О Преображении Господнем говорится в трёх Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки. Рассказы евангелистов очень схожи.
Шёл третий, последний год проповеди Христа. Вместе с учениками Спаситель дошёл до северных границ Израиля, до города Кесарии Филипповой. Затем Он отправился обратно в Галилею и дальше, на юг. Этот путь вёл Христа в Иерусалим, к месту его предстоящей казни.
Иисус с апостолами остановился у горы Фавор. Он взял с собой трёх учеников - Петра и двух братьев Иакова и Иоанна, и взошёл с ними на вершину для молитвы.
Евангелист Лука пишет, что апостолы утомились и уснули, а когда проснулись, увидели, что Христос преобразился. Сын Божий открылся перед учениками таким, каким Он был в Царстве Своего Отца. Скупыми средствами языка каждый из евангелистов попытался описать это невыразимое чудо. Лука сообщает: "вид лица Его изменился", а Матфей подчёркивает, что оно "просияло как солнце". Изменился весь облик Спасителя. Лука говорит, что одежды Его сделались белыми, блистающими. Матфей сравнивает их с белым светом. А Марк пишет, что они сделались "весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".
Апостолы увидели, что Христос беседовал с двумя пророками Моисеем и Илией. Евангелист Лука сообщает, что они беседовали с Сыном Божиим о предстоящих ему крестных страданиях.
Ученики бросились ниц и преклонились перед величием Господа. Их переполняли и страх, и изумление, и радостный восторг. Повинуясь этому общему ощущению счастья и благоговения, Пётр дерзновенно обратился к Христу: "Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кУщи, одну - Тебе, одну - Моисею и одну - Илии". Кущи - это палатки, сродни тем, в которых жили иудеи после исхода из Египта.
"Когда он еще говорил, - повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".
Господь обратился к лежавшим в страхе ученикам: «Встаньте, не бойтесь». Чудесное явление кончилось. Вместе они спустились с горы. Их ждал путь в Галилею, а потом в Иерусалим. Спаситель заповедал никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Тайна Преображения должна была укрепить в вере его ближайших учеников в скорбные дни уныния и сомнений. Иисус стремился дать апостолам залог надежды на то, что с Его смертью Его пребывание с верующими не только не завершится, но напротив - лишь начнётся.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди