— Андрей Борисович, сегодня здесь, в Воронежском художественном музее, я впервые увидела своими глазами картины Елены Киселёвой — и потрясена!
— Вас впечатлила картина со скромным названием «Маруся»? Вы перед ней так долго стоите.
— Да, в этом портрете поразительно и смелое цветовое решение, и тонкий психологизм. Молодая женщина в синем атласном платье и красной шёлковой блузе открыто смотрит на зрителя. Ткани её одежд почти осязаемы благодаря мастерски переданной структуре. Но ещё отчётливее ощущается настроение модели, её внутренний мир.
— В портрете читается цельность характера, правда?
— Да, видно, что Маруся имеет в душе стержень. В шелках она выглядит утончённо и женственно, но на ней вполне органично будут смотреться латы Жанны Д’Арк. Такие женщины способны на поступок, на подвиг.
— И многим ровесницам Маруси выпало его совершить. Картина написана в 1910 году, через семь лет в России произошла революция, настало время испытаний.
— А как сложилась судьба этой девушки с портрета?
— Историкам не удалось выяснить даже, кто это. Известно лишь, что Маруся была сестрой одного из однокашников Елены Киселёвой по Академии художеств.
— Киселёва окончила Академию?
— Да, Елена была одной из любимых учениц Репина. Её творчество высоко ценил не только Илья Ефимович. Картины Киселёвой неизменно получали высокие оценки самых взыскательных критиков. Причем не только в России, но и Париже, где она проходила стажировку по окончании учёбы в десятых годах двадцатого века. На это время пришёлся расцвет её творчества. И «Маруся» — одно из самых ярких полотен художницы.
— А почему оно хранится в Воронеже — не в Москве, не в Питере?
— Этот город сыграл особую роль в биографии Елены. Здесь она родилась и выросла. После революции художница была вынуждена эмигрировать. После долгих скитаний они с мужем, математиком Антоном Билимовичем и маленьким сыном нашли приют в Сербии, в городе Белграде. Елене Киселевой удалось вывезти туда почти все свои работы. «Маруся» оказалась одной из немногих картин, оставшихся на родине. Портрет хранился у матери художницы, Марии Киселёвой. Мария Эдуардовна хотела, чтобы имя дочери помнили на родине, и в 1929 году передала полотно в Воронежский музей.
— Вот это история!
— И это ещё не конец! В шестидесятые годы двадцатого века портрет Маруси привлёк внимание сотрудницы Воронежского художественного музея, Маргариты Ивановны Лунёвой. Ваша тёзка стала искать информацию об авторе картины, и её поиски оказались успешными! Елена Киселёва откликнулась на запрос, завязалась переписка. В 1967 году Елена Андреевна прислала из Белграда в Воронеж бесценный подарок — собрание своих картин. Она призналась, что очень рада, что в России её помнят.
— А в Сербии что же, её творчество не знали?
— Там о нём никто не догадывался. Киселёва почти не рисовала в эмиграции. А после того, как её единственный сын погиб в 1944 году в фашистском концлагере, она больше не брала кисть в руки. И прежние работы нигде не выставляла. В Сербии Елену Андреевну знали только как приветливую и гостеприимную жену профессора Билимовича.
— Представляю, какой труд души стоял за этой приветливостью. Потерять родину, сына, радость творчества — и не замкнуться в своём горе. Выходит, художнице самой была свойственна решимость к подвигу, которую она запечатлела на портрете неведомой нам Маруси.
— Можно сказать, что этот портрет — собирательный образ русской женщины, которая прошла в двадцатом веке путём страданий и сохранила духовную силу, душевную теплоту и сердечность.
«Картину Елены Киселёвой „Маруся“ можно увидеть в Воронежском областном художественном музее имени Ивана Крамского».
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема