«Mаdame Оловянишникова, сдержанная, полная чувства собственного достоинства, набожная дама, хоть и седая, но бодрая», — писал в начале 20-ого века Борис Пастернак о женщине, в доме которой был частым гостем. Евпраксия Оловянишникова покорила не только будущего знаменитого писателя. Не было в Ярославле человека, который не знал о добрых делах этой женщины. Как не было тогда и человека, не слышавшего звона колоколов завода Оловянишниковых.
С середины 19-ого столетия купцы Оловянишниковы поставляли свою продукцию во все без исключения губернии Российской империи. Семья владела так же свинцовобелильным заводом и фабрикой церковной утвари. Хозяин всего этого богатства — молодой Иван Оловянишников отлил для церкви святого Власия самый большой в Ярославле колокол и под его звон обвенчался с красивой и богатой девушкой — Евпраксией Горошковой.
Она считала, что главное дело женщины — рождение и воспитание детей. Мужу Евпраксия подарила десятерых наследников, растила их и вела хозяйство. Овдовев на тридцатом году брака, 47-летняя Евпраксия Георгиевна неожиданно для всех взяла в свои руки управление фабриками мужа. И справилась с новой ролью великолепно. Оловянишникова увеличила производство и добилась того, что заказы на колокола стали поступать на завод даже из-за границы. А на фабрику по изготовлению церковной утвари Евпраксия Георгиевна, тонко чувствующая веяния времени, пригласила художника Сергея Вашкова. По его эскизам стали выпускать церковные принадлежности в стиле «модерн», который был тогда популярен. Иначе как шедеврами их не назвали. Подсвечники, лампады и иконы Оловянишниковой приобретала даже императорская семья.
Львиную долю прибыли Евпраксия Георгиевна жертвовала на благотворительность. В 1906 году подарила городу каменный дом и открыла в нём первую в Ярославле детскую больницу. Одна из коек носила имя благотворительницы. Евпраксия Георгиевна следила за тем, чтобы на неё попадали дети бедняков, и лечила их за свой счёт. Больница оказалась таким необходимым в городе учреждением, что Оловянишниковой уже через год присвоили звание «Почётный гражданин Ярославля». Редчайшее для женщин того времени событие!
Евпраксия Георгиевна славилась своим добрым отношением к подчинённым, и честный труд всегда щедро оплачивала. Во всём Ярославле не было зарплат выше, чем на предприятиях Оловянишниковой. Показательный факт: один из мастеров колокололитейного цеха за несколько лет службы сумел скопить изрядную сумму, на которую построил сельский храм, что было особенно приятно Оловянишниковой, которая сама с радостью поддерживала многие храмы и монастыри. Евпраксия Георгиевна много жертвовала ярославскому храму Живоначальной Троицы. И постоянно делала вклады в Серафимо-Понетаевский женский монастырь.
До 1917-ого года благотворительница успела сделать ещё много добрых дел. Профинансировала строительство моста через реку Которосль и здание архива. При церкви, в которой венчалась, открыла богадельню: в ней нашли приют сорок беспомощных стариков. Для учениц женской гимназии из бедных семей учредила стипендию. Материально поддерживала начинающих художников и студентов, а в годы Первой мировой войны помогала раненым солдатам. И никогда не афишировала свою благотворительную деятельность.
Революция лишила Евпраксию Георгиевну всего. Предприятия национализировала, колокольный завод разрушила, а саму Оловянишникову выселила из дома в сырой подвал. Но она, по-прежнему энергичная, деятельная, не опустила руки. Сумела сохранить семью, не дала ей умереть от голода, не позволяла родным впасть в уныние и унижаться перед новой властью. Словом, была добрым гением Оловянишниковых, бережно хранившим доброе имя, честь и достоинство своей знаменитой фамилии.
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых