Могло ли хватать времени, сил и желания у человека, находившегося практически на самом верху государственной власти России, заниматься строительством и содержанием церкви, которая находится больше чем в ста километрах от Самары, в селе Екатериновка? Ответ – могло. Такой это был человек – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II и, самое главное, - родной брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова.
Алексею Григорьевичу были пожалованы земли на берегу реки Волга. Почти сразу после основания в 1770 году в заволжской степи села Екатериновка началось строительство храма для многочисленных прихожан – крепостных крестьян и дворовых людей графа, переселенных на новые земли. К вопросу духовной жизни в те времена относились так серьезно, что этот вопрос даже не обсуждался.
Первоначально церковь была выстроена в дереве. Граф был доволен всем, кроме того, что дерево – материал недолговечный. По его желанию летом 1806 года деревянную церковь аккуратно разобрали и перевезли в село Александровка, а на ее месте началось строительство каменной церкви. Через год Алексей Григорьевич скончался, но строительство церкви продолжила его дочь Анна Алексеевна.
Архитектором церкви был крепостной графа и имя его не сохранилось. Строительство было завершено в 1813 году. Оно не прекращалось даже во время войны с Наполеоном. Главный престол освятили в честь великомученицы Екатерины. Но затем основным становится престол во имя Святой Троицы Живоначальной, освященный через 15 лет. А ещё через 14 лет с северной стороны прибавился престол во имя Николая Чудотворца. Церковь отапливалась и вмещала до 2000 человек.
К началу ХХ века она стала духовным центром всей округи. В ней одновременно служили до 16 священников. Помимо службы, они преподавали в школе, устраивали «читки» вслух православной литературы и ставили спектакли.
Последний священник – Павел Петрович Преображенский был арестован в 1937 году и через год расстрелян, после чего церковь закрыли. Разрушение началось с того, что учеников училища механизации заставили кирпичом сдирать фрески внутри храма. Дольше продержались колокола и кресты. Но в 1942 году уничтожили и их. Дальнейшие два этапа глумления – механические мастерские и потом хлев. Сильно разрушившуюся церковь власть вернула без особого сопротивления.
В 1992 году по благоволению епископа Самарского и Сызранского Сергия началась реконструкция. Проводилась она на пожертвования прихожан и организаций. Ровно через 200 лет после своего создания, в 2013, году Церковь Троицы Живоначальной в Екатериновке снова увидела прихожан.
Если будете путешествовать по окрестностям Самары или Куйбышева – заезжайте сюда обязательно. Обещаю, что вы убедитесь: такая церковь достойна стоять и в столице.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











