Иногда после трагичных поворотов судьбы человеку может показаться, что счастья он уже никогда не увидит. В самом деле, чего ждать после тюрьмы на Соловках, постоянного ожидания расстрела, а потом – вечной травли из-за несогласия с властью? Но счастье нужно уметь рассмотреть. Иногда оно совсем рядом, остаётся всего лишь повернуться к соседнему столу и улыбнуться человеку, который за ним сидит.
Дмитрий Лихачёв, ещё молодой мужчина, был уверен, что жизнь навсегда испорчена. Его арестовали за участие в студенческом кружке и отправили на Соловецкие острова. Пять лет в тюрьме давали о себе знать подорванным здоровьем, а судимость закрыла перед ним многие двери. О карьере можно было и не мечтать. Да что там - после возвращения в Ленинград Дмитрий целых полгода не мог найти работу. Работодатели отказывали ему, увидев отметку в документах. И всё же Дмитрию удалось устроиться на самую незаметную должность, какую он только смог отыскать – его взяли корректором в издательство Академии наук СССР.
Теперь каждый день Дмитрия стал похож на другой. Он приходил на работу, садился за самый дальний стол, опускал голову над корректурами и больше не поднимал её. Привлекать к себе лишнее внимание не стоило. Дома Лихачёв работал над научными статьями, которые позже прославят его на всю Россию, однако в отделе избегал лишнего общения с коллегами. Конечно же, он замечал любопытные взгляды молоденьких сотрудниц, но старался их игнорировать. В те времена доносили за любое неудачно сказанное слово, а второй ссылки Дмитрий не хотел. И всё же любовь настигла его даже при такой строгой «цензуре» в отношениях.
Зина была одной из тех сотрудниц, кто сразу обратил внимание на привлекательного мужчину, который пришёл устраиваться корректором. Она была и в числе тех, кто уговаривал начальство принять его в отдел. Мужчину-филолога и сейчас днём с огнём не сыщешь, что уж говорить о 30-х годах XX века. И девушки в издательстве с радостью ухватились за возможность работать вместе с Дмитрием. Но вот незадача – он ни на кого даже мельком не смотрел.
Зина часто рассматривала Дмитрия со своего места. Она робко улыбалась ему, когда он поднимал задумчивый взгляд, устремлённый куда-то далеко-далеко. Однако новый сотрудник вел себя так отстранённо, что очень долго между ним и Зиной существовало только подчёркнуто вежливое «здравствуйте». Все изменили, как это ни удивительно, парусиновые ботинки.
Шел октябрь, наступили холода, а Дмитрий продолжал ходить на работу в летних белых ботинках. Зина была уверена, что из-за бедности он не может позволить себе купить другую обувь, и сильно переживала за него. Скоро выпал снег. В конце концов, девушка не удержалась и спросила Дмитрия, почему он до сих пор носит такие лёгкие ботинки? Не надо ли ему чем-нибудь помочь?
Дмитрий уже собирался, как обычно, чем-нибудь отговориться, хотя искреннее сочувствие девушки его тронуло. Но стеснительную улыбку Зины он заприметил так давно, что пройти мимо просто не смог. И со всей честностью ответил, что после соловецких сапог с портянками не хочет менять удобную обувь на другую. Это признание было настолько неожиданным для обоих, что они рассмеялись. Больше никакого напряжения в общении друг с другом они никогда не испытывали.
Так и начался роман Дмитрия и Зины длиной в 64 года. На их долю, как и на долю почти всех семей в Советском Союзе, выпали суровые испытания. Постоянный страх доносов, голод в блокадном Ленинграде, осуждение власти, тяжёлые послевоенные годы – чего только они не повидали. Но Зина и Дмитрий всегда были рядом, служа утешением и поддержкой друг другу. Благодаря тёплым словам любящего человека жизнь сразу казалась проще и легче.
Внуки Лихачёвых до сих пор поражаются, каким крепким был их брак. Дмитрий Сергеевич никогда не забывал поздравлять жену с днём ангела и всегда делал ей подарки – даже маленькие, если не мог купить что-то дорогое. Супруги гуляли по городу, неизменно держась за руки, и от нежности, которая буквально лучилась из их глаз, у прохожих светлело на сердце. До последних дней Лихачёвы с особым чувством вспоминали, как началось их близкое знакомство – с улыбки соседу и парусиновых ботинок.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер