«Говорите и пишите по-русски правильно» — так называется одна из самых известных книг советского и российского лингвиста, профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя. Эти слова стали девизом и всей его жизни. Из-под пера учёного вышло сто пятьдесят учебников для школ и вузов — по грамматике, стилистике, литературному редактированию. Розенталь — автор нескольких словарей русского языка. Он разработал и систематизировал правила современного русского, по которым вот уже почти сотню лет миллионы людей постигают грамотность. «Человек-правописание» — звали Дитмара Розенталя его коллеги.
Пожалуй, самый удивительный факт из биографии Розенталя, в который трудно поверить — это то, что русский не был для него родным языком. Будущий профессор родился в польском городе Лодзь, в еврейской семье, в 1900-м году. И хотя Польша входила тогда в состав Российской Империи, в семье Розенталей говорить по-русски было не принято. С русским языком Дитмар впервые познакомился только в гимназии. И был поражён его красотой и многообразием. Русские слова звучали в ушах Дитмара подобно музыке. Уже тогда он решил, как можно глубже изучить, исследовать этот сложный, но прекрасный и удивительный язык.
В 1916-м году семья Розенталей перебралась из Польши, охваченной огнём Первой Мировой войны, в Москву. К тому времени Дитмар знал русский настолько хорошо, что спустя два года смог поступить на филологический факультет Московского университета. Потом была аспирантура и работа старшим ассистентом на кафедре славянских языков. В 1927-м вышла в свет первая книга Розенталя — русско-польский словарь и разговорник. В довоенные годы Дмитрий Эльяшевич успел поработать заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе», и сам активно в нём публиковался. Учителя-словесники с нетерпением ждали его статей о методиках преподавания и заваливали Розенталя письмами с вопросами, на которые он обстоятельно и подробно отвечал на страницах журнала. В 1940-м Дитмар Эльяшевич стал профессором кафедры русского языка и стилистики редакторского факультета Московского полиграфического института. Студенты его любили. Лекции Розенталь читал живо, с юмором. К молодёжи всегда относился по-доброму и с пониманием. Редко ставил оценки, ниже четвёрки — ведь троечникам стипендию не платили, а далеко не все ребята жили на родительские деньги. Впрочем, студенты не пользовались добротой профессора, а сами искренне старались учиться хорошо.
Когда началась Великая Отечественная война, Розенталь в первые же дни ушёл на фронт. В Москву вернулся в 1943-м. Стал заведовать кафедрой стилистики русского языка на факультете журналистики МГУ. Одновременно работал на Гостелерадио — преподавал дикторам и ведущим русский язык. Дитмар Эльяшевич вспоминал: «До эфира мы собирались в студии, делали упражнения на произношение, писали контрольные работы. А после эфира я разбирал с ними их ошибки». Дмитрий Эльяшевич работал в комиссии Министерства просвещения по русскому языку, орфографической комиссии Института русского языка Академии наук. Сын учёного, Юлий Дитмарович Розенталь, говорил, что работа для его отца была делом жизни. «Вспоминаю эпизоды далекого детства: письменный стол, горы книг, папа сидит и что-то пишет».
Несмотря на огромную и постоянную занятость, Розенталь, по воспоминаниям коллег и близких, всегда был отзывчивым и человечным. В последние годы жизни пожилой Дитмар Эльяшевич с трудом передвигался. Но если кому-то требовалась его помощь — никогда не отказывал. Консультировал, давал рекомендации. И сегодня его книги и учебники продолжают помогать школьникам, студентам, и всем, кто изучает русский язык. Фамилия Розенталь давно стала именем нарицательным, своего рода синонимом понятия «абсолютная грамотность». А сам Дитмар Эльяшевич о своём беззаветном служении на ниве просвещения сказал однажды так: «Я должен был отблагодарить Россию. Просвещение — лучшая благодарность».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 248 зач., IV, 10-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям нередко кажется, что вся причина их несчастий в том, что они не имеют достаточных ресурсов. Все хотят быть счастливыми и самодостаточными, но кому-то не хватает денег, кому-то власти, кому-то здоровья, кому-то дружеского общения. Каждому чего-то своего. И так или иначе мы находим возможность объяснить себе и другим, почему у нас не всё так гладко, как хотелось бы... Но насколько такой подход совместим с христианством? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Когда дети слышат сказку о рыбаке и рыбке или о джине из лампы Алладина, они часто удивляются, что в качестве одного из трёх желаний никто не загадывает снятие количественного ограничения. Ребёнок думает, что, если бы был кто-нибудь, кто исполнял бы все его желания, он был бы совершенно счастлив. Кажется, это детский, незрелый подход, что тут скажешь... Но разве мы, взрослые люди зачастую не рассуждаем именно так? Разве не думаем, что, если бы нас ничего не ограничивало в исполнении наших желаний, мы были бы счастливы?
Апостол Павел, текст которого мы сейчас услышали, рассуждал совсем иначе. Он не ребёнок и его подход нельзя назвать наивным, но и на скучного взрослого, объясняющего свою ограниченность, он не похож. Он — верующий. То есть, с одной стороны, он призван трезво оценивать свои силы, но, с другой стороны, источником этих сил является не он сам, но Господь.
Как апостол и миссионер Павел бывал в разных ситуациях. Где-то его встречали хорошо, где-то ему настолько не хотелось зависеть от местной общины, что он предпочитал работать сам или принимать помощь от других. Благодаря разному опыту он научился переносить многое: и скудость, и изобилие... Но главный навык, который он приобрёл, — жить с ощущением постоянного укрепляющего присутствия Христова. «Всё могу, — говорит он, — в укрепляющем меня Господе»! Это не детская вера в сказку, не скептическое сведение всего происходящего к своим возможностям. Это уверенность в том, что какими бы ни были ресурсы, Господь поможет всё преодолеть и остаться Его учеником.
Хотя Церковь была только в начале пути, по опыту ветхозаветных праведников апостол знал, что верующих могут преследовать, что некоторые скитались по пустыням и ущельям, некоторые погибали от голода или жестокости мучителей. И, конечно, говоря о помощи Христовой, Павел совсем не имел в виду, что жизнь христиан оказывается безоблачной. Другое дело, что благодаря поддерживающему и укрепляющему присутствию Спасителя, ученики могут всё преодолеть и на Его верность ответить своей верностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь выпускникам детских домов
Ярославский фонд «Спасибо» помогает ребятам из детских домов стать самостоятельными. И заботится о том, чтобы у них было хорошее будущее. Для этого приобщает ребят к спорту, организует вдохновляющие встречи с интересными людьми, лекции, экскурсии и мастер-классы.
Директор фонда Евгения Щедная делится: «Не так давно мы вместе с выпускниками детских домов и интернатов стали путешествовать по разным городам. Это помогает им научиться вести себя в обществе, пользоваться транспортом, не бояться заходить в магазины и кафе, совершать покупки.
Один из наших подопечных, Артём, после выпуска из интерната совершенно не умел действовать самостоятельно и ориентироваться в пространстве, поэтому легко мог потеряться — продолжает Евгения, — Вместе с нами и другими ребятами он отправился в путешествие по Ярославской области. Мы много гуляли, общались, бывали на экскурсиях, учились ориентироваться на месте и пользоваться геолокацией на телефоне. Ребята не только отдохнули, но и получили полезный опыт».
За несколько лет сотрудникам ярославского фонда «Спасибо» при участии многих отзывчивых людей удалось свозить выпускников детских домов в Ростов, Плёс, Москву и Санкт-Петербург. Впереди у ребят поездка в Нижний Новгород.
«Путешествия привносят в жизнь наших подопечных много нового и интересного, они становятся более уверенными, начинают мечтать, ставить цели и к ним стремиться», — говорит директор фонда Евгения Щедная.
Если у вас есть желание поддержать выпускников детских домов, вы можете бесплатно организовать для ребят экскурсию в Ярославле и других городах. Оплатить билеты до места назначения и не только. Либо оставить любой благотворительный взнос на сайте фонда «Спасибо»: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно по этому номеру: +7 (4852) 66-25-10
Новости фонда читайте по ссылке: https://vk.com/bf_spasibo
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Гостем программы был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта Арсения Тарковского и о христианских темах в его поэзии.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
- «Русский флот перед революцией». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов