Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Эти летние дожди, эти радуги и тучи. Мне от них как будто лучше, будто что-то впереди...
— Как неожиданно, Андрей Борисович, прозвучало это стихотворение здесь, в Хабаровском художественном музее, перед картиной Фёдора Васильева «Грозовые облака».
— Почему неожиданно, Маргарита Константиновна? Строки поэта Семёна Кирсанова вполне созвучны настроению полотна. Небо, зреющее дождём, здесь главный герой. И насколько оно прекрасно! Мы видим одновременно густые сумерки и яркий солнечный свет, до белизны высветливший облака. Художник гениально запечатлел приближение грозы!
— И предчувствие беды...
— Вы так полагаете?
— Ну конечно! Земля показана узкой охристой полосой, над которой нависла сияющая громада клубящихся туч. Смотришь — и сердце замирает от того, что вот-вот случится.
— Случится дождь, Маргарита Константиновна! Освежающий, животворящий. И небо снова станет лазурным и чистым. Мне кажется, вы тревожитесь, глядя на картину, потому что знаете биографию её автора, Фёдора Васильева. И невольно пытаетесь угадать в его работе отражение тех невзгод, что он перенёс.
— Может быть и так. Талантливый художник стремительно угас в двадцать три года от туберкулёза.
— Период творчества в жизни Васильева был совсем короткий. Но очень яркий! В 1865 году, в пятнадцать лет, он поступил в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. А уже через три года благодаря своему таланту вошёл в круг лучших живописцев.
— Работами юного самородка восхищались Иван Шишкин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин!
— Репина, кстати, особенно впечатляло умение Васильева отражать метаморфозы неба — такие, как на картине «Грозовые облака». Илья Ефимович писал об этом в автобиографической книге «Далёкое близкое». Он там вспоминал творческое путешествие по Волге, которое они с Васильевым совершили в 1870 году.
— «Грозовые облака» именно в то время были написаны?
— Этот этюд художник начал в 1868 году, а закончил в 1871-ом.
— А где он работал над картиной, не помните?
— Скорее всего, в имении графа Павла Строганова в Харьковской губернии.
— О, граф был тонким ценителем искусства!
— И покровительствовал Васильеву. В 1871 году, когда художник серьёзно заболел, Павел Сергеевич предложил ему пожить в своей усадьбе. Надеялся, что на природе здоровье юноши поправится. Но, к сожалению...
— Надежды не сбылись. Всё-таки не зря я вижу в картине «Грозовые облака» приметы приближающейся беды.
— Хочется возразить, Маргарита Константиновна. Всякий человек смертен, но это не превращает искусство в непрестанный погребальный плач. Напротив, талантливое произведение, как правило, дарит надежду.
— И картина «Грозовые облака» тоже?
— Безусловно! Какой бы страшной ни казалась приближающаяся буря, она пройдёт. Федор Васильев призывает нас помнить об этом. Неспроста в его работе столько света. Гроза отгремит, оставив за собой свежесть и покой. Как там у Семёна Кирсанова? «На душе, как в синем небе после ливня чистота...»
Картину Фёдора Васильева «Грозовые облака» можно увидеть в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.
11 октября. О подлинном человеческом счастье
8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В первосвятительском слове по завершении богослужения он говорил о подлинном человеческом счастье.