В тысяча семьсот семьдесят пятом году молодой епископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) возглавил Архангельскую епархию. В предшествующие годы архиереи менялись здесь очень часто, что плохо сказывалось на состоянии дел. Епархиальный дом был ветхим, духовенство малограмотным, а миряне — не сведущими должным образом в истинах веры. На приходах не хватало духовной литературы и даже Священного Писания.
Владыка Вениамин, выпускник и бывший ректор петербургской Александро-Невской семинарии, деятельно приступил к исправлению ситуации. Особенно он заботился о духовном образовании, развитии церковной проповеди, правильном, благоговейном совершении богослужений. Епископ Вениамин заказал в Москве множество экземпляров Библии и обеспечил Священным Писанием все приходы. Священников он призывал читать Библию с прихожанами и объяснять смысл прочитанного. Также владыка составил и издал «Священную историю для малолетних детей».
Епископ Вениамин обеспечил строительство нового епархиального дома, привёл в образцовое состояние Архангельскую семинарию, в которой осуществлялось преподавание новых на то время предметов — немецкого и французского языков, истории и географии.
В тысяча семьсот семьдесят девятом году епископ Вениамин совершил большой объезд всей епархии. Особое впечатление на него произвело посещение приполярных мест, где жили кочевники-ненцы, или, как их тогда называли, самоеды. «С тысяча семьсот семьдесят девятого года начал я, — писал архиерей, — иметь старание об обращении в христианство самоедов, которые к стыду нашему в идолопоклонстве поныне пребывают». По инициативе владыки несколько десятков ненецких детей, в том числе сирот, были приняты на обучение в школы, некоторые из них даже стали семинаристами. Однако эти немногие семинаристы умерли от эпидемии, и планы владыки Вениамина по подготовке священников из числа самоедов не реализовались.
Особое попечение архангельский архиерей имел о старообрядцах. В то время, с одной стороны, многие старообрядцы тяготились отсутствием духовенства. С другой стороны, государственные власти и Русская Православная Церковь искали пути исцеления раны раскола. Епископ Вениамин разрешил священникам совершать требы для тех староверов, которые признавали Православную Церковь и тем самым фактически вышли из раскола.
Архангельский архиерей также боролся с сектой духоборов, которые тогда активно распространялись в России. Духоборы отрицали Церковь и основные истины христианства, верили в переселение душ. Епископ Вениамин обличал их учение как во время проповедей в храмах, так и в личных беседах с сектантами.
К слову, владыка являлся очень открытым по тогдашним меркам архиереем, он даже запрещал под угрозой наказания, чтобы ему кланялись в ноги, что тогда считалось вполне обычным. «Он кроток словом и делом. — Свидетельствовал позднее архимандрит Иринарх из Нижегородской епархии. — Духом кротости обращал к себе. Был благочестив без лицемерия, дружелюбен без хитрости, приветлив без лицеприятия».
В тысяча семьсот девяносто восьмом году епископа Вениамина перевели на Нижегородскую кафедру. За двадцать три года Архангельская епархия его трудами благоустроилась. Возвели множество новых храмов: если до владыки Вениамина в епархии действовал двести шестьдесят один храм, то при нём их стало уже четыреста пятьдесят пять.
Успехи архиерея оценила сама императрица Екатерина Великая, удостоившая его золотой панагии с драгоценностями. Среди жителей Архангельской губернии епископ Вениамин, много занимавшийся просвещением и благотворительностью, тоже обрёл большое уважение. «Прошу всех помнить меня в молитвах, — писал он, прощаясь с паствой, — взаимным образом и я, где Бог ни определит, хвалиться всеми и усердствовать о благе каждого обязанным себя почитаю».
На Нижегородской кафедре владыка, уже в сане архиепископа, служил до своей кончины в тысяча восемьсот одиннадцатом году.
Архиепископ Вениамин с особой любовью и благоговением относился к православному богослужению. Им написана книга, до сих пор входящая в программу семинарского образования: «Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных». «Священнослужение нашей православной Церкви рождает в смиренных душах благоговейные чувствования», — сказано в книге. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) призывает иметь «священный восторг», «сокрушенное сердце» и притом разумно, с пониманием происходящих священнодействий относиться к богослужению. И это его своеобразное послание сохраняет непреходящую актуальность для православных христиан.
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Образ русской красавицы в красках Константина Маковского
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На картине Константина Маковского «За прялкой» изображена дочь художника, Ольга. На этом полотне живописец создал образ русской красавицы: тихой, трудолюбивой, с умиротворенным взглядом и доброй улыбкой.

— Настенька. Это ты! Здравствуй! Тебя и не узнать, как ты выросла за лето. Давненько ты к нам в Третьяковскую галерею не заходила.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я и сама уже соскучилась по вам, и по живописи тоже! А мне в художественной школе как раз дали задание сделать доклад про русский колорит в живописи по одной из картин. Я обрадовалась — хороший повод к вам зайти. Как думаете, какую работу лучше взять для доклада?
— Хм... Может, что-то из Кустодиева... Или... Или вот! Прямо перед нами. Картина Константина Маковского «За прялкой». Художник написал её в начале 1900-х (тысяча девятисотых) годов. Кажется, это то, что нам нужно.
— Маргарита Константиновна, точно! Отлично подходит для доклада. На ней изображена девушка в роскошном сарафане и очень-очень красивом кокошнике! По плечам раскинулись косы, а на шее — бусы из крупных камней. Что это за камушки?
— Бусы, вероятно, сделаны из бирюзы и янтаря. Девушки на Руси носили украшения из этих камней ещё в домонгольское время. Барышня сидит на открытой веранде за прялкой — делает пряжу. Из волокон шерсти скручивает тонкую нить. Занятие — самое обыкновенное для наших прабабушек и всех русских девушек и женщин прошлых веков.
— Маргарита Константиновна, но, если это занятие вполне обыкновенное, почему же одеяние героини такое необычайно красивое?
— Настя, ты усмотрела суть этой работы. Константин Маковский создаёт в ней сказочный образ русской красавицы, он намеренно преувеличивает, приукрашает действительность. Художник добивается такого восприятия картины с помощью светового отблеска. Изображение будто сияет: золотое шитьё на изумрудно-зелёном сарафане, кокошник героини, украшенный поднизью из бисера и жемчугом.
— Поднизь — это золотистая сеточка, которая прикрывает лоб?
— Да, верно, Настя. И всё это перекликается с блеском листвы благоухающего сада, что раскинулся вокруг террасы. Ветви деревьев купаются в солнечных лучах... А светлые резные столбы и балясины, очертания прялки придают картине настоящий русский колорит, который был любим художником Константином Маковским.
— И правда — смотришь на картину «За прялкой» и будто попадаешь в сказочный терем, где Василиса Прекрасная поджидает своего супруга, Ивана Царевича. А лицо у героини такое умиротворённое, задумчивое... Кажется, что эта девица-красавица поёт какую-то тихую песню.
— И в самом деле, девушки на Руси часто пели во время прядения. Песни пели долгие, протяжные... Некоторые так и назывались прялочными. А если девушки собирались трудиться вместе — то и пели тоже в несколько голосов. Такие встречи назывались посиделками или вечорками. Каждая девица выполняла свою работу: шила одежду, вышивала или пряла.
— Конечно! Вместе ведь трудиться веселее. Вот только жаль, что почти никто из нас, современных девочек, не умеет прясть или вышивать. Я вот, например, не умею.
— Наверное, прясть сейчас трудно научиться, а вот вышивать нитками или бисером — вполне возможно. Ты могла бы своими руками вышить салфетку или носовой платочек. А может быть, воротник или подол платья.
— Как у девицы-красавицы на картине?
— Конечно. Почему бы и нет? Кстати, в качестве героини картины, Константин Маковский запечатлел свою дочь, Ольгу. Он довольно часто изображал в работах детей: сына Сергея, дочерей Елену, Марину, Ольгу... Девушки предстают в образах русских крестьянок, барышень и царевен... И независимо от статуса героини полотна — эти образы непременно яркие и запоминающиеся.
— И героиня картины Константина Маковского «За прялкой» мне тоже запомнится. Своим спокойным нравом, умиротворённым взглядом и доброй улыбкой.
Все выпуски программы Свидание с шедевром







