В конце года мы с активистами нашего прихода готовились к престольному празднику обители. Суета, движение, многие задачи приходилось решать в ускоренном темпе. В какой-то момент я почувствовала сильную боль в ноге. Так, что не могла на неё даже наступать. В перерыве отпросилась, поехала в травмпункт к врачу. Он рекомендовал соблюдать постельный режим и дать покой ноге на 3 недели, в противном случае придётся накладывать гипс.
«Что же это за наказание накануне праздника? Неужели Бог не видит, что мне совершенно нельзя сейчас болеть? Я — ответственное лицо. Столько дел обещала сделать: концерт подготовить, артистов собрать, вступительное слово сказать».
Отдохну, когда всё сделаю — решила я и продолжила дальше работать. О моей травме узнали коллеги и предложили взять все мои задачи на себя. Я наотрез отказалась. Праздник прошёл хорошо.
На радостях я назначила ещё несколько встреч по работе. Спешила всё поскорее успеть. Боль в ноге не унималась. Но я продолжала игнорировать рекомендации врачей. Оправдывала себя так: «Бог же видит, что я для людей стараюсь. Богоугодные дела делаю. Сейчас ещё немного поделаю, потом всё пройдёт!». И с таким девизом продолжила хвататься за все привычные повседневные дела: пошла в магазин, зашла в пункт выдачи за посылкой, навестила соседку.
Под конец дня боль настолько усилилась, что не оставила вариантов. Пришлось вернуться домой и просто лечь. Наконец послушать рекомендации врачей. Остановиться. Так в доме наступила тишина. Я молча смотрела в потолок. Задумалась: «Возможно у Бога какие-то иные планы на меня, только я их пока не понимаю?».
Так прошла одна неделя, вторая, затем и третья. Дома. Без подвигов, как говориться. За это время у меня заметно сменился темп жизни. Я перестала спешить. В моём графике нашлось время для чтения молитв, которые раньше по лености я частенько пропускала.
И вот, как-то утром, читая правило, я впервые обратила внимание на такие слова молитвы: «Избавь меня от всякого злого дела и диавольского поспешения». О чем же здесь говорится? Неужели о той торопливости, которая мне присуща? Стала изучать, что говорят святые отцы и священники о так называемом «дьявольском поспешении». И нашла для себя ответ: «Размеренность, отсутствие спешки — признак того, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Тогда как постоянная торопливость, спешка и суета, как свойство личности, указывает на пустоту в душе: если человеку некуда торопиться, то он будет искать, куда ему спешить, будет устраивать себе и всем вокруг стрессы, потому что боится этой пустоты. Заполняет её суетой. Святые отцы говорили: во всем должна быть золотая середина — не медлить, но и не спешить, все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие».
Так может быть эта травма для меня не наказание от Бога, а шанс для исправления? Возможно это был единственный вариант остановить меня и обратить внимание на то, что я упорно отказывалась замечать — грех поспешения. Ведь половину моих дел можно было спокойно делегировать другим людям, оставшуюся половину равномерно распределить на большее колличество дней, без суеты. Но моя гордыня не согласилась. Хотелось быть везде сразу и побыстрей.
И только сейчас в этой молитвенной тишине я начинаю понимать, как важно в жизни уметь делать паузу, чтобы не терять духовного равновесие.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
24 января. О человеческой жажде справедливости и милости Божьей
Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Суд без милости не оказавшему милости».
О человеческой жажде справедливости и милости Божьей — священник Алексий Дудин.
Для того, чтобы разобраться, что значат эти слова, нам нужно помнить две вещи. Первое — это то, что наш Господь более милосерд, чем справедлив. И действительно, если было бы иначе, мы не смогли бы ответить перед Богом за свои беззакония, за свои грехи. Все, что у нас есть доброго, нам дал Господь, а все, что у нас есть худого, по сути дела, это следствие нашего своеволия и того, что мы не исполняем заповеди Божии.
Что же такое милость? Мы знаем, что те дела, которые мы творим, являются следствием нашего внутреннего, духовного состояния. И когда апостол дальше в этом послании добавляет, что вера без дел мертва, он имеет в виду то, что наша милость должна быть выражена в делах по отношению к нашим ближним. Если мы милуем других, то нас тоже помилует Господь. Если мы творим дела милости, то Господь эту милость окажет и нам грешным. Если же мы оставляем этот путь и начинаем требовать какого-то законного отношения к другим, то Господь по закону будет судить и нас, и тогда уже нам будет нечем оправдаться.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О подвиге преподобного Феодосия Антиохийского
Сегодня 24 января. Церковь чтит память преподобного Феодосия Антиохийского, жившего в пятом веке.
О его подвиге — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный путь подвижничества, поселившись в малой кельи на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Своё тело святой утруждал поклонами, лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжёлые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами, поста и молитвы он победил страсти, много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением верёвок. На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. С особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь бога Феодосиева. Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укращались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О предстательстве Богородицы
Сегодня 24 января. Церковь чтит Елецкую Икону Божией Матери.
О предстательстве Богородицы — священник Стахий Колотвин.
В истории было неоднократно, когда люди уповали на какую-то святыню, но не соотносили праведность своей жизни, а точнее, увы, неправедность, с тем, что ты недостойно рядом с этой святыней находиться. Ведь Елецкая икона Божией Матери по преданию добыта в Чернигове, и даже прошлое название Черниговская. А как она в Ельце оказалась? Чернигов разграбили, разрушили. Вот в Елеце ее и спасли. Смотрим обратно и видим, а так это была икона еще у самого Антония Печерского в Киеве! А как же из Киева ее ученики преподобного Антония отдали-то, ну, такую великую святыню? Так тоже нет хорошей жизни. Значит, тоже пришли, разграбили, разрушили. А как же? И неужто святыня не защитила? Так не святыня защищает нас, а сама Пресвятая Богородица. Но защищает нас от земных проблем только тогда, когда решение этих земных проблем не помешает решению проблем нашей души. А если наши земные проблемы нам ниспосланы Богом для того, чтобы душу исправить, то нам придется через этот путь пройти.
Если ты не хочешь каяться, пока у тебя все хорошо, и молишься перед чудотворной иконой, то Пресвятая Богородица обязательно тебе поможет. Но поможет она тем, что ты пройдешь через какие-то страдания, задумаешься и подумаешь, ой, Пресвятая Богородица, лучше я буду жить праведно и приходить тебя почаще благодарить.
Все выпуски программы Актуальная тема