потрудиться для Господа и для храма, дома Божьего? Тот говорит: конечно, для храма, для Бога. — Тогда верь, ведь Господь часто говорит, не бойтесь. Это самое частое слово, выражение в Священном Писании — не бойтесь, потому что с Богом ничего не страшно. Умирать даже не страшно. Но это немножко другая история. И, он соглашается, они приходят в гору, они кладут ему на спину, а плита легче легкого. Принесли, он оборачивается, чтобы расплатиться, а их и нет. Когда ты делаешь богоугодное дело, как я уже сказал в начале этой притчи, Господь и ангелами приходит тебе помочь. Когда не для себя, не для гордыни, а для спасения. Поэтому, опять-таки, к чему мы возвращаемся? Любовь, которую проявляла Ксения Петербургская, сначала была о муже, а если мы читаем историю ее жизнеописания, житие, дальше и для других.

Александр Ананьев:

— Сейчас у нас минута полезной информации на «Светлом радио». А через минуту, которая мне понадобится для того, чтобы прожить еще раз эту замечательную притчу о плите и ангелах — знаете, есть вещи, которые запоминаются, я чувствую, запомню теперь навсегда эту историю, она действительно очень глубокая — мы продолжим разговор о природе юродства. Напомню, сегодня, 6 июня мы отмечаем 35-летие канонизации в лике блаженных на Поместном Соборе Русской Православном Церкви Ксении Петербургской, которую жители Санкт-Петербурга тех времен знали еще под именем Андрея Федоровича. Не переключайтесь, будет интересно.

Александр Ананьев:

— Настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священник Константин Мальцев сегодня отвечает на вопросы неофита. Я Александр Ананьев. Говорим сегодня о блаженной любимой святой россиян в общем, и жителей Санкт-Петербурга в частности, Ксении Петербургской. Вопрос вот какой. А зачем Богу это надо? Я отец, я ставлю себя, с позволения сказать, на место Бога. У меня есть ребенок, я люблю своего ребенка, чего я хочу своему ребенку? Чтобы он был счастлив, здоров, одет, чтобы он любил меня, чтобы он был рядом, чтоб я был рядом, мог прийти к нему на помощь, чтобы было все благополучно. Мне надо, чтобы ребенок надел какую-то старую одежду и босиком по ночам зимой таскал кирпичи по шатким лесам строящейся часовни? Нет. Я хочу своему ребенку другой судьбы. А мы как-то со своей позиции говорим: так, я сейчас буду делать очень странные вещи, потому что так угодно Богу. Откуда ты знаешь, с чего ты это взял, почему ты решил, что это угодно Богу? И в этом большой вопрос для меня.

Священник Константин Мальцев:

— Как вы поставили сейчас вопрос. Сначала вы ставили себя на место Бога.

Александр Ананьев:

— На место отца, скорей.

Священник Константин Мальцев:

— Давайте вспомним такие слова Священного Писания: «Наши мысли не мысли Божии, и пути наши не Божии». Давайте просто житейский элементарный пример. Я, допустим, с потолка беру, хочу своему ребенку подарить телефон. Если я ему просто подарю, он это не поймет. А если я создам такую ситуацию, в которой он будет трудиться и заслужит его, или скажем так, заработает его, для него это будет ценно. Как минимум, для себя уровень своего внутреннего, что мне не на блюдечке и так далее. И еще другой момент, что я его научил в дальнейшей жизни быть более коммуникабельным и плодотворным, а не оказал просто медвежью услугу. Так же и здесь, проводим параллель. Если, как вы говорите, на месте Бога, я даю возможность этого юродства я не оказываю медвежью услугу. Она это выстрадала, а в итоге что получила? Условно выражаясь, с ребенком, да, телефон? Только здесь не телефон, здесь Царство Небесное. Кому-то порой, я знаю такие вещи, Господь авансом дает. То, что ощущают именно сугубо благодать Божию святые, иногда Господь дает авансом ощутить и памятовать всю жизнь об этом, чтобы к этому стремиться.

Александр Ананьев:

— Поставлю-ка я вас в еще более непростые условия. Допустим, сегодня, в июне, в прекрасной станице Ленинградская Краснодарского края вы наблюдаете такую же историю. Ваша прихожанка, потеряв любимого супруга, нарекает себя (уже странно) мужским именем, надевает (что очень странно и вообще-то запрещено канонами Русской Православной Церкви, чтобы женщина носила мужские одежды вот так целенаправленно) мужскую одежду. Вы, как настоятель этого храма, видя такое безобразие по внешним-то признакам, неужели оставите это без внимания и скажете, все правильно?

Священник Константин Мальцев:

— Если бы я не знал примера Ксении Петербургской, скорее всего, по неопытности я бы подошел. Когда я уже знаю такой пример, мне, конечно, проще на это смотреть. Как минимум, я бы с этой прихожаночкой пообщался бы и ее мотивацию захотел бы услышать. И убедившись, что она, давайте честно скажем, не тронулась умом, естественно, я бы ее поддержал, потому что это было бы делание по хорошему примеру Ксении Петербургской и во славу Божию. Здесь, есть опыт или нет, мы бы так и реагировали на это.

Александр Ананьев:

— Какие вопросы вы задали бы ей?

Священник Константин Мальцев:

— Что тебе дает эта одежда? Мы же сейчас акцент делаем на мужской одежде?

Александр Ананьев:

— Да. Я хочу прожить жизнь за своего мужа.

Священник Константин Мальцев:

— Я бы второй вопрос задал. Почему ты думаешь, что твоя молитва сугубо сердечная разумная меньше значима, чем твоя одежда мужа, которую ты носишь. Если бы она сказала, что мне достаточно, я знаю ценность, понимательность молитвы, мне хватит и молитвы, я бы ее убедил, что носи женские одежды. Если бы она сказала, для меня это значимо, важно, хотя бы на время попробовать, я бы сказал, попробуй. Конечно, одежда, как святые отцы говорят, внешнее отображение внутреннего, но нужно сделать и еще такой важный акцент, что одежда никак не влияет на спасение человека.

Александр Ананьев:

— С одной стороны, да, но ведь Господь задумал женщину Женщиной, с большой буквы и прописью. А мужчину Мужчиной с большой буквы и прописью. Как мне кажется, ему эти наши эксперименты не нравятся.

Священник Константин Мальцев:

— Ну, давайте, сегодня глобально возьмем. Для нас очень авторитетно Священное Писание. Апостол Павел говорит, черным по белому мы читаем о покрытой голове женщины. В этом послании мы читаем, что женщина без платка хуже коротко стриженой женщины, которая приравнивается к блуднице. Мы можем сегодня в нашей реалии, видя тысячи тысяч женщин с короткой стрижкой, считать, что они все подобны блуднице? Ну, нет же, хотя, как говорят, из песни слов не выкинешь. Даже бабушки есть коротко стриженные, мы видим, что на них нужно равняться в плане их желания сугубо помолиться, поисповедоваться, я у некоторых сам учусь, как они исповедаются, и у некоторых далеко не длинные волосы. Я думаю, тут очень индивидуально. Внешний момент очень индивидуален. Если внешний вид женщины относительно мейкапа, относительно одежды не вульгарен, не соблазнителен, что мудровать?

Александр Ананьев:

— В данном-то случае он и вовсе вопиющ. И наверняка, я житие и вообще саму историю Ксении Петербургской так глубоко, как относились к ней ее современники, какими репликами и взглядами провожали ее идущие по улице, наверняка там много чего звучало ей вослед. Другой вопрос. Ксения Петербургская берет на себя очень не тривиальную задачу прожить жизнь за кого-то. Это вообще как? Это вообще возможно, это вообще допустимо, это работает?

Священник Константин Мальцев:

— Для нехристианского мира это абсурд, это сумасшествие. Для христианского мира мы сегодня видим, что работает, потому что она стала святой угодницей Божией.

Александр Ананьев:

— Как это работает? У меня есть моя жизнь. Я понимаю, что за меня ее никто не проживет, мои косяки это мои косяки, мои маленькие победы сиюминутные это мои маленькие победы. Никто, ни жена, ни родители, ни вы, дорогой отец Константин, за меня в этой жизни ничего не сделает.

Священник Константин Мальцев:

— Все в этой жизни относительно.

Александр Ананьев:

— Жаль вы не видите озорную улыбку дорогого отца Константина. Поясните. То есть получается, что не все так однозначно и за меня грешного Александра может взяться прожить кто-нибудь еще?

Священник Константин Мальцев:

— Почему я немножко улыбнулся? Тоже опыт, буквально кратенько, хотя в двух словах историю. Как-то приехал ко мне один человек, ни в коем случае не хвалюсь, просто это реальная история. И он говорит: батюшка, у меня сейчас такой тяжелый жизненный период, со всех сторон кредиторы давят, душат просто. Я бы и хотел отдать. Вот у меня маленький от бабушки достался домик, если его продать, я бы хотя чуть-чуть продохнул, но не могу. Во-первых, он такой ветхий, и уже года два пытаюсь его продать. Теперь к слову, как прожить. Я говорю: пойдем, помолимся, без Бога не до порога. Мы молимся, ему звонят, говорят: вы где? Он говорит: в храме. — Мы сейчас приедем. Сегодня хотим купить у вас дом и сейчас с собой везем деньги. Все. В одну секунду Господь управил. Если бы мы не пошли молиться... Если бы я чуть-чуть в нескольких десятках минут не прожил бы с ним его жизнь, его ситуацию, его проблему — и таких историй массу можно бы перечислить — неизвестно, сколько бы он еще продавал, и как бы дальше его ситуация с его кредитами и тому подобное прошла бы.

Александр Ананьев:

— Мой неофитский ум в смятении, отец Константин. Молиться с человеком и молиться за человеком — это не то же самое, что прожить за него его жизнь.

Священник Константин Мальцев:

— Но мы же его проблему переживали, значит, это уже его жизнь.

Александр Ананьев:

— Сочувствовать, пробыть рядом. Понятно, что вы не залезли в чемодан, не достали деньги, не решили его проблемы. Вы просто, стоя рядом с ним, обратились к Богу, давай, помолимся вместе. Это бесценно. Но это ж не значит, что вы решили его проблемы и прожили за него его жизнь.

Священник Константин Мальцев:

— Александр, есть в Священном Писании такие слова, что-то мы должны рассказывать, Господь говорит: не прячьте светильник под спудом. Но некоторые вещи есть, которые надо делать тайно, чтобы Господь воздал явно. Они есть у каждого священника такие моменты, когда ты и в том числе проживал. Но если начать их рассказывать, кто-то скажет: это гордец, он как бы святой. А кто-то скажет: ну, зачем, батюшка, оставь что-то себе. Есть такие несколько историй, которые хочется оставить себе, как счастье любит тишину, когда я проживал.

Александр Ананьев:

— Я вас услышал.

Священник Константин Мальцев:

— Они у каждого священника есть, я больше чем сто процентов уверен, когда именно ты проживал.

Александр Ананьев:

— Давайте нарисуем другую картину. Сейчас в наш безумный век детоцентричность в семьях и вообще в отношениях становится чем-то вроде эпидемии. Раньше у женщин мужчин было мало, а детей много, и поэтому мужчин они ценили и относились к ним с должным вниманием и уважением, держались, цеплялись, смирялись. Сразу Домострой вспомнил, хорошие были времена, я по ним как-то скучаю, может, по глупости, может, по неофитству, но мне не хватает. Сейчас на первом месте в жизни женщины в подавляющем большинстве случаев ребенок или дети. И что делает мама? Она, по сути, берет на себя, как мне кажется, подвиг юродства. По всем внешним признакам это чистое юродство Христа ради. Она говорит так: моя жизнь на периферии, мне бы немножко поспать на полатях и корочку съесть утром, а всю остальную свою жизнь я кладу на алтарь детям. Все ради детей, кружки, школы, уроки, воспитаю из ребенка фигуристку. Понимаете, куда я веду? Это же не одно и то же. Хотя по всем формальным признакам человек: любит? — любит; жертвует? — жертвует; воспитывает? — воспитывает; помогает? — помогает; молится? — молится. Что на выходе получается? Да, беда получается.

Священник Константин Мальцев:

— Немножко вы меня, конечно, в ступор поставили, потому что говорите: сегодня в большинстве своем. Сегодня, к сожалению, в большинстве своем не так. Сегодня, к сожалению, в большинстве своем, мне или вообще не нужен ни мужчина, ни ребенок, я хочу жить в свое удовольствие эгоистично. Или если есть у меня мужчина, пусть он меня содержит, и чем дальше, тем этого больше, к сожалению. А то, что вы говорите, это практически идеал для спасения женщины, как минимум, потому что первое — она спасается через чадородие, второй момент — это жертвенное служение. То, что вы говорите это святая уже женщина, когда все для детей, мне ничего. Но здесь очень тонкая грань опасная, когда ты делаешь медвежью услугу. Окормляя стардом, достаточно большой, один из самых больших в Краснодарском крае у нас, с такой логикой там было большинство женщин, потому что они давали только материальное, себя ущемляя, не давая научиться заработать, а самое главное не привели к Богу. А как Иоанн Златоуст говорит замечательно? Не важно, как ты кормил, как ты одевал, важно, привел ли ты душу своего сына к Богу. Это фундаментально. Когда только материальное... Я спрашиваю одну из бабушек, говорю: матушка, скажите, неужели вы ничего такого не дали, чтобы сейчас вы были дома. Говорит: все дала, ночами не спала, хоть маленький был, хоть взрослый был. Я говорю: почему, как вы думаете, вы здесь? Она говорит: потому что слова за Бога не сказала. И она понимает это. Слова за Бога не сказала. Я, говорит, сама относительно нечасто, советский период был в том числе, нечасто ходила в храм. А понимала, что мне это для души нужно, но не понимала, что это нужно для детей. Я растила с мыслью, вырастут, сами определятся. По сути, как и сейчас. Вырастет, авось сам определится. Придет старость, как некоторые говорят, пойду в храм, а где эта старость, а придет ли она, а доживешь ты до нее, это уже второй вопрос. Поэтому, как ни прискорбно... Вы говорите, ради Бога все делает. Когда ради Бога, тогда она к Богу и ведет.

Александр Ананьев:

— Давайте вспомним, что в 99% случаев на вопрос, ради чего ты это делаешь, я делаю это ради Бога... У меня большие сомнения на сей счет. А может быть, ты хочешь реализовать в твоих несчастных детях нереализованное в тебе, хочешь сломать им ноги о подмосковный каток, чтобы попытаться вырастить из дочки фигуристку, которой ты сама не стала? А может она хочет ботанику изучать, может, она хочет ветеринаром стать, ты ее спросила? Еще важный вопрос. «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Сегодня мы беседуем, и это такая беседа, знаете, размышление, которая, хотелось бы, чтобы длилась вечно. Но у нас традиционно лишь шестьдесят минут в понедельник вечером. Настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священник Константин Мальцев. Есть у меня знакомый, потрясающий дядька, очень славный. Наверное, он сумасшедший. С точки зрения клинической психологии и психиатрии наверняка есть какие-то отклонения. В чем его сумасшествие? Но он очень любим всеми в этом маленьком немецком городе Трир, о котором я говорю. Он немец, крещенный в Русской Православной Церкви, ходит на каждую литургию, священник позволяет ему дирижировать прихожанами на «Отче наш», более счастливого человека во всем свете не сыскать. У него косматая шевелюра, сумасшедшие глаза за толстенными стеклами очков и триста шестьдесят пять дней в году он ходит босиком. Это понятно немецкий город, там все чистенько, морозов как у нас в Сибири не бывает, ну, холодно, там снег иногда выпадает, и он все равно ходит бо-си-ком. а) первый вопрос. Он действительно юродствующий Христа ради, по всем формальным признакам, да? С точки зрения клинической психологии он сумасшедший. И б) встречали ли вы в своей жизни юродствующих.

Священник Константин Мальцев:

— Тут пограничное, грань у одного человека. У меня есть прихожанин, скажем так, сейчас стал прихожанином, который ходит босиком.

Александр Ананьев:

— Есть, по-моему, какой-то монашеский орден, не помню, как называется, по необразованности не знаю. Но они взяли на себя обет именно ходить босиком круглый год.

Священник Константин Мальцев:

— Честно, никогда не интересовался. Я могу конкретный случай рассказать в двух словах. Его зовут Михаил. Я понимаю, что это не ради Христа, хотя он это преподносит. Но когда он тебе присылает стихи, песни свои, где порой не всегда что-то стыкуется, и говорит, что через эти песни и стихи люди исцеляются, тогда ты понимаешь, что не ради Христа. Этого человека я знаю, я могу сказать, хотя бы предположить, ради Христа это и спасительно ли это или нет. В ситуации вашего знакомого, я его не знаю. Есть какие-то такие сугубо индивидуальные моменты, а в идеале знать, о чем человек кается. Если здесь в моей ситуации, я вижу, что это определенная гордынька, духовная прелесть, которая никак не стоит вровень с ради Христа юродством, то в вашей ситуации надо более индивидуально его знать, чтобы ответить, ради или нет. Я думаю, правильно было бы спросить священника или настоятеля того прихода.

Александр Ананьев:

— Настоятель его очень любит. Они в очень тесной дружбе и относятся друг к другу очень хорошо. И вот этот мужчина, а он постарше меня, крупный такой немец, плохо говорящий по-русски, но знающий наизусть целую стопку молитв на церковно-славянском, это потрясающе звучит, невероятно. Вы сказали очень важную вещь, духовная прелесть. Давайте попробуем начертить границу между юродством Христа ради и духовной прелестью, потому что они ужасно похожи, на мой взгляд, вот очень похожи. Когда ты ослеплен, дезориентирован, введен в заблуждение. Чем? Стремлением обнять Христа.

Священник Константин Мальцев:

— Есть такое выражение: где заканчивается твоя свобода, там начинается свобода другого. И эту свободу не ты дал, а дал Бог, как тебе, так и тому человеку. Немножечко в продолжение об этом человеке. Я спросил как-то его, зачем ты ходишь босиком. Он ответил, я себя лучше чувствую, я не болею. Прошел какой-то период, может быть, несколько месяцев, и он заболевает. Я спрашиваю, ни в коем случае не обличаю, я говорю: как ты думаешь, почему ты заболел? А холодно было. Он даже зимой босиком ходил.

Александр Ананьев:

— Да ладно. В Краснодарском крае не бывает холодно.

Священник Константин Мальцев:

— Нет, холодно иногда бывает, зимой снег бывает по колено, редко, но метко, больше, конечно, хорошей погоды. Я говорю: почему ты заболел? Знаете, его фраза сто процентов указывает на то, что это не ради Бога. Он говорит, что я общался с людьми, которые мне не полезны были для души, и, видать, они как-то меня и повредили. По-моему, все сразу на места свои становится. А вот сейчас я вспомнил именно человека, такой дедушка, я думаю, то, что он делает, это юродство. Он начинает, я бы так сказал таким термином, прикидываться, что он глухой именно тогда, когда при нем начинают осуждать кого-то. Я, говорит, ничего не слышу, не понимаю. Все понимают, когда он начинает делать из себя такого глухого, они перестают осуждать. Вот он юродствует. Это можно даже сказать, ради Христа. Почему ради Христа? Потому что Господь сказал: «Не суди и не судим будешь». Часто слушаешь, потакаешь, молчаливо соглашаешься с тем, что они осуждают, и ты косвенно, но грешишь. А он ради Христа не хочет грешить. Я несколько раз свидетелем был этого, что как только начинают при нем осуждать, не суть важно, мирянин, священник, он сразу: ничего не слышу, не понимаю. Вот это юродство.

Александр Ананьев:

— Да это как раз нормально, по-моему. Юродство это что-то более радикальное. А здесь просто изящный выход из ситуации, когда действительно не хочется грешить, мы же всякими путями пытаемся избежать греха осуждения.

Священник Константин Мальцев:

— Александр, это мы все понимаем православные люди, что это нормально, он нашел способ. А для нехристианского мира — что он сумасшедший что ли? Ну, что это за неадекватное поведение, с ним общаются, что это за неуважение к людям, которые с ним пытаются поговорить. То есть это может даже какую-то агрессию вызвать. А он готов эту агрессию принять. А давайте опять вернемся к Ксении Петербургской. Ведь она агрессию эту принимала и понимала, что она будет, если она будет так себя вести. Все-таки, наверное, ключевой момент, вы об этом тоже говорили, зачем? В том числе, для смирения, для покаяния, может быть, в какой-то мере. Ведь, по сути, Господу ничего не нужно от нас, как замечательно Амвросий Оптинский пишет: Господу от нас ничего не нужно, Он самодостаточен, кроме покаяния, через которое мы входим в Царствие Небесное. А основываюсь, говорит, на месте Священного Писания от Матфея: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вот мотивация, зачем я хочу юродствовать, чтобы что? Помочь Ему, может, Господь спасет мою душу.

Александр Ананьев:

— А если на вопрос «чтобы что?» нет ответа, а вот просто так, вот так душа почувствовала, что надо, нет у меня ответа, дорогой отец Константин, почему. К чему я это веду? У нас осталось три минуты, я за три минуты хочу инструкцию по применению от вас получить. Чтобы стать монахом, пойти по пути монашеского служения, там есть определенные вещи, которые ты должен сделать: получить благословение, пройти вот этот путь, потом вот этот путь, потом пройти чин пострижения. Чтобы пойти по пути социального служения, тоже есть какие-то моменты. В жизнеописании Ксении Петербургской мы читаем: и вот она взяла на себя подвиг юродства. Как это происходит на самом деле в жизни? Она подошла к священнику, говорит: батюшка, вот, я хочу пойти по пути юродства. Или что или как? Или это само по себе происходит?

Священник Константин Мальцев:

— Ты мой дорогой сейчас ключевой очень хороший момент озвучил — подошла к батюшке, у которого как минимум, есть духовный опыт, образование, знание именно этих примеров жития святых. Если в идеале она прихожанка, исповедуется, то он знает, стоит ли ей это благословить, поддержать ли ее, или будет это в итоге духовная прелесть — это ключевой момент. Я всегда говорю, имейте духовника или того батюшку, с которым вы чаще общаетесь и доверяете. Здесь, я думаю, мудрый боголюбивый священник даст правильный ответ, или благословит или скажет, читай лучше канон о единоумершем и это будет для тебя более спасительно.

Александр Ананьев:

— Для меня сам феномен сродни какому-то чуду, в который я верю, что бывает, но своими глазами не видел, потому что это невозможно. В вашей практике были случае, когда вы или какой-то другой священник благословлял конкретного человека на подвиг юродства.

Священник Константин Мальцев:

— Да. У меня есть знакомый батюшка, который не только благословил, но потом это постоянно препроводил, он очень аккуратненько наблюдал за этим, когда-то что-то корректировал. Но это очень возрастной священник, я сейчас боюсь ошибиться, но больше сорока лет он в сане. Ведь это...

Александр Ананьев:

— Ответственность.

Священник Константин Мальцев:

— Это очень большая ответственность. Раз ты благословляешь, ты за это и отвечаешь.

Александр Ананьев:

— И проживаешь эту жизнь еще и вместе с ним.

Священник Константин Мальцев:

— Как минимум параллельно, а порой за него. Потому что, допустим, если ты благословил кому-то там поклоны делать, а он не делает, тогда делай ты.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам большое за этот разговор. Я получил огромное удовольствие, и самое главное, я получил ответы на вопросы неофита. Надеюсь, что мои вопросы оказались созвучны вашим вопросам, друзья. Если нет, напишите мне. Мне всегда приятно получать от вас замечания, наставления и, может быть, какие-то советы. Сегодня мы беседовали с настоятелем храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священником Константином Мальцевым. Спасибо вам за то, что приехали, дорогой отец Константин.

Священник Константин Мальцев:

— Спаси Господи. Благодарю за приглашение. Я надеюсь, лишнего я ничего не сказал. А если что-то было душеполезно, слава Тебе, Господи, за все.

Александр Ананьев:

— Слава Богу. Я Александр Ананьев. До новых встреч.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем