Догматик второго гласа - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Догматик второго гласа

* Поделиться
Фото: https://flic.kr/p/25k58Bi

Господь, решая изменить ход истории, подчас не вмешивается в нее напрямую, а посылает избранных Им людей. Так произошло, например, когда Бог захотел освободить евреев из египетского плена. Он призвал Моисея, которому и поручил вывести избранный народ из Египта. Впоследствии на Моисея была возложена еще одна, более важная миссия — сообщить людям десять заповедей закона Божьего. Значение десяти заповедей сложно переоценить. Они стали основанием для религии и культуры древнего Израиля. На них же ориентированы принципы современного законодательства, защищающего права и свободы человека. Однако при всей своей значительности десять заповедей и Ветхий Завет в целом имеют существенную особенность. Они ориентируются почти исключительно на справедливость (то есть закон) и почти ничего не говорят о любви (благодати). Такую особенность верно подмечает святой Иоанн Дамаскин в составленном им произведении под названием догматик. Этот тип песнопения излагает вероучительные особенности Православной Церкви. Сегодня в качестве примера мы разберём догматик второго гласа (особой мелодии-распева), одно из восьми подобных произведений святого Иоанна Дамаскина. Комментирует священник Антоний Борисов:

Церковнославянский текст догматика звучит так: «ПрЕйде сень законная, благодати пришедши: яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших». Послушаем этот текст в Переводе иеромонаха Амвросия (ТИмрота): «Прошла тень закона, когда благодать явилась; ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась. Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, вместо Моисея — Христос, спасение душ наших». В молитвословии упоминается сразу несколько важных событий из эпохи Ветхого Завета. Иоанн Дамаскин говорит нам о призвании Моисея, увидевшего горевший и несгоравший терновый куст. Так пророку явился Господь. Этот же образ стал символом Богоматери — Которая носила внутри Себя Самого Бога. Куст, увиденный Моисеем, не был опален Небесным пламенем — Богородица была Девой и осталась Ею после рождения Христа. Говорится в догматике и об исходе из Египта евреев, путь которым в виде огненного столпа указывал Сам Господь. Но главное, о чем нам хочет сообщить догматик — Ветхий Завет был эпохой справедливости, Новый Завет — время любви Бога к людям.

Во время пения догматика совершается вечерний вход. Священник с кадилом входит в алтарь. Этим он символизирует собой Христа, принесшего в мир Божественную благодать и открывшего людям врата Царства Божия. Сын Божий поступил так из великой любви к человечеству. Ради каждого из нас Он пожертвовал жизнью. Послушаем догматик второго гласа в исполнении объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем