
Фото: Pavel Neznanov/Unsplash
Городской голова Якутска конца 19-ого века Федот Астраханцев совершал поступки не только огромной ценности, но и редкой красоты. Современники Федота Васильевича подчёркивали, что благотворительностью он стал заниматься сразу, как только у него появились деньги, считая, что богатством нужно делиться с людьми.
Федот Васильевич родился в Якутске в семье военного. Получил хорошее образование, окончив уездное училище. Женился на дочери священника, вырастил двух сыновей. Одновременно с сыновьями росло и благосостояние Астраханцева. Став купцом, он развернул широкую торговую деятельность и имел даже собственный завод.
Плотный рабочий график Федота Васильевича не мешал ему заниматься благотворительностью в масштабах, каких до него Якутск не знал. В городе просто не было благотворительного общества, в которое не входил бы Астраханцев. Он опекал школы, гимназии, приюты и больницы. Построил реальное училище, вложив в него баснословную сумму — 130 000 рублей. Был старостой Градо-Якутской Преображенской церкви. А будучи владельцем нескольких особняков постепенно раздал их нуждающимся. Так в 1888-ом году в городе открыли приют для детей, чьи родители находились в тюрьме. Его разместили в доме, который Астраханцев купил специально для малышей. И ещё одному приюту при Якутском кафедральном соборе благотворитель подарил своё имение.
В те годы Якутск считался «средним» городом, то есть не относился к разряду густонаселённых. Но несмотря на это появилась необходимость в Ночлежном доме для нищих и бродяг. Строить его начали, как только Астраханцев вступил в должность градоначальника. Подписка для сбора пожертвований на устройство ночлежки принесла отличные результаты — откликнулось множество людей. Самый большой денежный взнос сделал сам Федот Васильевич. Спустя всего год приют для обездоленных освятили и открыли.
А Астраханцев и дальше не оставлял своих хлопот о бедных. Его новый проект — дешёвая столовая — пользовался в городе огромной популярностью. Содержалось учреждение исключительно на средства Астраханцева. Бедняки получали здесь либо бесплатные, либо очень дешёвые блюда. А на Пасху, Рождество, Новый год и в дни рождения императора и императрицы обеды отпускались даром.
Но главное пожертвование Астраханцева произвело в Якутске настоящий фурор. В 1914-ом году Федот Васильевич передал городу миллион триста тысяч рублей. Это случилось за два года до смерти благотворителя. Чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он составил завещание, в котором оговорил условия, на которых Якутск получит это огромное состояние. Федот Васильевич указал, что деньги нужно потратить на строительство бесплатных школ, женской гимназии, церкви, каменной хирургической больницы с аптекой, лаборатории с полным оборудованием. Когда завещание публично огласили, Астраханцева избрали почётным гражданином Якутска и вывесили его портрет в зале Думы. И долго ещё не утихали разговоры обывателей о том, что бывают же на свете такие золотые люди: отказываются от богатства в пользу ближнего.
Астраханцев успел совершить ещё одно крайне полезное дело. В 15-ом году, в разгар Первой мировой войны, когда в Якутске объявили сбор средств и тёплых вещей для русской армии, Федот Васильевич сделал солидное пожертвование — тысячу рублей. Это был самый крупный вклад, учитывая, что всего удалось собрать тысячу семьсот пятьдесят три рубля.
К сожалению, деньги, завещанные Астраханцевым городу, не успели поработать на благо Якутска. Федот Васильевич умер в 1916-ом году. Через год грянула революция, и почти полтора миллиона рублей канули в неизвестность.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема