В 1840 году на должность французского консула в городе Мосул был назначен Поль Эмиль Ботта. Интересы этого человека не ограничивались сферой его профессиональной деятельности. Все знали, что Ботта не только дипломат, но еще и страстный археолог-любитель, собиратель древностей. Город Мосуна правом берегу реки Тигр, сегодня принадлежит Ираку. Тогда же это был центр одного из турецких административных округов. Ботта хорошо владел арабским языком, и французское Азиатское общество поручило ему наряду с дипломатической деятельностью заняться поисками знаменитой Ниневии — легендарной столицы Ассирии, которая много раз упоминается в Библии. «Ниневия же была великий город у Бога на три дня ходьбы», - говорится Священном Писании. Критики Библии утверждали, что империя с такой крупной столицей – сильное преувеличение. По мнению скептиков, если бы такая великая держава действительно существовала, от нее остались бы многочисленные руины и другие артефакты. Но до 1840-го года никаких свидетельств существования Ассирийской империи обнаружено не было. И перед французским консулом Полем Эмилем Ботта стояла задача – попытаться раскрыть эту загадку библейской истории.
Все свободное время Ботта бродил по окрестностям Мосула, расспрашивал местных жителей, собирал старинные черепки и изучал местность, в надежде отыскать следы Ниневии. Но усилия консула долгое время оставались тщетными. Лишь в марте 1843-го года забрезжила надежда. Один из местных арабов сказал, что знает место, где видимо-невидимо древних кирпичей с надписями. Он и его односельчане сооружают из этих кирпичей очаги в своих домах. Заинтересовавшись, дипломат отправил с арабом своих людей. Проводник привел их на холм, расположенный у селения Хорсабад. Здесь археолог-любитель со своей командой и обнаружил остатки ассирийского города, существовавшего более двух с половиной тысячелетий назад.
Мнение эксперта:
Уже через час после начала раскопок из земли начали выступать полуразрушенные стены. На них отчетливо различались надписи, рисунки, рельефы. Основной их темой было прославление царя. На этих изображениях царь охотился, воевал, пировал по случаю очередной победы. И тут же бесстрастно наблюдал за тем, как истязают пленников. Это были беспримерные в истории мирового искусства изображения жестокости. Большая группа рельефов рассказывала о победе ассирийского царя Саргона Второго над соседним государством Урарту в 714 году до Рождества Христова. Чем дальше продвигались работы, тем очевиднее становилось, что раскопанные стены есть ничто иное как царский дворец.
Это открытие принесло археологу-любителю всемирную известность. Он и сам был под сильным впечатлением от своей находки. До конца жизни Ботта не сомневался, что раскопал древнюю столицу Ассирийского государства. Но ирония судьбы заключалась в том, что это была вовсе не Ниневия! Дальнейшие исследования ученых показали, что холм возле селения Хорсабад скрывал руины ассирийского города Дур-Шаррукин. Центральное место в нем действительно занимала резиденции царя Саргона Второго, дворец, сооруженный в 709 году до Рождества Христова в 50 километрах о Ниневии.
Раскопки Дур-Шаррукина велись еще много лет. Год за годом из земли поднимались величественные здания с украшенными порталами, с огромными залами, с гаремом из трех отделений. Стены дворца покрывали изображения диковинных животных, барельефы царей и крылатых богов. Такой роскоши археологи не встречали даже в Египте! Великолепие дворца свидетельствовало о величии открытой ими цивилизации.
Мнение эксперта:
Дворец, сооруженный на искусственной террасе, возвышался над городом. Площадь дворца составляла 10 гектаров, а общая площадь города 18 гектаров. Крепостная стена подходила вплотную к дворцу так, что часть дворцовых помещений выдавалась вперед, образуя огромный бастион над крутым обрывом. С высоких башен стража могла увидеть врагов на большом расстоянии, а отвесные склоны делали затруднительной осаду крепости. Дворец имел 30 дворов и 210 залов. В центре находилась царская резиденция, вокруг нее размещались гарем, храмы и служебные помещения.
У входа во дворец Саргона возвышались величественные крылатые быки-шеду в высоких шапках-тиарах, с человеческими лицами и огромными, завитыми бородами.
Мнимое открытие Ниневии вошло в историю как ошибка неопытного ученого. Но это нисколько не умаляет его значения для исторической науки. Раскопки Дур-Шаррукина стали мировой сенсацией. Найденный французским дипломатом дворец ассирийского царя подтвердил, что на берегах реки Тигр действительно существовала мощная цивилизация, о которой сказано в Библии. С открытия Ботта начала развиваться новая ветвь археологической науки – ассириология.
Сегодня на месте Дур-Шаррукина остались только обломки гранитных глыб. Статуи крылатых быков-шеду находятся в Иракском музее древностей в Багдаде. А самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов можно увидеть в лондонском Британском музее и в парижском Лувре.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 88 зач., V, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании встречаются такие выражение, которые во всей полноте вряд ли возможно понять. Особенно много таких мест мы можем обнаружить в посланиях апостола Павла. Но всё же давайте попытаемся сделать интеллектуальное усилие и хотя бы отчасти воспринять то богословие, которое преподаёт нам сегодня Церковь, предлагая во время литургии послушать отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 5.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Общий посыл только что прозвучавшего отрывка Послания апостола Павла к Римлянам понятен: наше спасение — это дар благодати, который мы получаем по вере во Христа. Однако во второй части отрывка мы видим глубокий и весьма непростой богословский текст, который требует внимательного анализа. В этой части апостол Павел, предварительно написав о любви Божией, перешёл к её наглядной иллюстрации, в частности, он упомянул, что мало какой человек решится умереть за праведника, и уж тем более странно ожидать, что кто-то решит расстаться с жизнью ради спасения грешника. Конечно, нам эти слова апостола могут показаться немного странными, ведь мы, живя в сформированной христианством культуре, знаем массу примеров удивительного самопожертвования, и нас вряд ли можно удивить добровольной смертью ради спасения другого человека. Безусловно, такие подвиги нельзя назвать массовыми, но и исключительными они тоже не являются. Однако здесь речь идёт не о смерти одного человека ради жизни другого, здесь говорится о добровольной смерти Воплощённого Бога ради спасения Своего творения.
Впрочем, самое удивительное начинается далее, там, где сформулирована та богословская идея, которая вызывает непонимание и неприятие у очень многих людей: с одной стороны, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8), с другой — «будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева» (Рим. 5:9).
Это в самом деле очень непростая концепция, ведь получается, что Бог проявил Свою любовь к людям, отдав на смерть Своего Единородного Сына с тем, чтобы спасти людей от Его же — то есть Божиего — гнева. Если рассуждать с позиций нашей человеческой логики, то здесь явно одно звено лишнее, а именно — смерть Сына Божия, ведь, как кажется, помиловать человека можно было бы и без смерти Спасителя, необходимым и достаточным основанием для этой милости могло бы быть желание Бога оказать благодеяние человечеству.
Да, можно было бы поступить таким образом, хотя, конечно, вряд ли человеку стоит увлекаться размышлениями о том, как Бог мог поступить и какой поступок был бы правильным. Однако мы уже начали эти размышления, и их стоит довести до конца, задавшись вот каким вопросом: а что изменилось бы, если бы Бог просто помиловал человека без какого-либо посредничества Спасителя? Разве сама по себе милость смогла бы изменить человека и из немощного грешника превратить его в чтущего Бога праведника? Христианский ответ прост: нет, не смогла, а потому-то апостол Павел и упомянул не просто оправдание, а оправдание Кровью Христовой, и Кровь здесь выступает не только как синоним смерти, Кровь Христова — это то, что способно сущностно изменить человека, дать ему способность жить по-новому, так, как не может жить ветхий человек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Богородице-Тихвиновский монастырь. Кирсанов (Тамбовская область)

На востоке Тамбовской области, там, где сливаются реки Ворона и Пурсовка, есть небольшой городок Кирсанов. История его началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Производство просуществовало недолго, а образованное при нём селение продолжило развиваться, и в 1779 году получило статус города.
В начале девятнадцатого столетия в Кирсанове был утверждён план застройки. Шестнадцать улиц, пересекающихся под прямым углом, образовали чёткую сетку. Достопримечательностью одного из кварталов в северной части города до сих пор остаётся старинная Тихвинская церковь.
Храм построили в 1825 году для женской сестринской общины. Её организовала в конце восемнадцатого века в своём доме благочестивая дворянка Марфа Апарина. Несколько девиц и вдов поселились тогда вместе, чтобы сообща молиться и трудиться. Организовали богадельню. Сёстры жили тем, что пряли, ткали, красили полотна и шили церковные ризы. Получив разрешение на строительство храма, подвижницы сами копали котлован для фундамента, разводили известь и помогали кладчикам.
В 1826 году каменную церковь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а рядом с храмом построили несколько домов для возросшей общины. Спустя несколько лет богадельня получила статус монастыря. Обитель активно развивалась. При ней открылись церковно-приходская школа, больница и приют для сирот. Также бедные горожане могли здесь бесплатно пообедать.
К началу двадцатого столетия Богородице-Тихвинский монастырь занимал в Кирсанове целый квартал. В обители проживало более пятисот монахинь. Большинство из них были рукодельницами — пряли лён и пух, вязали и шили одежду, вышивали. Самые способные отправлялись совершенствовать мастерство в Санкт-Петербург. Эти монастырские товары славились по всей России. В 1900 году шитые золотом шёлковые изделия кирсановских насельниц получили главный приз на всемирной выставке в Париже.
С началом Первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. В корпусах Богородице-Тихвинской обители разместился госпиталь для раненых. А спустя ещё три года в России грянула революция. Новые власти сначала преобразовали монастырь в коммуну, а затем и вовсе изгнали сестёр из родных стен. Тихвинская церковь некоторое время оставалась действующей, но в 1932 году храм закрыли и стали использовать под торфяной склад. Позднее в нём устроили ремонтные мастерские сельскохозяйственного техникума.
За это время храм Тихвинской иконы Божией Матери утратил былое благолепие. В 2009 году обезглавленное и полуразрушенное здание вернули православным. Верующие восстановили святыню. Сегодня в Богородице-Тихвинской церкви совершаются богослужения и над старинными сводами вновь сияют купола. Как знать, может быть, и монашеская жизнь здесь когда-нибудь возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Поможем Ольге восстановиться после аварии

Ольга Максименко из небольшого города в Луганской области. Это женщина с удивительной силой духа. Три года она стремится вернуться к полноценной жизни. Ольгу сбил грузовик. За плечами у неё несколько операций, успехи в восстановлении и провалы. Два раза ей приходилось заново учиться ходить. А через год после травмы она потеряла мужа, он погиб. Но несмотря на все потрясения, женщина продолжает бороться за жизнь. Рядом с ней её близкие – мама и взрослая дочь, друзья и бывшие коллеги, которые регулярно навещают и подбадривают Ольгу.
Больше 30 лет она трудилась в Центре занятости, проявляя искреннее участие к людям. За это многие её полюбили. «Маму все знают как жизнерадостного и светлого человека, она всегда была готова прийти на помощь другим, как словом, так и делом», — делится её дочь Мария.
За три года восстановления, благодаря поддержке близких, Ольга побывала на многочисленных реабилитациях. Она встала на ноги, начала заниматься плаванием и готовить простые блюда. Но после очередной операции, женщина сильно ослабла. И сейчас с трудом передвигается по квартире, неважно ориентируется в пространстве и плохо говорит.
«Маме важно обрести уверенность в своих силах: в общении, в самостоятельном выборе и уходе за собой», - отмечает Мария. Для этого необходима реабилитация, в которую входят ежедневные занятия со специалистами. Однако оплатить дорогостоящий курс семья уже не в состоянии. Все сбережения ушли на длительное лечение.
Сегодня у нас есть возможность поддержать Ольгу Максименко из Луганской области и помочь ей отправиться в медицинский центр, который находится в Подмосковье. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов