
Что такое коммунальная квартира? Очередь к умывальнику по утрам, ссоры с соседями на общей кухне и мечта поскорее приобрести отдельную жилплощадь? А может быть — это уютный дом, куда хочется возвращаться с работы, где тебя всегда ждут родные люди, где все заботятся друг о друге и живут, как большая дружная семья? В том, что это вполне возможно, уверена писательница Елена Верейская. Именно о такой «коммуналке» — её повесть под названием «Три девочки».
Елена Верейская — советская писательница. Однако в её произведениях нет традиционного для той эпохи коммунистического пафоса. Зато есть простая человеческая мораль, очень близкая к христианской: автор пишет о любви и уважении к людям, готовности поддержать в трудную минуту, отдать «последнюю рубаху». О счастье, которое испытываешь, помогая другим, об умении радоваться жизни, признавать собственные ошибки и прощать обиды. Душевная и светлая повесть наполнена каким-то праздничным настроением, она буквально заряжает оптимизмом. И это при том, что произведение затрагивает тему, которую сложно назвать радостной: блокаду Ленинграда. Ей посвящена вторая часть повести. Но писательница сумела сделать так, что на сердце у читателя, несмотря ни на что, до самого финала остаётся светло.
Так кто же они, эти «Три девочки», героини книги Елены Верейской? Наташа с папой, мамой и младшим братом. Её семья переезжает в одну из комнат ленинградской коммунальной квартиры, где девочка находит подруг: Катю и Люсю. Катя живёт со своим дедушкой, Люся — с мамой. А ещё в квартире есть комната, которую занимает молчаливый старый доктор. Герои знакомятся, узнают друг друга, и постепенно превращаются в родных людей. Конечно, в их отношениях поначалу не всё складывается просто, но доброта помогает растопить лёд, и даже нелюдимый доктор вскоре становится лучшим другом девочек. Соседи даже собираются вместе за одним новогодним столом. И когда приходит беда — начинается война и Ленинград оказывается в кольце блокады — они продолжают заботиться не только друг о друге, но и о незнакомых людях. И даже читая о том, как в заледеневшем городе люди погибают от голода и бомбёжек, кажется, что главное, о чём хотела рассказать нам писательница — совсем не ужасы войны.
Удивительные — простые и глубокие — слова произносит в повести мама девочки Наташи, Софья Михайловна. Она размышляет о том, как важно увидеть людей — больных и здоровых, больших и маленьких, хороших и плохих, тех самых людей, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с нами. Именно это, пожалуй, и есть главная мысль повести Елены Верейской «Три девочки».
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема