
Фото: Bruno van der Kraan/Unsplash
Празднуя Пасху, мы вспоминаем чудесное воскресение Иисуса Христа из мертвых. Об этом событии за много веков до него говорили пророки древнего Израиля. Прообразом же Пасхи христианской стал иудейский праздник Песах — воспоминание об освобождении от египетского плена. Иисус Христос Своим служением исполнил все пророчества о Себе — в результате Песах был отменен и вместо него мы теперь празднуем Пасху. В Евангелии можно найти четкое указание на то, когда смена праздников произошла.
В Евангелии от Иоанна можно найти интересную историческую деталь. Вожди еврейского народа, схватившие Христа, приводят Его на суд к римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Войти в его резиденцию они не хотят — чтобы не оскверниться, посещая дом язычника, и затем вкусить фаску. «Фаской» в данном случае апостол Иоанн называет иудейскую пасхальную трапезу и в целом ветхозаветный праздник Песах. «Песах» на иврите означает «прохожу мимо». Ангел смерти прошел мимо еврейских домов в Египте и не забрал жизни первенцев. В иврите нет гласных букв. Поэтому «песах» может звучать еще и как «фасех». Привычное нам слово «пасха» было образовано от еврейского понятия «песах». В славянском тексте Евангелия от Иоанна специальным образом обозначена разница между новой христианской Пасхой и ветхозаветным праздником Песах, который именуется в тексте «фаской». Отмечу, что в оригинальном греческом тексте такой особенности нет. Она имеется только в славянской Библии. По логике переводчиков Песах утрачивает свою силу и становится Пасхой. Но не для всех. Фарисеи отвергли Христа, а потому стали участниками не Пасхи, а устаревшего обычая — фаски.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «фаска» переводится на русский язык как «обычай ветхозаветной Пасхи».
«Как праздновать Новый год?» Протоиерей Алексей Батаногов, Максим Аншуков, Ольга Цой
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, лидер музыкальной группы «Ключевая» Максим Аншуков и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой говорили о христианском отношении к празднованию Нового года. Как отмечать этот праздник, если по церковному календарю еще идет Рождественский пост, как найти баланс между всеобщей радостью и подготовкой к встрече грядущего Рождества Христова и какие появляются новые традиции встречи Нового года в церковной среде.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема











