
22 мая 1887 года Екатеринослав — сейчас это город называется Днепр — отмечал своё столетие. Ещё накануне жителям стало известно: будет большое торжество, ярмарка, народные гулянья с фейерверком. С первыми лучами солнца на площади в центре города собрался народ. Здесь должно было совершиться главное событие праздника — закладка Преображенского кафедрального собора. И вот в розовом утреннем свете заблестели иконы и хоругви. Архиерей начал торжественный молебен. Люди подпевали хору и молились о благоденствии града сего и о храме Божием, которому в скором времени предстояло здесь вырасти. Вместе со всеми молился седобородый человек в солидном костюме. Он стоял прямо в гуще толпы, не желая ничем из неё выделяться. И всё же многие его узнавали. «Глядите, а вон и сам губернатор Дмитрий Николаевич Батюшков стоит!» — раздавалось то тут, то там по окончании молебна.
Дмитрий Батюшков, в прошлом — управляющий Петербургской контрольной палатой, был назначен губернатором в Екатеринослав в 1884 году. Город Дмитрию Николаевичу понравился. И хотя благоустройством и культурными возможностями блеснуть Екатеринослав в то время, увы, ещё не мог, опытный управленец Батюшков сходу разглядел перспективы. И дал себе слово, что поможет городу расцвести.
Первое, что сделал новый губернатор — перевёл свой капитал из столицы в Екатеринославский общественный банк. Все проценты с него он ежегодно жертвовал на благотворительность и развитие города. Так, благодаря участию Дмитрий Николаевича, в Екатеринославе появилась бесплатная публичная библиотека, богатые фонды для которой были приобретены лично Батюшковым. Благодаря его энергичным хлопотам и финансовой помощи в городе была открыта Мариинская женская гимназия. Губернатор стал её постоянным попечителем. И на строительство Преображенского собора, который торжественно заложили в день столетия Екатеринослава, Батюшков тоже пожертвовал немалую сумму из личных средств. Он устроил первый в истории Екатеринослава праздник в честь Дня города, учредил общественные Рождественские ёлки для детей бедных горожан. В благотворительных делах Дмитрия Николаевича деятельно участвовала его супруга, Екатерина Фёдоровна. С её подачи и при финансовой поддержке губернатора в городе открылась бесплатная женская школа, столовая и Дом призрения для бедных и сирот.
Одним из старейших высших учебных заведений Российской империи — Горным институтом — город тоже во многом обязан Батюшкову. Дмитрий Николаевич лично обивал пороги высокого столичного начальства, ходатайствуя, чтобы престижный вуз был открыт именно в Екатеринославе.
В 1890 году Батюшкова перевели на должность губернатора в белорусский город Гродно. На новом месте Дмитрий Николаевич придерживался старых принципов: помогал, благотворил. В 1895 году Батюшков активно поддержал идею постройки Свято-Владимирской Знаменской церкви со школой, частично профинансировав строительство. При его поддержке в Гродно открылась публичная библиотека с большим читальным залом.
В 1899 году Батюшков вернулся в Петербург. В столице он продолжил свою благотворительную деятельность, став почётным опекуном Благотворительного общества Великой княгини Ольги Александровны. История донесла до нас любопытные обстоятельства знакомства Дмитрия Николаевича с писателем Александром Куприным. Узнав о почётном опекунстве Батюшкова, Куприн, вычитавший в каком-то справочнике о том, что оно предполагает большие привилегии при дворе, и напрямую спросил об этом у Дмитрия Николаевича. На что тот просто ответил: «Да, привилегии имеются. Вот только воспользоваться ими возможности не представилось». Этой возможности Батюшков никогда и не искал, заботясь всю жизнь не о собственном благе, а о тех, кто был рядом с ним.
Все выпуски программы Имена милосердия
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема