Простого австралийца Дона Ричи называют Ангелом Пропасти: за несколько десятков лет мужчина спас 168 жизней.
Дон Ричи работал страховым агентом. Он приобрёл небольшой домик в одном из самых живописных районов Сиднея, недалеко от смотровой площадки. Однажды за чашкой чая Дон Ричи любовался со своей женой закатом, сидя на террасе. На обрыве он увидел одинокую женскую фигуру. Возникла мысль, что она хочет прыгнуть вниз. Ричи вскочил и сломя голову помчался к обрыву, утешил незнакомку и пригласил её в дом.
Люди, которых толкали на утёс разные невзгоды, казались Дону похожими на одиноких, заблудившихся детей, которым очень нужна помощь. И он помогал.
Правительство присвоило ему Орден Австралии за служение обществу. Что сказал Дон Ричи при получении этой награды?

— Могу ли я вам чем-нибудь помочь?
Доброжелательный, спокойный голос прозвучал над ухом молодой женщины по имени Линда. Она стояла на самом краю трёхсотметровой скалы и плакала. Внизу шумел Тихий океан. Линда обернулась — перед нею стоял пожилой мужчина, он протягивал ей руку. В глазах незнакомца было столько доброты, участия и заботы, что женщина подала ему руку в ответ. Мужчина осторожно отвёл Линду от обрыва. «Не хотите ли горячего чая? Сегодня весьма прохладно. Я живу буквально в двух шагах отсюда. Жена будет очень рада», — предложил он. Женщина кивнула сквозь слёзы. Сейчас ей больше всего на свете хотелось уйти отсюда, оказаться в тепле, в обществе добрых людей. Как вовремя появился этот незнакомец!
Его звали Дон Ричи — простой австралиец, страховой агент. Он радовался, когда удалось приобрести небольшой домик в одном из самых живописных районов Сиднея. Океанский утёс, который в народе называли пропастью, был тихим местечком, почти всегда безлюдным. Разве что с утра на смотровую площадку приезжали туристы за фотографиями рассветного города. Сидней отсюда — как на ладони: сосны, скалы, шум прибоя. Одним словом — идиллия! Однажды Дон и его жена Мойя сидели за чаем на террасе и любовались закатом. На обрыве маячила одинокая женская фигура. На туристку не похожа. Те всегда предусмотрительно держатся подальше от края. А женщина стояла прямо над пропастью, словно хотела прыгнуть вниз. От этой внезапной мысли Ричи вскочил и сломя голову помчался к обрыву.
Дон Ричи часто вспоминал строки из своей любимой книги — романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «...маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле. Кругом — ни души. А я стою на самом краю скалы, над пропастью. И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа». Люди, которых толкала на утёс несчастная любовь, долги и жизненные неурядицы, казались Дону похожими на одиноких, заблудившихся детей, которым очень нужна помощь. «Моя цель была простой — отвлечь их от края, выиграть для них время, чтобы дать возможность поразмышлять и понять, что всё в жизни может измениться к лучшему уже на следующее утро», — говорил Дон Ричи. И это у него прекрасно получалось.
За несколько десятков лет мужчина спас 168 жизней. Как только он видел из окна фигуру на краю обрыва — бросал все дела и спешил на помощь. Дон утверждал: чтобы люди вновь обрели веру и желание жить, нужно совсем немногое — улыбка, протянутая рука. Он приглашал людей в дом, угощал чаем. Слушал истории их жизни и для каждого находил слова утешения. Со многими из спасённых Ричи дружил и переписывался. Однажды молодой человек прислал ему в подарок свой рисунок — ангела, стоящего на утёсе. Под рисунком была подпись: «Ангел Пропасти».
Ангелом Пропасти стали называть самого Дона Ричи. Правительство присвоило ему Орден Австралии за служение обществу. На вручении высокой награды Дон Ричи сказал: «Никогда не бойтесь говорить с теми, кто, по вашему мнению, нуждается в помощи. Всегда помните о силе простой улыбки, внимания и доброго слова».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер