
«Евдокия», студия: Киностудия им. М. Горького, режиссёр: Татьяна Лиознова
— А у вас есть кто-нибудь из близких?
— Есть. Мать и отец. Мама у меня интересный человек. Вы знаете, она совсем простая женщина. Она мне, собственно, и матерью не приходится. Я у них приёмная. У нас в семье все приёмные.
— Да что вы, это удивительно!
— Чего ж тут удивительного. Такие люди.
— Значит, любите их?
— А как же их не любить? У них, знаете, даже имена одинаковые.
— Как так?
— Отец — Евдоким, а мать — Евдокия.
«Евдокия» — так называется кинофильм, который в 1961 году сняла Татьяна Лиознова. Картина о большой и крепкой семье стала её режиссёрским дебютом. И первым большим успехом: во время показа в кинотеатрах фильм посмотрели около сорока миллионов кинозрителей. Самые популярные отечественные издания о кинематографе, такие, как «Искусство кино» и «Советский экран», называли ленту в числе лучших фильмов года.
По воспоминаниям Лиозновой, она долго искала сценарий для своего первого самостоятельного проекта. Однажды ей в руки попала повесть Веры Пановой «Евдокия». Режиссёра поразила простота и гармоничность, с которой в этом небольшом произведении воспевалась семья, домашний очаг, счастье растить детей. Лиозновой захотелось воплотить всё это на экране. Так появился трогательный фильм о буднях и праздниках, радостях и печалях обыкновенных людей — супругов Евдокии и Евдокима Чернышёвых. Критики писали, что режиссёру удалось живо и ярко показать зрителю высокий нравственный и духовный идеал семьи, пример честности, доброты, порядочности, верности и любви, которая способна преодолеть самые непростые испытания.
Одно из них появляется на пути героев сразу после свадьбы: выясняется, что Евдокия не может иметь детей. А Евдоким всегда мечтал о большой семье. Однако он без ропота принимает ситуацию такой, как она есть. И, может быть, поэтому и начинают происходить чудеса. В одном из эпизодов картины Евдоким приходит домой с работы. Его встречает счастливая супруга:
— Ты на кровать-то, не осмотревшись, не ложись. Не ровен час, придавишь дитя.
— Какое дитя?
— Вот, мальчика Бог послал.
— Это чей же?
— Стало быть, наш.
— Подкинули, что ли?
— Подкинули. Александром звать.
— Откуда знаешь-то?
— Записка была вложена.
— Хорошее имя — Александр.
— Хорошее! Можно звать Шура, а можно Саня, а можно Саша. Как понравится.
Сколько радости, сколько любви в этом простом диалоге! Татьяна Лиознова на протяжении всего фильма мастерски передаёт самые тонкие нюансы душевного настроения героев. Даёт нам возможность согреться и теплом их семейного очага.
Критик Виталий Сёмин после выхода фильма «Евдокия» на экраны, писал: «Неторопливое течение событий, которые на первый взгляд происходят за закрытой домашней дверью, постепенно развивается. И счастье, о котором говорится в фильме, перестает казаться таким уж простым, а домашняя дверь — закрытой». Присоединяясь к этим словам, предлагаю зрителям заглянуть в гостеприимно открытую дверь большого дома героев картины Татьяны Лиозновой. И думаю, что не ошибусь, если скажу: вам там будут очень рады.
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема