
Когда Митенька Смолин, двадцатилетний сын богатого уральского купца, получил в наследство четыре миллиона рублей – неслыханные для середины 19 века деньги! – многие за его спиной скептически усмехались. Мол, промотает парень отцовское состояние – известно ведь, дело молодое! Но парень оказался умён и серьёзен не по годам. Так распорядился унаследованным капиталом, что буквально за пару лет сумел его не только не растратить, но и многократно приумножить. Скоро молодой Смолин для коллег по бизнесу был уже не Митенькой, а Дмитрием Ивановичем, уважаемым в городе Кургане купцом и промышленником, владельцем нескольких крупных салотопенных и мукомольных заводов.
А для простых горожан Дмитрий Иванович Смолин был всё равно, что отец родной – так его и называли, не скрывая своей благодарности за то, что щедростью своей не оставлял бедных, больных и обездоленных.
Прежде всего, заботу Смолина ощущали на себе рабочие его предприятий. Для них при заводах были и комфортабельные общежития, и бесплатные столовые, и детские ясли, и школы грамоты. И - невиданное дело – Дмитрий Иванович выплачивал своим увольняющимся по старости лет рабочим пожизненный пенсион!
Дмитрий Иванович очень любил детей. Их в его семье родилось тринадцать, а в живых осталось лишь четверо – остальные умерли в младенчестве. Может быть, поэтому Смолин ко всем детям относился, как к своим. На весь Курган гремели Рождественские ёлки, которые он устраивал для городской ребятни – с подарками, сладостями, весёлыми хороводами. Смолин опекал городские учебные заведения. Для курганской прогимназии он покупал учебный инвентарь и книги, заботился о беднейших гимназистах, назначая им стипендии.
Огромную заботу проявлял Дмитрий Иванович по отношению к сиротам. Он не просто состоял в Губернском попечительстве детских приютов, но и вносил огромный личный вклад в дело создания подобных учреждений. Смолин постоянно жертвовал немалые суммы городскому приюту «Надежда». А в 1888 год купил в Кургане большой двухэтажный дом и открыл в нём детское Николаевское убежище.
Не было в Курганском уезде такой богадельни, куда Смолин не направлял бы своих щедрых пожертвований. А во Владимирскую богадельню города Кургана ещё и регулярно на безвозмездной основе поставлял муку со своего завода. Заключённым курганской тюрьмы он подарил библиотеку, а на Пасху устраивал для узников праздничную трапезу.
Дмитрий Иванович был старостой Троицкого храма, который постоянно поддерживал, а в 1864 году провёл в нём за собственный счёт капитальный ремонт. На его средства была выстроена церковь в селе Колесниково неподалёку от Кургана. Когда в 1896 году был заложен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, Смолин взялся финансировать его строительство, выделив сто тысяч рублей серебром.
Достраивали храм дети Дмитрия Ивановича – 3 октября 1898 года Смолин скоропостижно скончался за столом в своём рабочем кабинете. О завещании предусмотрительный Дмитрий Иванович позаботился заблаговременно. В нём значительные суммы он оставлял храмам, приютам и другим благотворительным учреждениям города – их перечень занял несколько страниц! 50 тысяч рублей капитала назначил Смолин в качестве пенсионного фонда для рабочих своих фабрик. И просил наследников не устраивать тяжб из-за денег и не взыскивать долгов с тех, кто брал у него взаймы. «Завещаю жить в любви и согласии, и тогда мир Божий пребудет между вами», - писал Дмитрий Иванович.
И сегодня среди жителей города Кургана немного найдётся таких, кто не знал бы имя Дмитрия Ивановича Смолина. Практически каждый покажет, где находится памятник благотворителю. А на вопрос «Кто такой был этот Смолин?» ответят: «Как кто? Отец родной!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер