Два праздника в календаре рядом – День защиты детей и День родителей…
Каждый раз, когда крещу младенца, вспоминаю один такой день 1 июня много лет назад. В те годы, когда после десятилетий воинствующего атеизма вновь открылись православные храмы, в эти храмы потоком хлынул народ , и бывало, что в один день совершалось несколько десятков крещений… Так и в тот день – на крещение принесли младенцев, числом около двадцати. И все они активно и громко выражали свое отношение к происходящему – кто-то плакал, кто-то гулил, шум стоял такой, что с трудом можно было расслышать слова крещальных молитв. А я думал вот о чем: ведь все эти дети – только наполовину принадлежат нам, их родителям, наполовину они – люди, уникальные, еще небывалые, новые, которых Бог послал в мир, а нам, родителям, доверил не просто защищать их от многочисленных опасностей этого мира, а потом – отпустить в земную жизнь, но и дать им всё, чтобы они достойно шли по этому пути, чтобы выросли людьми, чтобы обрели смысл жизни и счастье… Но ведь мы можем дать детям только то, что имеем сами . Так что, хочешь не хочешь, а воспитание ребенка надо начинать не иначе как с воспитания самого себя, и начинать немедленно, прямо сейчас, ведь ни один упущенный день не вернешь. Наши старики говорят так: «Как мы относимся к Богу, своему Отцу Небесному – так и наши дети к нам…» - и в этих словах есть глубокая правда.
А рядом с Днем детей - День родителей…чуть не оговорился : «защиты родителей». А ведь и правда, как часто нужна им эта защита – от детского эгоизма, невнимания, неумения проявить к родителям свою любовь и благодарность… В эту минуту я думаю о своих родителях, которые сейчас за тысячи километров от меня. Как часто мы в юности неудержимо стремимся в открытую перед нами жизнь, стремимся выйти на свою высокую орбиту, а на папу с мамой смотрим лишь как на ракету-носителя, которая должна доставить нас на эту орбиту, и от которой одна за другой в полете отваливаются за ненадобностью ступени… Успеть сказать родителям, что любим их и благодарны им – как это важно, и не только для них, но и для нашего сердца, для того, чтобы нам самим научиться быть людьми. И здесь тоже – важен каждый день, который не вернешь, и себе и всем нам сердечно желаю ни один такой день не потерять даром.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема