
Прикоснёмся, друзья, к творчеству нашей первой русской поэтессы-монахини — матери Марии (в миру Елизаветы Никитичны Шаховой).
Её интереснейшая автобиография, написанная на склоне лет (1890-е годы) была опубликована не так недавно, в 2006-м. Читаю: «...Ещё в раннем моём детстве безсмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трёхлетнего младенца на руках, вместе с князем Вяземским говаривал моему отцу: „В больших глазах Вашей малютки светится огонёк поэтического вдохновения“...» Конец цитаты.
За огоньком в глазах ребёнка тогда ещё, конечно, не проглядывалась удивительная человеческая и духовная судьба этой поэтессы (одна из её поздних книг называлась «Мирянка и отшельница»).
...Многолетняя поэтическая собеседница светских поэтов старшего поколения, автор сочувственного, но, явно не воспринятого адресатом «Открытого письма графу Льву Николаевичу Толстому», духовная дочь архимандрита Игнатия Брянчанинова (будущего святителя) и создательница целого пласта овеянной молитвами литературы, — монахиня Мария (Шахова) до сих пор почти не известна современному читателю.
Между тем, её судьба — яркий пример высокой, самоотверженной и смелой максимы: если талант поэту дан Богом, то и служить он должен Богу. Мать Мария эту максиму пронесла сквозь все свои монашеские годы, хорошо помня о посетившем её в юности откровении, которое спасло молодую писательницу от отчаяния и открыло ей путь Богообщения.
О том, кстати, она и писала своему гениальному и весьма почитаемому ею современнику. В конце письма Льву Толстому, мать Мария — трогательно, но безуспешно — умоляла автора «Войны и мира» открыть для себя труды отца Игнатия Брянчанинова...
Литературно-духовное наследие монахини Марии (Шаховой), нашей первой монастырской поэтессы — обширно. Я прочитаю только два небольших отрывка.
Первый — из напечатанного в 1883-м стихотворения «Современному поэту» (публикация была подписана светским именем «Елизавета Шахова»). Это — из её многолетней полемики с собратьями-стихотворцами, настойчиво «защищавшими» (в кавычках) её дарование — от её же духовной жизни, от её внутреннего монастыря.
...Певец современный жестоко ошибся:
Он дух отрицанья в себе обличил!..
И разум о камень соблазна расшибся;
Он демону рабски служил и служил...
Зачем так неровно настраивать лиру,
Когда так искусно играет рука?
Служа отголоском небесному клиру,
Поэзии область, как мир, широка!
И закончу финалом духовного этюда монахини Марии (Шаховой) под очень понятным каждому из нас названием — «Сухость сердца».
...Вне светлости Господней благодати
Ещё душа моя уныла и темна:
В ней нет смирения незлобного дитяти
И сокрушается в безсилии она!
Ты силой творчества безплодие земное
Преисполняющий обилием, как рай, —
Твоё создание не презри немощное
И мир душе его молящейся подай!
Монахиня Мария, из духовных стихов. 1850-е годы.
Пользуясь случаем поблагодарю литератора Виктора Калугина, посвятившего матери Марии (Шаховой) целых двадцать пять страниц своей безпримерной антологии — «Молитвы русских поэтов»...
Все выпуски программы Рифмы жизни
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер