
B далёком лесистом краю жила девушка-сирота по имени Лована.
С детства любила она покой, тишину и дичилась людей. Занималась Лована тем, что плела для всех в деревне сумки из лыка. Пальцы у девушки были ловкие, сердце доброе, вот только из-за молчаливого нрава не было у неё ни друзей, ни подруг.
Когда деревенские парни проходили на охоту мимо её бедной хижины, не умела Лована ни пошутить с ними, ни приветить ласковым словом. А ведь среди них был юноша, который Ловане очень нравился. Звали его Яади, он считался лучшим среди молодых охотников.
Однажды жители отправилась на праздник в дальнюю деревню. За спиной у женщин и мужчин висели походные сумки, которые сплела Лована, но о ней самой среди всеобщего шума и веселья позабыли. Никому не пришло в голову сказать: «Лована, пойдём с нами на праздник», никто даже не заметил отсутствия тихони. И когда Яади вместе с друзьями скрылся за деревьями, девушка почувствовала себя ещё более одинокой, чем всегда.
Праздник в дальней деревне удался на славу и продолжался три дня. Но на обратном пути хлынул ливень: все тропинки в незнакомом лесу размыло и люди сбились с пути.
Пять дней, не прекращаясь, шёл проливной дождь, и всё это время голодные и продрогшие деревенские жители плутали по лесам. Мужчины не могли охотиться, так какзвери попрятались от дождя, и путникам приходилось питаться лишь ягодами и травой. Хорошо, что однажды они набрели на ореховые заросли, и смогли впрок набрать орехов, сложив их в свои походные сумки.
Наконец, удалось выйти на знакомую тропу, а тут как раз и ливень перестал. Обессиленные люди сели на поляне, чтобы подкрепиться перед последним переходом.
И вдруг, заглянув в свою сумку, Яади спросил:
— А где Лована?
— Её не было с нами, — ответили односельчане. — Наверное, осталась дома. Мы забыли о ней.
— А ведь Лована всех нас спасла. Если бы у нас не было её сумок, мы бы могли погибнуть от голода, — задумчиво произнёс молодой охотник. — Отец меня учил, что человек делом познаётся, и я теперь знаю, что это такое.
Всю оставшуюся дорогу до родной деревни Яади не произнёс ни слова.
Он думал о Ловане: вспоминал её глаза, тихую улыбку, и ещё о том, что все эти дни она сидела одна. Его мысли теперь были о девушке, которая мало говорила, но там много сделала для всех.
Было утро, когда Яади вошёл в хижину Лованы. Девушка плела сумки. Она подняла от работы голову и так улыбнулась, что не надо было никаких лишних слов.
(по мотивам австралийской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема