Когда-то давно в одном из городов, в тёмном узком переулке, где обыкновенно поселяются люди совсем небогатые, жил мальчик по имени Тим Талер. У Тима не было ни мамы, ни папы — они умерли. Жил он с мачехой и сводным братом. Жил бедно, к тому же от мачеха недолюбливала паренька и едва ли не каждый день устраивала ему взбучку, порой совсем без причины. Поэтому Тим не любил бывать дома. После школы он гулял по городу и мечтал, что однажды станет очень богатым. Во время одной из таких прогулок мальчик забрёл на ипподром, где когда-то бывал вместе с отцом. Шли скачки, на ипподроме царила суета. В тот день Тим и познакомился со странным мрачным человеком в клетчатом костюме. Господин Трёч — так его звали — предложил мальчику необычную сделку. Тим сможет выигрывать любое пари— например, поставить на самую слабую лошадь, и она придёт к финишу первой. Взамен же господин Трёч просил у Тима... его смех. Звонкий, радостный, чистый. Смех, от которого всем, кто находился рядом, становилось светло на сердце. Наверняка многие узнали сюжет знаменитой сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер или проданный смех».
Это произведение впервые увидело свет в 1962 году. Историю Тима Талера автор писал для детей. Однако, приветствуя в предисловии тех, кто взял книгу в руки, Джеймс Крюс обращается к ним «дорогие маленькие и большие читатели». То есть, с самого начала даёт понять, что повесть будет совсем нелишним прочесть и взрослым. Тем более, что повествование по-настоящему увлекательное. А кроме того — назидательное, впрочем — без всякого морализаторства. Через необыкновенные приключения Тима Талера автор говорит с читателями об очень серьёзных вещах. О том, что не всё в жизни измеряется деньгами. Что есть вещи, намного важнее материального богатства и успеха. Читатель будет искренне переживать за Тима, когда тот одним махом подпишет зловещий договор. Когда после череды крупных выигрышей на ипподроме мальчик полностью окажется во власти странного господина Трёча — кстати, стоит прочитать его имя наоборот, чтобы понять, с кем именно герою пришлось иметь дело. Несмотря на то, что предметом их сделки стал смех, и юным, и взрослым читателям становится понятно, что речь идёт в том числе и о душе Тима. Которую он вместе со способностью смеяться обменял на возможность выигрывать деньги. Но приобретая богатство мальчик понимал, что теряет что-то гораздо более стоящее...
Впрочем, потеря смеха не сделала Тима злодеем. В этом смысле очень показателен эпизод из 17-й главы, в которой Тим оказывается в замке господина Трёча, и тот учит мальчика общаться со слугами: не благодарить их, быть невежливым, никогда не говорить добрых слов. Тим, слушая эти наставления, мечтал про себя, что однажды, как только он вернёт свой смех, обязательно сердечно поблагодарит всех горничных и слуг. Вот только удастся ли Тиму Талеру вновь обрести проданный смех? Об этом мы узнаем, прочитав замечательную, ставшую классикой, книгу писателя Джеймса Крюса. В коротком предисловии автор предупреждает: пробираясь её путями сквозь темноту, читатель будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету. И в конце концов поймёт старую как мир, простую истину: настоящее богатство — это не деньги. А душевный мир, человечность и любовь.
Все выпуски программы Литературный навигатор
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











