Евгений Васильевич Богданович — человек, жизнь которого стала ярким примером ревностного служения Богу, Царю, народу и Отечеству. Именно Евгений Богданович стал автором идеи Великого Сибирского железнодорожного пути — знаменитой Транссибирской магистрали.
Чиновник по особым поручениям, полковник Евгений Васильевич Богданович состоял на службе Министерства внутренних дел, которое в XIX веке не только охраняло закон и порядок, но и, к примеру, отвечало за работу почты и телеграфа.
В 1866 году на Урале, в Пермской и Вятской губерниях, свирепствовал голод, в борьбе с которым Евгений Васильевич принял непосредственное участие. Именно благодаря Богдановичу появился Транссиб, получивший важное стратегическое и международное коммерческое значение.
Какие благие дела совершил Евгений Васильевич на духовном поприще и какую формулу благоденствия он проповедовал?

В 1866 году на Урале, в Пермской и Вятской губерниях, свирепствовал голод. Последствия неурожая были серьёзные: крестьяне и рабочие горных заводов погибали от истощения. А благополучные районы, которые могли бы поделиться продовольствием с несчастными голодающими, находились слишком далеко. Но помощь всё-таки пришла. Из столицы, преодолев без малого тысячу вёрст, с несколькими обозами зерна на Урал приехал чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел, полковник Евгений Васильевич Богданович. Это был молодой ещё человек, бывший мичман Черноморского флота. Несколько лет назад он уволился с военной службы по состоянию здоровья — у мичмана неожиданно открылась... морская болезнь. Служить Отечеству Богданович продолжил в Министерстве внутренних дел Российской империи. В то время этот государственный орган не только охранял закон и порядок. Но и, к примеру, отвечал за работу почты и телеграфа. Попечение о народном хозяйстве тоже входило в его функции.
Евгений Богданович лично объехал населённые пункты, где положение было особенно тяжёлым. Ослабить натиск голода удалось. Однако надолго ли хватит привезённых запасов? Не придётся ли снова кому-нибудь ехать за тысячу вёрст с грузом, переправляя его то белянами — деревянными речными баржами, то лошадьми. Путь получался долгий — он занимал несколько месяцев. Сколько людей за это время может погибнуть, случись опять неурожай? Вот если бы была железная дорога... Паровозы доставили бы всё, что нужно, за считанные дни. Полковник Богданович некоторое время ходил в раздумьях. А потом отправил телеграмму в Петербург. Он обращался в ней к тогдашнему министру внутренних дел Петру Валуеву. «Изучив местные условия, нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени», — сообщал Евгений Васильевич. И добавлял, что рельсы при желании можно протянуть и дальше — через всю Сибирь до самой границы с Китаем. Линия получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение. Так Евгений Богданович стал автором идеи Великого Сибирского железнодорожного пути, или знаменитой Транссибирской магистрали.
Спустя несколько лет по проекту Богдановича началось строительство одного из первых отрезков Транссиба — Уральской железной дороги. Жители городов, через которые прошла новая магистраль, ликовали: теперь они больше не были отрезаны от цивилизации. И поминали добрым словом Евгения Васильевича. А одну из узловых станций близ Екатеринбурга даже назвали в его честь — Богданович. Она и по сей день носит это имя. Железная дорога была одним из главных свершений Евгения Богдановича на благо людей. Но далеко не единственным. Он вошёл в историю ещё и как пионер пожарного благоустройства России. Здания тогда возводились преимущественно из дерева. А потому пожары случались часто и были весьма разрушительными. Евгений Васильевич занялся организацией регулярных пожарных команд. Благодаря его энтузиазму пожарные части постепенно появились в каждом городе. Помимо этого, Богданович стал основателем школы брандмейстеров — учебного заведения, где готовили квалифицированные кадры для таких пожарных дружин.
Немало благих дел Евгений Васильевич совершил и на духовном поприще. Он долгие годы был старостой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На собственные средства издавал брошюры духовно-нравственного и патриотического содержания, которые бесплатно распространялись среди прихожан и в народе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл Богдановича «сеятелем доброго слова». Выдающийся русский мыслитель Лев Тихомиров вспоминал, что в своих брошюрах Евгений Васильевич проповедовал очень простую формулу благоденствия России: нужен Царь, заботящийся о народе; нужен народ — честный, трудолюбивый, верующий. Жизнь самого Евгения Богдановича стала ярким примером ревностного служения Богу, Царю, народу и Отечеству.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер