Городской голова Якутска конца 19-ого века Федот Астраханцев совершал поступки не только огромной ценности, но и редкой красоты. Современники Федота Васильевича подчёркивали, что благотворительностью он стал заниматься сразу, как только у него появились деньги, считая, что богатством нужно делиться с людьми.
Федот Васильевич родился в Якутске в семье военного. Получил хорошее образование, окончив уездное училище. Женился на дочери священника, вырастил двух сыновей. Одновременно с сыновьями росло и благосостояние Астраханцева. Став купцом, он развернул широкую торговую деятельность и имел даже собственный завод.
Плотный рабочий график Федота Васильевича не мешал ему заниматься благотворительностью в масштабах, каких до него Якутск не знал. В городе просто не было благотворительного общества, в которое не входил бы Астраханцев. Он опекал школы, гимназии, приюты и больницы. Построил реальное училище, вложив в него баснословную сумму — 130 000 рублей. Был старостой Градо-Якутской Преображенской церкви. А будучи владельцем нескольких особняков постепенно раздал их нуждающимся. Так в 1888-ом году в городе открыли приют для детей, чьи родители находились в тюрьме. Его разместили в доме, который Астраханцев купил специально для малышей. И ещё одному приюту при Якутском кафедральном соборе благотворитель подарил своё имение.
В те годы Якутск считался «средним» городом, то есть не относился к разряду густонаселённых. Но несмотря на это появилась необходимость в Ночлежном доме для нищих и бродяг. Строить его начали, как только Астраханцев вступил в должность градоначальника. Подписка для сбора пожертвований на устройство ночлежки принесла отличные результаты — откликнулось множество людей. Самый большой денежный взнос сделал сам Федот Васильевич. Спустя всего год приют для обездоленных освятили и открыли.
А Астраханцев и дальше не оставлял своих хлопот о бедных. Его новый проект — дешёвая столовая — пользовался в городе огромной популярностью. Содержалось учреждение исключительно на средства Астраханцева. Бедняки получали здесь либо бесплатные, либо очень дешёвые блюда. А на Пасху, Рождество, Новый год и в дни рождения императора и императрицы обеды отпускались даром.
Но главное пожертвование Астраханцева произвело в Якутске настоящий фурор. В 1914-ом году Федот Васильевич передал городу миллион триста тысяч рублей. Это случилось за два года до смерти благотворителя. Чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он составил завещание, в котором оговорил условия, на которых Якутск получит это огромное состояние. Федот Васильевич указал, что деньги нужно потратить на строительство бесплатных школ, женской гимназии, церкви, каменной хирургической больницы с аптекой, лаборатории с полным оборудованием. Когда завещание публично огласили, Астраханцева избрали почётным гражданином Якутска и вывесили его портрет в зале Думы. И долго ещё не утихали разговоры обывателей о том, что бывают же на свете такие золотые люди: отказываются от богатства в пользу ближнего.
Астраханцев успел совершить ещё одно крайне полезное дело. В 15-ом году, в разгар Первой мировой войны, когда в Якутске объявили сбор средств и тёплых вещей для русской армии, Федот Васильевич сделал солидное пожертвование — тысячу рублей. Это был самый крупный вклад, учитывая, что всего удалось собрать тысячу семьсот пятьдесят три рубля.
К сожалению, деньги, завещанные Астраханцевым городу, не успели поработать на благо Якутска. Федот Васильевич умер в 1916-ом году. Через год грянула революция, и почти полтора миллиона рублей канули в неизвестность.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!