Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Эти летние дожди, эти радуги и тучи. Мне от них как будто лучше, будто что-то впереди...
— Как неожиданно, Андрей Борисович, прозвучало это стихотворение здесь, в Хабаровском художественном музее, перед картиной Фёдора Васильева «Грозовые облака».
— Почему неожиданно, Маргарита Константиновна? Строки поэта Семёна Кирсанова вполне созвучны настроению полотна. Небо, зреющее дождём, здесь главный герой. И насколько оно прекрасно! Мы видим одновременно густые сумерки и яркий солнечный свет, до белизны высветливший облака. Художник гениально запечатлел приближение грозы!
— И предчувствие беды...
— Вы так полагаете?
— Ну конечно! Земля показана узкой охристой полосой, над которой нависла сияющая громада клубящихся туч. Смотришь — и сердце замирает от того, что вот-вот случится.
— Случится дождь, Маргарита Константиновна! Освежающий, животворящий. И небо снова станет лазурным и чистым. Мне кажется, вы тревожитесь, глядя на картину, потому что знаете биографию её автора, Фёдора Васильева. И невольно пытаетесь угадать в его работе отражение тех невзгод, что он перенёс.
— Может быть и так. Талантливый художник стремительно угас в двадцать три года от туберкулёза.
— Период творчества в жизни Васильева был совсем короткий. Но очень яркий! В 1865 году, в пятнадцать лет, он поступил в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. А уже через три года благодаря своему таланту вошёл в круг лучших живописцев.
— Работами юного самородка восхищались Иван Шишкин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин!
— Репина, кстати, особенно впечатляло умение Васильева отражать метаморфозы неба — такие, как на картине «Грозовые облака». Илья Ефимович писал об этом в автобиографической книге «Далёкое близкое». Он там вспоминал творческое путешествие по Волге, которое они с Васильевым совершили в 1870 году.
— «Грозовые облака» именно в то время были написаны?
— Этот этюд художник начал в 1868 году, а закончил в 1871-ом.
— А где он работал над картиной, не помните?
— Скорее всего, в имении графа Павла Строганова в Харьковской губернии.
— О, граф был тонким ценителем искусства!
— И покровительствовал Васильеву. В 1871 году, когда художник серьёзно заболел, Павел Сергеевич предложил ему пожить в своей усадьбе. Надеялся, что на природе здоровье юноши поправится. Но, к сожалению...
— Надежды не сбылись. Всё-таки не зря я вижу в картине «Грозовые облака» приметы приближающейся беды.
— Хочется возразить, Маргарита Константиновна. Всякий человек смертен, но это не превращает искусство в непрестанный погребальный плач. Напротив, талантливое произведение, как правило, дарит надежду.
— И картина «Грозовые облака» тоже?
— Безусловно! Какой бы страшной ни казалась приближающаяся буря, она пройдёт. Федор Васильев призывает нас помнить об этом. Неспроста в его работе столько света. Гроза отгремит, оставив за собой свежесть и покой. Как там у Семёна Кирсанова? «На душе, как в синем небе после ливня чистота...»
Картину Фёдора Васильева «Грозовые облака» можно увидеть в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











