Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Эти летние дожди, эти радуги и тучи. Мне от них как будто лучше, будто что-то впереди...
— Как неожиданно, Андрей Борисович, прозвучало это стихотворение здесь, в Хабаровском художественном музее, перед картиной Фёдора Васильева «Грозовые облака».
— Почему неожиданно, Маргарита Константиновна? Строки поэта Семёна Кирсанова вполне созвучны настроению полотна. Небо, зреющее дождём, здесь главный герой. И насколько оно прекрасно! Мы видим одновременно густые сумерки и яркий солнечный свет, до белизны высветливший облака. Художник гениально запечатлел приближение грозы!
— И предчувствие беды...
— Вы так полагаете?
— Ну конечно! Земля показана узкой охристой полосой, над которой нависла сияющая громада клубящихся туч. Смотришь — и сердце замирает от того, что вот-вот случится.
— Случится дождь, Маргарита Константиновна! Освежающий, животворящий. И небо снова станет лазурным и чистым. Мне кажется, вы тревожитесь, глядя на картину, потому что знаете биографию её автора, Фёдора Васильева. И невольно пытаетесь угадать в его работе отражение тех невзгод, что он перенёс.
— Может быть и так. Талантливый художник стремительно угас в двадцать три года от туберкулёза.
— Период творчества в жизни Васильева был совсем короткий. Но очень яркий! В 1865 году, в пятнадцать лет, он поступил в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. А уже через три года благодаря своему таланту вошёл в круг лучших живописцев.
— Работами юного самородка восхищались Иван Шишкин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин!
— Репина, кстати, особенно впечатляло умение Васильева отражать метаморфозы неба — такие, как на картине «Грозовые облака». Илья Ефимович писал об этом в автобиографической книге «Далёкое близкое». Он там вспоминал творческое путешествие по Волге, которое они с Васильевым совершили в 1870 году.
— «Грозовые облака» именно в то время были написаны?
— Этот этюд художник начал в 1868 году, а закончил в 1871-ом.
— А где он работал над картиной, не помните?
— Скорее всего, в имении графа Павла Строганова в Харьковской губернии.
— О, граф был тонким ценителем искусства!
— И покровительствовал Васильеву. В 1871 году, когда художник серьёзно заболел, Павел Сергеевич предложил ему пожить в своей усадьбе. Надеялся, что на природе здоровье юноши поправится. Но, к сожалению...
— Надежды не сбылись. Всё-таки не зря я вижу в картине «Грозовые облака» приметы приближающейся беды.
— Хочется возразить, Маргарита Константиновна. Всякий человек смертен, но это не превращает искусство в непрестанный погребальный плач. Напротив, талантливое произведение, как правило, дарит надежду.
— И картина «Грозовые облака» тоже?
— Безусловно! Какой бы страшной ни казалась приближающаяся буря, она пройдёт. Федор Васильев призывает нас помнить об этом. Неспроста в его работе столько света. Гроза отгремит, оставив за собой свежесть и покой. Как там у Семёна Кирсанова? «На душе, как в синем небе после ливня чистота...»
Картину Фёдора Васильева «Грозовые облака» можно увидеть в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема