Я часто задумываюсь о том, как помочь подросткам в той или иной тяжелой психологической ситуации. Мы знаем, как сложно быть подростком, как легко ранить эту «категорию населения», что любая рана кажется неизлечимой. Важно понять своего ребенка, причины его грусти, замкнутости, даже уныния, которое при прочих неблагоприятных условиях может перерасти в депрессию. Недавно говорила с психологом на эти темы, вот например: у подростка есть друг или подруга — и вдруг по необъяснимым причинам он начинает дружить с кем-то другим против него. Попадали в такие ситуации? Вот она, твоя лучшая подруга, вдруг за твоей спиной объединилась с другой девчонкой — и они тайно от тебя ходят гулять, сплетничают за твоей спиной, настраивают против тебя остальных — занимаются этим вредительством необъяснимо, бескорыстно и с взахлеб. У мальчишек формы вредительства немного другие, но суть одна. Оставленная подруга или друг — ощущает себя преданным, брошенным и конечно чудовищно одиноким. Пока мы с психологом это обсуждали — я вспомнила точно такой период из собственного тинейджерского возраста. Моя лучшая подруга, объединившись с другой одноклассницей, даже начала причинять мне даже физический ущерб — девчонки рвали мое пальто в раздевалке, заливали водой тетради. Я конечно не пример непоколебимого мужества перед лицом превратностей жизни, но помню, что сохранило меня от уныния, и этот совет может пригодится вашим детям.
Осознав свое одиночество, я подошла к самой странной и нелюбимой в классе девочке Красниковой. Странной она была потому, что просто позже чем остальные пришла в нашу школу, не смогла сразу освоиться в непростом и достаточно жестком школьном коллективе — и так и осталась в стороне, глядя на всех грустно карими глазами с густыми ресницами. Выбрала я ее конечно не за карие глаза. А за легкость добычи. Мне просто очень нужен был друг — ведь боль души после предательства и порванных пальто была нестерпима. И друг, который примет меня наверняка. Поэтому я обрушила все свое обаяние на новенькую и тут же одержала полную победу. Моя новая подруга была так счастлива, что я положу конец ее изоляции, что кинулась со мной дружить сломя голову. Она готова была разделить все мои увлечения, целыми днями сидеть у меня дома, перепечатывать на печатной машинке мои любимые песни Высоцкого и учить наизусть до дыр зачитанную книгу про Трех Мушкетеров. Она также вступила в войну за сохранность моего пальто и тетрадок, так что мои вредительницы недоуменно отступили. Я немного была удивлена накалом нашей новой дружбы, но преданность оценила и шла на компромиссы. Например, когда мы разыгрывали по ролям Трех Мушкетеров — я почему-то всегда должна была быть либо Портосом, либо в крайнем случае Арамисом — Д’Артаньян и благородный Атос всегда доставались Красниковой. Но ее чистая радость от наших игр по мотивам Дюма и ее готовность хриплым девичьим голоском петь со мной Высоцкого излечили мои душевные раны. Надо ли говорить, что период войн и детских жестокостей прошел, и нам всем, взрослым разумным женщинам, смешно это все вспоминать — но тогда это была моя великая победа.!
Может быть, если ваши детки попали в подобную ситуацию и затосковали от одиночества — эта история им пригодится? Как угодно, даже в роли Портоса — но не в унынии. Ведь если вдуматься, Портос — это конечно не Д’Артаньян — но все равно на коне!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия