— Андрей Борисович, сегодня здесь, в Воронежском художественном музее, я впервые увидела своими глазами картины Елены Киселёвой — и потрясена!
— Вас впечатлила картина со скромным названием «Маруся»? Вы перед ней так долго стоите.
— Да, в этом портрете поразительно и смелое цветовое решение, и тонкий психологизм. Молодая женщина в синем атласном платье и красной шёлковой блузе открыто смотрит на зрителя. Ткани её одежд почти осязаемы благодаря мастерски переданной структуре. Но ещё отчётливее ощущается настроение модели, её внутренний мир.
— В портрете читается цельность характера, правда?
— Да, видно, что Маруся имеет в душе стержень. В шелках она выглядит утончённо и женственно, но на ней вполне органично будут смотреться латы Жанны Д’Арк. Такие женщины способны на поступок, на подвиг.
— И многим ровесницам Маруси выпало его совершить. Картина написана в 1910 году, через семь лет в России произошла революция, настало время испытаний.
— А как сложилась судьба этой девушки с портрета?
— Историкам не удалось выяснить даже, кто это. Известно лишь, что Маруся была сестрой одного из однокашников Елены Киселёвой по Академии художеств.
— Киселёва окончила Академию?
— Да, Елена была одной из любимых учениц Репина. Её творчество высоко ценил не только Илья Ефимович. Картины Киселёвой неизменно получали высокие оценки самых взыскательных критиков. Причем не только в России, но и Париже, где она проходила стажировку по окончании учёбы в десятых годах двадцатого века. На это время пришёлся расцвет её творчества. И «Маруся» — одно из самых ярких полотен художницы.
— А почему оно хранится в Воронеже — не в Москве, не в Питере?
— Этот город сыграл особую роль в биографии Елены. Здесь она родилась и выросла. После революции художница была вынуждена эмигрировать. После долгих скитаний они с мужем, математиком Антоном Билимовичем и маленьким сыном нашли приют в Сербии, в городе Белграде. Елене Киселевой удалось вывезти туда почти все свои работы. «Маруся» оказалась одной из немногих картин, оставшихся на родине. Портрет хранился у матери художницы, Марии Киселёвой. Мария Эдуардовна хотела, чтобы имя дочери помнили на родине, и в 1929 году передала полотно в Воронежский музей.
— Вот это история!
— И это ещё не конец! В шестидесятые годы двадцатого века портрет Маруси привлёк внимание сотрудницы Воронежского художественного музея, Маргариты Ивановны Лунёвой. Ваша тёзка стала искать информацию об авторе картины, и её поиски оказались успешными! Елена Киселёва откликнулась на запрос, завязалась переписка. В 1967 году Елена Андреевна прислала из Белграда в Воронеж бесценный подарок — собрание своих картин. Она призналась, что очень рада, что в России её помнят.
— А в Сербии что же, её творчество не знали?
— Там о нём никто не догадывался. Киселёва почти не рисовала в эмиграции. А после того, как её единственный сын погиб в 1944 году в фашистском концлагере, она больше не брала кисть в руки. И прежние работы нигде не выставляла. В Сербии Елену Андреевну знали только как приветливую и гостеприимную жену профессора Билимовича.
— Представляю, какой труд души стоял за этой приветливостью. Потерять родину, сына, радость творчества — и не замкнуться в своём горе. Выходит, художнице самой была свойственна решимость к подвигу, которую она запечатлела на портрете неведомой нам Маруси.
— Можно сказать, что этот портрет — собирательный образ русской женщины, которая прошла в двадцатом веке путём страданий и сохранила духовную силу, душевную теплоту и сердечность.
«Картину Елены Киселёвой „Маруся“ можно увидеть в Воронежском областном художественном музее имени Ивана Крамского».
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых