
Святитель Феофан Затворник говорил: «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид». Прощая обиды, мы примиряемся не только с ближними, но и с самими собой, а самое главное — с Богом. Прощение —истинно христианское милосердие, превосходящее по своему значению даже добрые дела, духовные труды и подвиги. Но как научиться прощать? Как не держать зла на тех, кто причинил нам обиду или боль? Действенные советы даёт православный психолог, семейный консультант, преподаватель Алматинской Духовной семинарии Елена Триандофилова в своей книге «Радость прощения».
Начиная разговор, автор напоминает читателям главную христианскую молитву «Отче наш», в которой мы говорим Богу: «...и прости нам долги наша, якоже и мы прощаем должником нашим». Это — одно из важнейших условий установления отношений человека с Богом, подчёркивает Елена Триандофилова. Если мы прощаем ближних, то и Господь простит нам наши согрешения. Казалось бы — такая простая формула! Однако почему, понимая всю важность прощения, мы порой испытываем в этом большие затруднения? Отвечая на вопрос, автор цитирует святителя Феофана Затворника: «Кажется, такая малость требуется: прости — и будешь прощён; а когда прощён, то и в милость принят. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость! Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать». Самолюбие, гордость, — Елена Триандофилова, словно вытягивая нити из запутанного клубка, выделяет те качества, которые мешают человеку прощать. Делает она это, обращаясь не только к психологии, но и к многовековому опыту и мудрости Церкви, постоянно цитируя её великих учителей. Например, автор книги советует, как можно чаще вспоминать и повторять слова преподобного Ефрема Сирина, который обращался к Богу: «Господи, дай мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего!».
И это не единственная практическая рекомендация Елены Триандофиловой на страницах книги «Радость прощения». Она предлагает читателям несколько психологических упражнений. Например, каждый день брать лист бумаги и письменно поимённо прощать все обиды тем, на кого их держим. А после за каждого из списка обязательно помолиться со словами: «Господи, я прощаю...». При этом, подчёркивает автор, важно понимать: прощать надо не человека, а его проступки или грехи, сделанные против вас. А за самого человека — молиться.
Одно из значений слова «простить», напоминает Елена Триандофилова — это отпустить, не удерживать. Держа зло на обидчика, мы на самом деле наказываем самих себя. Поэтому простить — значит сделать шаг в сторону любви. И всем сердцем ощутить радость прощения.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки