Томский губернатор Иван Красовский был театралом. Мог запросто, невзирая на расстояние, отправиться в столицу, узнав, что там будут давать какую-нибудь редкостную пьесу. В Томске свой театр тоже имелся. Видавшее виды деревянное здание, старое и совсем обветшавшее, давно следовало закрыть. Но губернатор медлил, и всё никак не мог расстаться с родными подмостками, пока в один прекрасный день не нагрянуло начальство из Петербурга и не приказало театральной труппе сей же час освободить непригодное для использования помещение, а губернатору-театралу сделало строгое внушение.
Рядовые томичи театр тоже любили. На спектаклях обыкновенно бывал полный аншлаг, премьер ждали с нетерпением, так что закрытие театра горожане восприняли не менее болезненно, чем губернатор. Последний, хоть и ободрял жителей, да и самого себя, обещаниями построить новый театр, в глубине души понимал, что столь масштабный проект городская казна вряд ли обеспечит. Губернатор уже почти смирился с тем, что ставшие крайне редкими, преставления проходили теперь в неудобном помещении армейского манежа, когда на пороге его рабочего кабинета появился Евграф Иванович Королёв.
Известный в городе купец, золотопромышленник и банкир без лишних слов изъявил готовность взяться за постройку театра. У города нет на это средств? И не нужно – он собирается строить на собственные деньги. На каких условиях? Безо всяких условий!
Так в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году в Томске появился первый двухэтажный каменный театр. В его замысловатой архитектуре угадывались роскошные черты знаменитой петербургской Мариинки, а внутреннее убранство и техническое оснащение отвечало самым высоким театральным стандартам и требованиям – как зрительским, так и актёрским. Театральная жизнь в Томске снова забурлила. Между собой томичи стали называть новый театр по имени его строителя - «королёвским», а иногда и королЕвским – настолько красив и величественен он был.
В Томске щедрость Евграфа Ивановича была известна давно. Двумя годами раньше постройки театра, Королёв подарил городу первое ремесленное училище. Приоритет при наборе учеников отдавался детям из бедных семей. Каждому из них Королёв определял денежное содержание и, если требовалось, обеспечивал бесплатным проживанием в пансионе. В этом же училище обучались воспитанники королёвского сиротского приюта, который Евграф Иванович вместе с супругой Евпраксией и братом Всеволодом открыл в тысяча семьсот восемьдесят четвёртом году.
Всеволод Иванович Королёв не отставал от брата в делах благотворительности. Он обустроил на свои средства один из центральных городских бульваров, которому, в знак уважения, местные власти присвоили имя благотворителя ещё при его жизни. Вместе с братом Евграфом Всеволод Королёв основал мужскую богадельню, пожертвовав для неё каменный дом и капитал в пятьдесят тысяч рублей. Братья лично позаботились даже о таких деталях, как комнатные иконы, шкафы и кровати.
Одним из первых упоминались имена Королёвых и тогда, когда речь заходила о поддержке городских храмов. Они принимали участие в строительстве Спасо-Преображенской церкви и Троицкого собора, реконструкции Никольского храма. В этом попечении они видели свой долг православных христиан.
Революция, внесла свои коррективы в добрые дела братьев Королёвых. Театр сожгли дотла, бульвар переименовали в честь одного из сомнительных «красных» героев, кладбище, где Евграф Иванович и Всеволод Иванович нашли свой последний приют, сравняли с землёй…
Но светлая память о таких людях не нуждается в материальных свидетельствах. Томичи всё равно с благодарностью вспоминают своих земляков, так много сделавших для родного города.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.