Простого австралийца Дона Ричи называют Ангелом Пропасти: за несколько десятков лет мужчина спас 168 жизней.
Дон Ричи работал страховым агентом. Он приобрёл небольшой домик в одном из самых живописных районов Сиднея, недалеко от смотровой площадки. Однажды за чашкой чая Дон Ричи любовался со своей женой закатом, сидя на террасе. На обрыве он увидел одинокую женскую фигуру. Возникла мысль, что она хочет прыгнуть вниз. Ричи вскочил и сломя голову помчался к обрыву, утешил незнакомку и пригласил её в дом.
Люди, которых толкали на утёс разные невзгоды, казались Дону похожими на одиноких, заблудившихся детей, которым очень нужна помощь. И он помогал.
Правительство присвоило ему Орден Австралии за служение обществу. Что сказал Дон Ричи при получении этой награды?

— Могу ли я вам чем-нибудь помочь?
Доброжелательный, спокойный голос прозвучал над ухом молодой женщины по имени Линда. Она стояла на самом краю трёхсотметровой скалы и плакала. Внизу шумел Тихий океан. Линда обернулась — перед нею стоял пожилой мужчина, он протягивал ей руку. В глазах незнакомца было столько доброты, участия и заботы, что женщина подала ему руку в ответ. Мужчина осторожно отвёл Линду от обрыва. «Не хотите ли горячего чая? Сегодня весьма прохладно. Я живу буквально в двух шагах отсюда. Жена будет очень рада», — предложил он. Женщина кивнула сквозь слёзы. Сейчас ей больше всего на свете хотелось уйти отсюда, оказаться в тепле, в обществе добрых людей. Как вовремя появился этот незнакомец!
Его звали Дон Ричи — простой австралиец, страховой агент. Он радовался, когда удалось приобрести небольшой домик в одном из самых живописных районов Сиднея. Океанский утёс, который в народе называли пропастью, был тихим местечком, почти всегда безлюдным. Разве что с утра на смотровую площадку приезжали туристы за фотографиями рассветного города. Сидней отсюда — как на ладони: сосны, скалы, шум прибоя. Одним словом — идиллия! Однажды Дон и его жена Мойя сидели за чаем на террасе и любовались закатом. На обрыве маячила одинокая женская фигура. На туристку не похожа. Те всегда предусмотрительно держатся подальше от края. А женщина стояла прямо над пропастью, словно хотела прыгнуть вниз. От этой внезапной мысли Ричи вскочил и сломя голову помчался к обрыву.
Дон Ричи часто вспоминал строки из своей любимой книги — романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «...маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле. Кругом — ни души. А я стою на самом краю скалы, над пропастью. И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа». Люди, которых толкала на утёс несчастная любовь, долги и жизненные неурядицы, казались Дону похожими на одиноких, заблудившихся детей, которым очень нужна помощь. «Моя цель была простой — отвлечь их от края, выиграть для них время, чтобы дать возможность поразмышлять и понять, что всё в жизни может измениться к лучшему уже на следующее утро», — говорил Дон Ричи. И это у него прекрасно получалось.
За несколько десятков лет мужчина спас 168 жизней. Как только он видел из окна фигуру на краю обрыва — бросал все дела и спешил на помощь. Дон утверждал: чтобы люди вновь обрели веру и желание жить, нужно совсем немногое — улыбка, протянутая рука. Он приглашал людей в дом, угощал чаем. Слушал истории их жизни и для каждого находил слова утешения. Со многими из спасённых Ричи дружил и переписывался. Однажды молодой человек прислал ему в подарок свой рисунок — ангела, стоящего на утёсе. Под рисунком была подпись: «Ангел Пропасти».
Ангелом Пропасти стали называть самого Дона Ричи. Правительство присвоило ему Орден Австралии за служение обществу. На вручении высокой награды Дон Ричи сказал: «Никогда не бойтесь говорить с теми, кто, по вашему мнению, нуждается в помощи. Всегда помните о силе простой улыбки, внимания и доброго слова».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.