
Фото: Piqsels
О Преображении Господнем говорится в трёх Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки. Рассказы евангелистов очень схожи.
Шёл третий, последний год проповеди Христа. Вместе с учениками Спаситель дошёл до северных границ Израиля, до города Кесарии Филипповой. Затем Он отправился обратно в Галилею и дальше, на юг. Этот путь вёл Христа в Иерусалим, к месту его предстоящей казни.
Иисус с апостолами остановился у горы Фавор. Он взял с собой трёх учеников — Петра и двух братьев Иакова и Иоанна, и взошёл с ними на вершину для молитвы.
Евангелист Лука пишет, что апостолы утомились и уснули, а когда проснулись, увидели, что Христос преобразился. Сын Божий открылся перед учениками таким, каким Он был в Царстве Своего Отца. Скупыми средствами языка каждый из евангелистов попытался описать это невыразимое чудо. Лука сообщает: «вид лица Его изменился», а Матфей подчёркивает, что оно «просияло как солнце». Изменился весь облик Спасителя. Лука говорит, что одежды Его сделались белыми, блистающими. Матфей сравнивает их с белым светом. А Марк пишет, что они сделались «весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».
Апостолы увидели, что Христос беседовал с двумя пророками Моисеем и Илией. Евангелист Лука сообщает, что они беседовали с Сыном Божиим о предстоящих ему крестных страданиях.
Ученики бросились ниц и преклонились перед величием Господа. Их переполняли и страх, и изумление, и радостный восторг. Повинуясь этому общему ощущению счастья и благоговения, Пётр дерзновенно обратился к Христу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну — Тебе, одну — Моисею и одну — Илии». Кущи — это палатки, сродни тем, в которых жили иудеи после исхода из Египта.
«Когда он еще говорил, — повествует евангелист Матфей, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Господь обратился к лежавшим в страхе ученикам: «Встаньте, не бойтесь». Чудесное явление кончилось. Вместе они спустились с горы. Их ждал путь в Галилею, а потом в Иерусалим. Спаситель заповедал никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Тайна Преображения должна была укрепить в вере его ближайших учеников в скорбные дни уныния и сомнений. Иисус стремился дать апостолам залог надежды на то, что с Его смертью Его пребывание с верующими не только не завершится, но напротив — лишь начнётся.
Все выпуски программы Преображение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











