Что такое коммунальная квартира? Очередь к умывальнику по утрам, ссоры с соседями на общей кухне и мечта поскорее приобрести отдельную жилплощадь? А может быть — это уютный дом, куда хочется возвращаться с работы, где тебя всегда ждут родные люди, где все заботятся друг о друге и живут, как большая дружная семья? В том, что это вполне возможно, уверена писательница Елена Верейская. Именно о такой «коммуналке» — её повесть под названием «Три девочки».
Елена Верейская — советская писательница. Однако в её произведениях нет традиционного для той эпохи коммунистического пафоса. Зато есть простая человеческая мораль, очень близкая к христианской: автор пишет о любви и уважении к людям, готовности поддержать в трудную минуту, отдать «последнюю рубаху». О счастье, которое испытываешь, помогая другим, об умении радоваться жизни, признавать собственные ошибки и прощать обиды. Душевная и светлая повесть наполнена каким-то праздничным настроением, она буквально заряжает оптимизмом. И это при том, что произведение затрагивает тему, которую сложно назвать радостной: блокаду Ленинграда. Ей посвящена вторая часть повести. Но писательница сумела сделать так, что на сердце у читателя, несмотря ни на что, до самого финала остаётся светло.
Так кто же они, эти «Три девочки», героини книги Елены Верейской? Наташа с папой, мамой и младшим братом. Её семья переезжает в одну из комнат ленинградской коммунальной квартиры, где девочка находит подруг: Катю и Люсю. Катя живёт со своим дедушкой, Люся — с мамой. А ещё в квартире есть комната, которую занимает молчаливый старый доктор. Герои знакомятся, узнают друг друга, и постепенно превращаются в родных людей. Конечно, в их отношениях поначалу не всё складывается просто, но доброта помогает растопить лёд, и даже нелюдимый доктор вскоре становится лучшим другом девочек. Соседи даже собираются вместе за одним новогодним столом. И когда приходит беда — начинается война и Ленинград оказывается в кольце блокады — они продолжают заботиться не только друг о друге, но и о незнакомых людях. И даже читая о том, как в заледеневшем городе люди погибают от голода и бомбёжек, кажется, что главное, о чём хотела рассказать нам писательница — совсем не ужасы войны.
Удивительные — простые и глубокие — слова произносит в повести мама девочки Наташи, Софья Михайловна. Она размышляет о том, как важно увидеть людей — больных и здоровых, больших и маленьких, хороших и плохих, тех самых людей, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с нами. Именно это, пожалуй, и есть главная мысль повести Елены Верейской «Три девочки».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.