Енисейск. Небольшой ныне городок с населением менее 20 тысяч человек. И тем не менее он гордо носит имя «Отец сибирских городов». С чего бы вдруг?
Да с того, пожалуй, что именно отсюда, из Енисейского острога, в сути – крепости, основанной казаками в 1619 году, уходили отсюда в Восточную Сибирь отряды «служилых людей». И ставили новые города: Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Братск… несть им числа…
Енисейск основали в на редкость удачном месте – в центре важных – и единственных в то время - водных путей посреди плодородных земель, богатых зверем, рыбой, рудой и золотом. Именно этому Енисейск быстро стал крупным промышленным и торговым, а затем и духовным центром Сибири.
Енисейские воеводы брали ясак с местных кетских и тунгусских племен. Не зря в 1635 году на гербе города появилось изображение соболя - пушные богатства привлекали сюда огромное количество купцов - скупщиков пушнины.
Но не только их. Возить товары из России – далеко, долго и дорого. И потому уже во второй половине 17 века Енисейск становится крупным центром промышленного производства с более, чем 20-тью фабрик и заводов. Ведущими отраслями промышленности стали металлообработка, солеварение, судостроение, что при отсутствии иных дорог, кроме водных, было особенно важным.
К концу 17 века Енисейск стал вторым после Тобольска центром торговли. Через Енисейск шли торговые пути на Москву, на восток и юг Сибири, на Амур и в Китай.
Численность купцов в 17-18-м веках доходила до 300 человек – то есть, купцом был каждый 15-й.
В 19 веке Енисейск вошел в десятку лучших уездных городов России.
После прокладки Московско-Иркутского тракта и Транссибирской магистрали Енисейск утратил значение главного города Восточной Сибири. Но в 40-х годах 19 века в Североенисейский тайге открыли месторождения золота, кое открытие изрядно подстегнуло развитие экономики и культуры Енисейска, который на какое-то время стал центром золотодобывающей промышленности.
Однако он и теперь считается одним из красивейших городов Сибири, выделяясь и большим для сибирского города количеством красивейших церквей, и своей уникальной гражданской архитектурой.
В 1970 году он был внесен в список исторических городов России. А в июне 2000 года центральная, историческая, часть города занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.