
«Дети небес», The Institute for the Intellectual Development of Children & Young Adults, режиссёр Маджид Маджиди
— Ну что, ты успел в школу?
— Пришёл, когда урок начался. Тебе надо было раньше возвращаться.
— Я сразу после занятий ушла.
— Ты маме не сказала?
— Я же обещала, что не скажу. А кеды у тебя очень грязные. Посмотри! Мне стыдно их носить.
— Это так, отговорки!
— Нет, правда очень грязные!
— Ну так можно их вымыть!
Али и Захра, дружные брат и сестра из снятого в 1997 году фильма «Дети небес» иранского режиссёра Маджида Маджиди, из-за бедности вынуждены носить одни кеды на двоих и по очереди ходить в них в школу — благо учатся они в разные смены. Мальчику поручили забрать туфли сестры из починки, а он потерял их по дороге. Дети знают, что денег на новую обувь у родителей нет. Поэтому Али, как настоящий мужчина, берёт ответственность на себя — он ищет способ самостоятельно добыть любимой сестрёнке туфли, а пока даёт ей поносить свои кеды. Он решается участвовать в школьных соревнованиях по бегу, чтобы выиграть третий приз — кроссовки — и отдать их сестре. Но желание помочь Захре придаёт ему столько сил, что он приходит к финишу не третьим, а первым. И новой обуви в доме опять нет, зато там по-прежнему царят любовь, понимание и взаимопомощь.
Как же получилось, что непритязательный фильм о детских кроссовках в 1999 году стал первой иранской кинокартиной, номинированной на премию «Оскар»? Конечно, частью своего успеха в западных странах «Дети небес» обязаны правдивыми и яркими картинами современной иранской жизни. Из фильма можно узнать вещи, которые не увидишь в новостях: как проходят занятия в школах для мальчиков и для девочек, что простые иранцы смотрят вечерами по телевизору, как они ходят по магазинам. Но это только внешняя сторона кинокартины. Её глубокое внутреннее содержание — в изображении чистых и благородных отношений между людьми. Режиссёр спокойно и просто показывает нам обыденную жизнь ребят с соседней улицы и их родителей. При этом происходящее на экране воспринимается как чудо — настолько редко мы встречаем подобные отношения в нашей жизни.
Али и его родные живут в крайней бедности — даже по меркам своего небогатого квартала. Но достаточно заглянуть к этой семье всего на один вечер — и на душе сразу становится тепло.
— Захра сегодня сделала сама всю работу по дому, и Али ей помогал.
— Я купил овощи и хлеб.
— А я подмела пол и вымыла овощи. Я всё успела.
— Вы молодцы. Я вам обоим что-нибудь куплю, когда мне повысят зарплату.
Бережное отношение друг к другу, понимание и честность — норма не только дома у Али, но и за его пределами. На школьной перемене Захра видит на одной из учениц свои потерянные туфли, но ей и в голову не приходит потребовать их обратно. Вскоре эта же самая девочка подбирает золотую ручку Захры — подарок Али, которую та уронила на школьном дворе. Ученице очень нравится ручка, но она при первом же случае с улыбкой отдаёт её хозяйке. На душе у героини сразу становится теплее. Она понимает, что девочка вернула бы ей и туфли — если бы знала, чьи они. Захра не злится на свою новую знакомую, только немного завидует её везению — ведь папа покупает ей подарки за каждую хорошую оценку. Но потом Захра узнаёт, что отец девочки— слепой, инвалид, и на смену зависти приходит сочуствие к этой семье.
В сценах школьной жизни мы не видим ни намёка на жестокость или удушающую атмосферу, характерные для некоторых фильмов о школе. Никто из детей не унижает слабых, не делает плохо учителям, не отпускает грубых шуток. При этом видно, что это живые ребята с естественными эмоциями, а не образцово-показательные куклы. Они могут болтать и вскакивать с места на занятиях у самого мягкого учителя, они ссорятся и готовятся к футбольному матчу. Но в них нет недетских испорченности и цинизма, зато есть взрослая ответственность.
Фильм Маджида Маджиди «Дети небес» показывает нам, какой может быть наша жизнь и как этого достичь. Счастье не измеряется в деньгах, спортивных победах и исполнении повседневных желаний. Оно — в близких людях, готовых понять нас без слов и делить с нами все радости и печали.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема