«Дети и музыка». Светлана Феодулова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Дети и музыка». Светлана Феодулова

* Поделиться

У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.

Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер, Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! У микрофона Анна Леонтьева. У нас в гостях Светлана Феодулова — оперная певица, мама восьмерых детей и обладательница самого высокого в мире женского сопрано. Христос Воскресе, Светлана!

С. Феодулова

— Воистину Воскресе!

А. Леонтьева

— Ну, дорогие, что же, мы пережили пост, пост был очень тяжёлый, непростой и для нашей страны в целом, и для людей, которые потеряли в этот пост близких. Вот этот был пост, то, что называется, на разрыв аорты, с искушениями, с трагедиями, с потерями, но мы всё-таки пришли, уже вчера на литургии прозвучало «Христос Воскресе!» и прозвучали бессмертные и очень духоподъёмные слова Иоанна Златоустого: «Смерть, где твое жало? Аде, где твоя победа?» Сегодня мы хотим немножко поддержать эту атмосферу праздника, поговорить о музыке, о музыке для детей, о воспитании детей, об их культурном воспитании, об их воспитании музыкальном. И я напомню, что Светлана частый гость на Радио ВЕРА, и мы обсудили множество очень важных вопросов, напомню некоторые вехи наших бесед: Светлана рассказывала нам о том, что научилась петь раньше, чем научилась говорить, рассказала о такой довольно драматичной борьбе, пятилетней борьбе за свой голос, когда вас признали по ошибке профнепригодной и пришлось работать с голосом, и пришлось это самостоятельно делать, и с преподавателями, с наставниками, с педагогами, мы говорили о солнечном ребёнке, Сонечке — ребёнке, который в семье родился с синдромом Дауна, и Светлана рассказывала, и, может быть, расскажет немного, если мы успеем эту тему поднять, о том, какое счастье. На самом деле, когда рождается особый ребёнок, первая реакция, конечно, не счастье, а первая реакция — это обида и на Бога, и шок, но потом всё-таки мы понимаем, многие родители здесь рассказывали, что такое солнечные дети, мне кажется, это важная тема, потому что многие этого боятся, и к этому вернёмся. Ещё одна веха, которая мне запомнилась, Светлана — вы рассказывали, как вы испытывали своих ухажёров в институте, которые провожали вас до метро, рассказывая им, что у вас будет не менее пяти детей, это был такой замечательный фильтр. (смеются) А ещё я запомнила, как в нашей беседе вы рассказали о том, как ехали с детьми с какого-то такого красивого классического концерта и в какой-то кафешке столкнулись на экране телевизора с современной такой эстрадой в самом вульгарном проявлении: какая-то женщина там с рогами, и дети содрогнулись, как вы сказали, причём это произошло очень естественно, они увидели вот этот контраст классики и вот, так сказать, то, что мы можем тоже увидеть. И в одном из интервью вы сказали замечательную фразу: «Через меня дети научались слушать классическую музыку». Я, как человек очень далёкий от оперы, но вот Господь мне дал такой шанс с вами поговорить об этом, хотела поговорить про ваши детские проекты и хотела ещё обрадовать сразу радиослушателей, рассказать о том, что 12 мая в 17 часов в Малом зале Государственного Кремлёвского Дворца вы можете увидеть премьеру музыкальной сказки Светланы Феодуловой «Кукла и Ангел». Ну, тут мне уже надо замолкать и дать вам слово. Хотела спросить у вас, вот я человек, который не получил музыкального образования в детстве, ну не считая того, что мы с подружкой бегали, учились на классической гитаре в четвёртом классе, какое значение вообще имеет вот это музыкальное образование? Как вы его получали в вашем детстве и как впоследствии ваши дети?

С. Феодулова

— Ой, ну классическая музыка, красивая музыка, гармоничная музыка, к ней можно сейчас уже отнести такие песни нашего замечательного русского наследия, как песни Пахмутовой Крылатова, потому что песни Пахмутовой, они вообще сопровождаются всегда симфоническим сопровождением невероятной красоты и, конечно же, песни, которые тем более немножко легче для восприятия, но самое главное — гармония. Почему это важно? Важно, потому что музыка оказывает огромное воздействие на самые глубинные сферы чувств, мышления, даже на иммунитет, потому что музыка гармоничная, в том числе и классическая, она успокаивает нервную систему, она так немножко гармонизирует нас. Как сказал в свое время Станиславский: «Гармония земная может возвысить наши чувства и немножко приблизить нас к гармонии небесной», с чем, конечно же, я тоже очень согласна. И, вы знаете, конечно же, только один процент становится музыкантами из людей, которые обучаются классической музыке, это не для того, чтобы выйти и сделать это своей профессией, но важно все-таки детей соприкасать с прекрасным миром музыки, формировать музыкальный вкус, как вот действительно, очень многие психологи сейчас говорят: все из детства. Вы знаете, должна быть все-таки некоторая прививка, потому что на контрасте потом у ребенка, у которого сформирован вкус, ему уже самому будет неинтересно слушать музыку агрессивную, вот с этой чернотой, с этими текстами, примитивную музыку, которая содержит буквально две-три ноты, туда-сюда, рэп читают, вот она тебе и музыка. Это очень печально, но, с другой стороны, все равно настало такое время, на мой взгляд, что это сейчас дело каждого, каждого из нас, и каждый из нас в меру своих возможностей может повлиять. Если каждый будет влиять, то на самом деле, мы очень быстро можем добиться очень хороших успехов в плане образования наших детей. Каждый родитель может выбирать добрые программы, очень подробно изучать то наполнение спектакля, на который ведут своих детей, потому что сейчас очень популярно шоу, на шоу все забиваются залы, а на самом деле розовые слоны с кривыми ртами или другие подобные образы очень отрицательно влияют на психику, это разрушает вообще восприятие традиционного мира, а потом мы удивляемся, почему наши дети делают какие-то странные выборы в своей жизни в определенных областях, а вот оно, все тоже из детства, это те игрушки, в которые дети играли, те спектакли, на которые они ходили, те мультики, которые они смотрели — это все такое вот наполнение, поэтому, конечно же, все должно быть традиционно. Вот если говорить о наших сказках, я стараюсь максимально как раз показывать именно традиционные образы — женственность, если это принцесса или главная героиня, если принц, то он мужественный, ну как-то рисовать перед детьми некоторые образы мужчины, женщины, их взаимоотношения. Как вот мне благословил батюшка, он говорит: «Пусть сначала принц с принцессой подружатся», это тоже, дети ведь строят свое восприятие взаимоотношений на сказках, и мы это не придумали, это действительно традиция наша русская и всемирная традиция — воспитывать детей на сказках, на примерах героев, что можно, что нельзя, как должны развиваться, происходить некоторые события в жизни, они выстраивают в дальнейшем тоже на этих образах, на самом деле, свою жизнь, вот мое мнение.

А. Леонтьева

— Но, на самом деле, я думаю, что мы можем расширить немножко нашу тему: не только музыка, но вообще такая вот больная тема, как общекультурный уровень детей, это же и музыка, это и сказки, которые мама рассказывает на ночь, если рассказывает, это и мультфильмы, безусловно, которые они смотрят, потому что мне, честно скажу, вот у меня дети уже взрослые, но мне тоже не нравились розовые слоны с кривыми ртами, мне очень всегда нравились наши мультики советские, я из советского еще детства, и они настолько какие-то мудрые, философские, добрые и...

С. Феодулова

— ... и красиво озвученные.

А. Леонтьева

— Да, кстати, ведь все лучшие люди туда шли.

С. Феодулова

— И все-таки, если говорить о музыке, они оркестром озвучивались, ведь раньше в «Союзмультфильме» все были оркестровые озвучки, и посмотрите, какое качество было мультфильмов. А сейчас все очень быстро, очень быстро делается продукт, очень быстро все это рисуется. Мне еще, если честно, немножко не нравятся очень яркие цвета, кислотные такие. Дело в том, что если уже говорить о психологии, то почему дети перевозбуждаются от этих мультиков, почему от российских мультиков, которые в советское время были созданы, нет такого эффекта — спокойные цвета, в которых рисовались мультфильмы, нет такой яркости мелькающих картинок, а сейчас ведь даже сама смотришь, и уже глаза болят, рябит в них. Но это, кстати говоря, очень отрицательно влияет, и это намного глубже, чем кажется, не просто потому, что у детей там восприятие меняется, это такие поверхностные моменты, все, на самом деле, намного сложнее и глубже, это очень важная тема, потому что мелькающая картинка яркая, она возбуждает правое полушарие. Правое полушарие у нас отвечает за творчество, за активность, и это хорошо, но когда какое-то из полушарий нашего мозга перевозбуждается, то следственно, другое полушарие будет страдать, оно будет уже немножко затормаживаться. А левое полушарие — это логика, это речь, это память, усидчивость и так далее. Поэтому сейчас детям немножко сложнее учиться, вот мы замечаем, что логопед нужен практически каждому, хотя раньше вообще было это практически не востребовано, так меняется мир. И с чем это связано? Это связано как раз-таки и с музыкальным материалом, который прослушивает ребенок, потому что, когда ребенок слушает в диапазоне определенные частоты только в середине, когда эти три ноты, это не потому что некрасиво, а на самом деле все, опять-таки, намного сложнее и глубже. Дело в том, что все, что ограничено здесь, все также воспринимает ограниченно мозг, и так же ограниченно он развивается, вот и все. То есть музыка, которая в диапазоне в красивом, которая сложная, допустим, многоголосье, тот же самый Чайковский, она, с одной стороны, простая, но она очень красивая и сложная, мажор, минор, сменяется мелодия. На самом деле, музыка, она очень здорово развивает наш головной мозг, разносторонне, потому что и логическая часть включается одновременно с творческой, и это гармонично формируется. В принципе, достаточно просто слушать классические произведения, которые по своей форме достаточно сложные, и наш мозг решает сложную задачу, и он уже формируется тоже в более сложной форме. Что касается мультиков ярких — вернёмся к этому, и к достаточно ограниченным диапазоном музыкальным песенкам, к «трали-вали» таким из трёх нот — это всё наоборот немножко затормаживает, ребёнок перевозбуждается, он не может уснуть, он становится гиперактивным, а страдает как раз та часть, которая за мышление, за речь отвечает, вот что мы делаем сами, своими руками, с нашими детьми.

А. Леонтьева

— Напомню, что с нами и с вами Светлана Феодулова — оперная певица, мама восьмерых детей, обладательница самого высокого в мире женского сопрано. Я, знаете, когда вы сказали про мультики, такая мысль у меня была: недавно какой-то рэпер, который родом тоже из советского детства, в Германии, он вышел в какой-то топ-топ со своей рэп-песней, и знаете, почему? Припев у неё был: «Пусть бегут неуклюже», понимаете? То есть он просто вот выехал на эту мелодию. (смеется)

С. Феодулова

— Это ностальгия, потому что сейчас есть на это запрос, и хочется, действительно, в это время сейчас больше доброты, больше любви, и хочется, чтобы это дети наши видели, именно это нас мотивировало, стимулировало сейчас создавать новые проекты, новую сказку в том числе, которая 12 мая состоится в Кремлёвском Дворце, я с радостью приглашаю вас в этот праздничный день, сейчас ещё пасхальное время. И что мы сделали? Как прекрасно, когда люди поют все вместе, ведь наша страна, она всегда пела! И должны петь дети, должны петь взрослые, как здорово, когда все семьи могут обняться и спеть любимые произведения, поэтому мы в этом году сделали такое новое действо: на экранах, которые будут оформлять нашу сказку в Кремлёвском Дворце, будут тексты песен транслироваться, я бы так выразилась, немножко как караоке.

А. Леонтьева

— То есть все вместе могут петь?

С. Феодулова

— Конечно. И поэтому песни, которые прозвучат: «Прекрасное далёко», «Лесной олень», «Добрая сказка» Пахмутовой, «Белые акации гроздья душистые» — все эти замечательные, любимые наши песни мы сможем петь всем залом, все вместе, и дети, и взрослые, и немножко подглядывая в текст, если вдруг кто-то забыл. Вот это самое главное сейчас — нам всем объединяться, объединяться в добрых чувствах. Немножечко если говорить о сказке, если позволите, то там, наверное, всё то, о чем мы с вами сейчас говорили, там про детство. Кукла, в которую играет девочка Света — немножко мы пересекли реальную жизнь со сказкой (смеется) — этой Кукле змей преподносит розовые очки, в которых она сможет увидеть мир такой беззаботный. И Кукла, она мечтает стать взрослой, и она мечтает посмотреть в эти розовые очки, и всё будет хорошо. Тут вступает с ней в диалог Ангел, который предупреждает: будь осторожна, это всё временное, розовые очки, они в конце концов перестанут работать, разобьются, и всё встанет на свои места.

А. Леонтьева

— Прекрасный образ какой.

С. Феодулова

— Но Кукла, она, вы знаете, как такой непослушный Буратино, которая вот: «Не хочу! Хочу самореализовываться!», немножко мы обыграли психологические термины, пошутили на эту тему, потому что это тоже сейчас такая болезнь нашего века — вот самореализация, самореализация, и немножечко уходит в эгоизм эта самореализация. Это уже такая пошла обратная сторона медали, с одной стороны, это хорошо, конечно же, к чему-то стремиться, ставить перед собой цели. задачи, но самое главное — для чего это всё? Всё-таки в первую очередь любой труд человека, он для людей, для страны, для чего-то должен быть, не только для себя. Ну и здесь вот как раз сопоставлены в сказке эти задачи, где Кукла, она немножко ошибочно для себя — ну как, она кукла, голова ватная — ставит перед собой эту задачу, смотрится в розовые очки и становится в человеческий рост, всё! Для неё, вы знаете, это немножко тоже из детства, как ребенок, он думает, что если он высокий — всё, он взрослый, вот что такое стать взрослым. Но не тут-то было, а Кукла, так как у неё девочка Света — певица, она, естественно, очень любит музыку и начинает петь, и с помощью музыки познаёт многие чувства, эмоции, познаёт этот мир, и у нее такое самопознание происходит. Мы вместе с куклой очень многие моменты проживаем, это тоже важно, потому что совершенно по-другому воспринимается музыка, ты уже слышишь по-другому эти песни, совершенно другие краски, а самое главное, дети, которые впервые сталкиваются с определёнными произведениями, в том числе классическими, у них уже есть определённое восприятие этой музыки, которая не просто может быть скучной, а они уже понимают, почему, и тем более, это же главная героиня, Кукла, это их такой образ, она и восхищается, и радуется, и влюбляется сама в эту музыку, таким образом и влюбляет зрителей. Ну и в результате заканчивается всё тем, что Кукла, ей кажется, что она познала даже, что такое любовь, но опять является Ангел и говорит: «Нет, возлюби Бога, возлюби ближнего своего, как самого себя». И здесь, знаете, как в нашей жизни бывает, происходит ситуация: девочка теряет игрушку, она же пошла самореализовываться, свою любимую Куклу, перестала сочинять сказки, фактически у неё в памяти пропало детство, воспоминания, и Кукла понимает, насколько важно каждому быть на своём месте и быть самим собой, что на неё тоже некоторая возложена была определённая задача, миссия — напоминать этой девочке о её детстве, самое доброе, самое хорошее, и она понимает эту суть, и здесь она вот как раз приходит к самопожертвованию: она снова хочет быть куклой, снова хочет быть со Светой, она понимает всё, и любовь, и дружбу — и очки разбиваются, и она не знает, как вернуться. На этом я закончу.

А. Леонтьева

— На этом мы подвесим интригу, чтобы не рассказывать всё. Я, пока вас слушала, сама себя почувствовала маленькой девочкой, которой рассказывают сказку.

С. Феодулова

— Вы знаете, этот спектакль мы уже играли несколько раз, несмотря на то что премьеру играем сейчас в Кремлёвском Дворце, потому что это премьера новых декораций, много очень нового в этой сказке, мы несколько раз уже предпремьерные показы делали в разных городах, и на спектакле люди плачут, радуются, и каждый уходит с воспоминанием о своём детстве, с этими самыми искренними, добрыми чувствами, когда ты, как ребёнок, можешь радоваться, можешь грустить, можешь обижаться как ребёнок, можешь, наоборот, восхищаться, и вот это детское восприятие мира, именно в это погружает спектакль, когда ты забываешь уже обо всём и поёшь эти прекрасные песни, вспоминаешь маму и папу, эти колыбельные, которые она пела. И я вот замечаю, что люди, которые приходят семьями, сидят, обнимают друг друга, мама обнимает своих детей, дети прижимаются к маме и у многих слёзы радости, это очень важная составляющая, всё-таки хочется, чтобы сейчас, в наше время было больше эмоций, больше света и самое главное, детей напитывать красотой, детей напитывать добротой, ценности прививать, потому что вот как раз в сказке очень много пронизывающего сюжета именно по ценностям, там воспоминания о родителях, через игрушку, через куклу это всё происходит, но это очень важно, детям просто так не расскажешь, а через сказку они воспринимают это очень хорошо. Ну и, конечно же, я приглашаю, берите с собой бабушек, берите с собой дедушек, то поколение, потому что они будут очень-очень счастливы и рады услышать любимые сердцу песни и вместе их спеть с внуками, это огромное счастье, и в эти пасхальные дни я вас с радостью приглашаю. Так случилось, что это ещё день моего рождения будет, так дата совпала, всё так сложилось, поэтому я буду очень рада разделить этот небольшой мой личный праздник вместе с вами.

А. Леонтьева

— Слушайте, Светланочка, ну давайте, наверное, нашим радиослушателям уже сейчас сделаем подарок музыкальный и послушаем какую-то вашу песню. Какую бы вы выбрали?

С. Феодулова

— Ну, раз у нас такая искренняя нота, мне хотелось бы предложить вашему вниманию песню «Добрая сказка» на стихи Николая Николаевича Добронравова и музыку Александры Николаевны Пахмутовой.

А. Леонтьева

— Давайте послушаем. Я напомню, что сегодня у микрофона Анна Леонтьева, у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная дива, мама восьмерых детей и обладательница самого высокого в мире женского сопрано. Слушаем.

В эфире звучит песня «Добрая сказка» в исполнении Светланы Феодуловой

А. Леонтьева

— Дорогие радиослушатели, у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная певица, мама восьмерых детей и обладательница самого высокого в мире женского сопрано. У микрофона Анна Леонтьева. Мы Светлана, послушали в первой половине программы замечательную песню «Добрая сказка», и я в начале программы сказала вашими словами о том, что вы начали раньше петь, чем говорить. Вот как вы помните свое детство, как в вас воспитывали эти самые ценности? Ведь вы же выросли вот такая, какая вы выросли, вы теперь несете это в мир, вы открываете окно детям, ведь дети и опера — это же сложная тема и благодаря вашим спектаклям, сказкам дети могут полюбить оперу, а это очень важно, потому что это действительно непростая задача. Вы говорите, что у вас призвание сразу в детстве проявилось, а вы помните, как ваши родители ухаживали за этим редким растением, как они его выращивали?

С. Феодулова

— По моим наблюдениям, ощущениям, всё правда идет из детства, очень многое, потом опыт накапливается, но, по крайней мере, очень многое связано с теми впечатлениями, с чем ты впервые столкнулся и в какое время. Вот как раз, наверное, по этим ощущениям я сейчас и ставлю спектакли, мне очень хочется, чтобы дети, которые приходят на мои концерты, получили именно тот же самый опыт, который меня привел к музыке, необязательно, чтобы это стало их профессией, но мне очень хочется, чтобы они влюбились в сложную, в красивейшую классическую музыку и также в песни нашего советского времени. В моей жизни так сложилось, что я впервые соприкоснулась с очень высоким исполнительским искусством, когда мне было семь лет, это первый выход мой на сцену с Михаилом Плетнёвым на творческом вечере Пахмутовой, я исполняла «Добрую сказку», вот как раз ту самую песню, которую мы только что прослушали — видите, как она пересекается. И я очень испугалась, но преодолеть эти эмоции мне Александр Борисович Градский помог, он нашел такие тёплые слова, сказал: «Представь себе, что вот эти все люди, они пришли, они же так хотят услышать твою песенку, у тебя хорошо получается, не надо бояться. Ты просто прочувствуй каждое слово, спой её с любовью для каждого зрителя, вот подари им свою любовь, доброту». Знаете, вот эти слова, они настолько сейчас уже, так сказать, пронизаны нитью всей жизни, всей моей творческой деятельности, потому что именно таким образом я выхожу по сей день на сцену, настраивая себя именно на такой вот лад, что выходишь с любовью к зрителю, обнимая весь этот зал, и вместе с ними происходит этот обмен эмоций, мы вместе плачем и радуемся, это очень важно, когда артист открывает свою душу, свое сердце и поет от сердца, именно это так, немножко по-детски, мне Александр Борисович рассказал. Я вышла, спела и тогда впервые почувствовала радость от того, что люди получили радость, и я стала таким маленьким проводничком этого события, мне захотелось всю жизнь этим заниматься. И второй выход — это с Монсеррат Кабалье встреча...

А. Леонтьева

— Да, вот хорошее начало. (смеются)

С. Феодулова

— Да — когда она пела, я даже забыла уйти со сцены, в общем, тоже целая такая история, я стояла и погружалась в эти красивейшие звуки, как она пела великолепно, как легко, как мягко, какой у нее был добрый взгляд! Я вот прямо помню, я разглядывала эти сверкающие камни на платье, это все просто приковало мой взгляд настолько, что мы закончили петь, и я забыла уйти со сцены, и осталась на сцене на половину следующей песни, и потом, когда увидела, что она меня заметила, потому что зрители уже, видимо, стали так пересматриваться, но у всех улыбка на лице, это представляете, какое умиление для артиста, когда ребенок с открытым ртом стоит и заслушался, это какой комплимент артисту. И она так на меня, помню, повернулась, посмотрела, я это увидела, и: «Ах!» — и убежала за кулисы, это было в консерватории, в первый приезд Монсеррат Кабалье в нашу страну, эта запись есть, тогда снимало телевидение, вот такой выход на сцену. Но самое главное, что произошло — что я настолько влюбилась в классическую музыку, я влюбилась вообще, в принципе, в музыку, но музыку, которую можно назвать музыкой, вот то великолепное искусство, когда море звуков, которые так гармонично сочетаются, вызывают столько эмоций, под эту музыку можно фантазировать, можно что-то представлять: здесь птички поют, здесь солнышко встало, здесь сколько всего можно придумывать, и я стала рисовать эти образы, переслушивая тогда Чайковского и Прокофьева, и Рахманинова, все это произошло в таком маленьком детстве, после того, как на концертах я соприкоснулась с такими великими людьми и попала на такие замечательные концерты. Кстати говоря, вот еще меня поразил тогда, помню, ансамбль «Березка», когда я за кулисами его увидела, и мне мама шепнула на ушко, говорила: «Свет, смотри, они как будто бы плывут!» И как же меня это все поражало, как меня это все восхищало, и вот такой высокий уровень исполнения. После, когда я уже видела где-то другое исполнение, у меня уже было такое, маленький такой «профессор» уже рождался внутри, когда: «ну нет, здесь вот не синхронно, а вот у Моисеева в ансамбле синхронно», потому что когда ты видишь, как эталонно можно исполнять что-либо, потом уже формируется некоторый вкус, вот именно это мне хочется формировать в детях и во взрослых, которые приходят на концерты и всегда приглашаю очень высокого уровня мастерства артистов, вот в концерте 12 мая «Кукла и Ангел», там будет приглашен Кремлевский балет, который также сможет исполнить некоторые любимые наши произведения из балета «Щелкунчик». Поэтому в детстве эта некоторая такая, как я называю, «прививка», вот это попадание на концерт перевернуло вообще, в принципе, вкус, восприятие к музыке, любовь, и когда я уже в школе видела, как мои одноклассники слушают на тот момент (ну, я ничего не имею против) другие группы, не буду их называть, которые там ревут, рок, бит, все это грохочет, я не понимала, как от этого можно получить какое-то удовольствие.

А. Леонтьева

— То есть вы не ходили на эти вечеринки?

С. Феодулова

— Нет, мне это было неинтересно, меня это не трогало, меня трогала вот эта красота, мне очень нравились также детские песни советских авторов, потому что они тоже очень гармоничны, красивы, мелодичны, какой диапазон у них! Но это все никто мне не навязывал, никто не рассказывал: «Вот послушай, как здесь хорошо!» Я сама влюблялась, потому что мне это ставила мама, мы это дома прослушивали, я оказывалась на тех концертах, где это звучало и мне дома хотелось дальше продолжать прослушивать эти произведения, уже познавать этот мир, исследовать его. Кстати говоря, это действительно работает, это не только мой опыт, можно сказать: «ну вот у нее так, потому что гениально она развивается», нет. Вы знаете, после концертов очень многие пишут родители, что ребенок захотел заниматься на инструментах, попросил записать в музыкальную школу. Очень многие писали, что: «Ой, вы знаете, у меня еще неделю целую ребенок платьице одевает, юбочку, и вот у меня дочка, она маленькая, она и танцует, и танцует, и танцует, и я ей Чайковского включаю, и это ей все стало нравится!»

А. Леонтьева

— Как здорово.

С. Феодулова

— И на балет хотят записаться. Вы понимаете, это же действительно очень красиво, а детская душа, она очень искренне воспринимает все. И музыка, она очень искренняя, классическая, и душа ребенка раскрывается, иногда даже нам сложнее как-то сосредоточиться на этой музыке, нежели ребенку ее понять, поэтому, на самом деле, для детей это очень подходит. Конечно же, мы не ставим какие-то сложные произведения, например, Пёрселла, Бетховена или Баха, сложную полифоническую музыку, мы берем Чайковского в концерты, то, что действительно воспринимается детьми хорошо. Почему сказка? Потому что это тоже некоторая такая линия, которая имеет возможность соединить и немножко передохнуть, потому что все-таки какая-то сюжетная линия, она тоже увлекает.

А. Леонтьева

— Детям нужна сказка, конечно.

С. Феодулова

— И когда не только поют, но и танцуют, вот это очень важно грамотно скомбинировать, я всегда сама выстраиваю все программы, продумываю, ну и немножечко иногда тренируюсь на своих детях, показываю им, потом спрашиваю обратную связь, их мнение, где там, как, не устали ли.

А. Леонтьева

— Знаете, Светлана, я, когда готовилась к программе, увидела лица ваших детей, просто мельком показал оператор, когда вы пели «Аве Мария», и я была так поражена, и ваша особенная девочка Соня, и вокруг старшие сидели, и они были такие глубокие, они так внимательно слушали, вот я прямо позавидовала по-хорошему, как говорят, потому что они получили уже вот эту прививку прекрасной классической музыки, видимо, ходили на концерты...

С. Феодулова

— Часто посещают, да.

А. Леонтьева

— И вообще, наверное, за кулисами часто слушали все ваши песни.

С. Феодулова

— Ну, мы и дома рассуждали, вы знаете, я же тоже обращаю на это внимание: не просто поставить ребенку что-то, а еще немножко рассказать: «А смотрите, какой фрагмент, а вы представляете: (поет) та-да-да-да-да-да-дам! Это же просто октава вниз, а вот как красиво ее Чайковский придумал, это же гениально!»

А. Леонтьева

— Подсветить, вот это.

С. Феодулова

— Да, когда мы еще обращаем внимание, и не только детей, но и взрослых, почему вот через сказку: здесь тоже кукла, она раскрывает эти некоторые тайны, она как раз во время спектакля рассказывает: «ах, надо же, а вот здесь вот так и так!», мы совершенно по-другому уже слушаем, оказывается, что мы соприкасаемся с какой-то тайной, тут очень много всего. И детям тоже тогда становится интересно, нравится не только слушать, но и анализировать, поэтому мы с детьми многое проговариваем, и, конечно же, я сопоставляю, говорю: «Представляете, какая красота, гениально! А здесь три октавы диапазон, в этом произведении, как здесь красиво композитор все это вместе соединил, как гармонично, как это трогает душу, сначала мажор, потом минор, какие эмоции!» Ну и параллельно потом включаем какую-нибудь современную песню. (имитирует примитивное звучание)

А. Леонтьева

— Хороший метод.

С. Феодулова

— Да, вы знаете, метод прекрасный, потому что у детей сразу вот этот контраст срабатывает, они такие: «Ну да... Ну сейчас все это слушают, но как-то не очень». Надо показывать на примерах.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная певица, мама восьмерых детей. Ой, как хорошо вы рассказываете, потому что, вы знаете, очень часто родители просто не знают, с чего начинать. Ну, то есть я вот выросла в семье журналистов, ту меня папа писатель, поэт, и я больше вот по слову, я рассказывала детям сказки, ставила, конечно, и музыку, но я не могла так объяснить, как вы.

С. Феодулова

— Вот для этого и наши сказки, с чего начинать. Вообще, я очень часто с этим сталкивалась, мне даже писали: «а как, какие первые произведения поставить?» Когда-то я мечтала, ну не то что мечтала, а представляла, наверное, себя на оперной сцене Маргаритой или Снегурочкой, Людмилой, мне это всё нравилось, естественно, и сейчас нравится, но перешла в концертную деятельность и очень счастлива от этого, рада, потому что я вижу, как воспринимают дети вот именно эти концерты, и что каждый уносит с собой воспоминания, которые останутся на всю жизнь, это чувствуется по отзывам, по откликам, по тому, как зрители не уходят, и это так дорого и ценно, потому что это огромная ответственность и это сейчас очень нужно. Я, как мама восьми детей, могу сказать, что меня очень всё-таки волнует, я неравнодушна к тому, в каком мире будут дальше жить наши дети. Я думаю, что нужно каждому об этом тоже задумываться, потому что это будущие врачи, это будущие пожарные, разные профессии совершенно.

А. Леонтьева

— Или блогеры.

С. Феодулова

— Ну вот хочется, конечно, перебить эту тенденцию. И вот кто насколько может. Будучи родителем, я стараюсь приводить детей на хорошие какие-то мероприятия, чтобы они там напитывались нужным, тем, что развивает, тем, что образовывает, потому что очень важно, чтобы их мозг формировался, если уж говорить о сложном, это не только хорошие эмоции, добрые сюжеты, но и формирование ребёнка, формирование его вкусов, формирование его ценностей, ведь это всё то самое будущее, в котором будут жить наши с вами дети. Поэтому очень важно и в них вкладывать, чтобы они соприкасались с этим, и также нам, исполнителям, артистам, людям, которые работают с публикой, тоже очень важно задуматься, на самом деле, огромная ответственность на каждом исполнителе. Неважно, это может быть музыкант, это может быть чтец, на трубе игрец или писатель, в любой профессии, когда ты вещаешь что-то в массы, очень важно, чтобы это всё-таки было на созидание, это огромная ответственность, для меня, по крайней мере, по моей позиции, моему восприятию, потому что это всё очень здорово влияет не только на зрителя, но и на наш мир в будущем.

А. Леонтьева

— Светлана, а вот ваш особенный ребёнок, «особик», как говорят, солнечная Сонечка, о которой вы так светло рассказываете, она тоже воспринимает это с такой глубиной?

С. Феодулова

— Ну, у Сонечки есть определённый ген ещё, мне кажется, точно абсолютно, который проснулся тоже довольно-таки рано, она очень любит музыку. Вы знаете, она сама может листать плейлист, и она никогда не включит себе что-то такое агрессивное, или такое вот, которое погружающее, знаете, сейчас очень модная музыка. Меня это очень сильно расстраивает, потому что сейчас очень многие такие звуки, сочетания, которые, извините, прям в суицид погружают, прямо вот погружают в какой-то такой мрак, и тексты такие, прямо всё в негатив. А Сонечка, она очень любит Вивальди, очень! Это её выбор. Она даже просит включить «Времена года», знает, где «Зима», где «Лето», где «Весна». Она очень любит Баха, очень любит сложную музыку, причём она сама её выбирает, то есть иногда я что-то ставлю, а она: «Нет, не хочу!» Она очень любит Александра Борисовича Градского слушать, «Как молоды мы были» и другие песни, и Талькова, вот такой у неё выбор удивительный.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

С. Феодулова

— Но Сонечка, конечно, это лучик света в нашей семье, в жизни, который светит не только нам, но и очень многим, потому что я очень часто о ней рассказываю, показываю, она ездит со мной на многие концерты и обнимает людей. Она иногда просто в зрительный зал после концерта уходит, обнимает всех. Вот она такая, вся в любви, и, может быть, я никогда бы об этом не узнала, но я счастлива, что у меня есть Соня. Во-первых, это, наверное, то, чему бы я никогда не смогла научить моих детей, которые воспитываются остальные в семье: столько они через Соню проживают моментов, о которых невозможно вот так вот рассказать. Ну, можно рассказать, но научить, наверное, нет. Это они проживают именно внутри семьи, потому что наличие ребенка особенного, многие боятся рожать.

А. Леонтьева

— Да, вот мы, собственно, для них и рассказываем.

С. Феодулова

— Многие боятся особенностей, и не только про синдром могу сказать, а вообще боятся рожать, боятся оставлять в семье, отдают детские дома и, к сожалению, даже делают процедуру, которая прерывает беременность — на самом деле, лишая себя огромной великой радости. Каждый ребенок, каждый, неважно какой — это благодать Божья, это проявление Его любви. Это, возможно, даже не вам, а для чего-то в этом мире, у Бога, у Него же все гармонично, все правильно, и на каждом человеке, который должен рождаться, есть тоже некоторые функции, миссии. Сколько, возможно, Пушкиных не родилось, сколько Лермонтовых не родилось, Чайковских, но это если говорить про нормотипичных. А вот про особых детей — они очень здорово меняют наш мир, и сколько этот мир не поменялся, сколько не родилось таких детей, сколько детей, к сожалению, находятся сейчас в заведениях, которых испугались взять в семью. Вот хочу сломать этот стереотип абсолютно, на своем опыте: восьмой ребенок, девятый, да даже третий или второй — «как же я вот с особенным ребенком, на него очень много нужно будет времени, а у мне еще вот этих поднимать».

А. Леонтьева

— Обычное рассуждение, да.

С. Феодулова

— Очень большое заблуждение, возможно, просто какое-то самоубеждение или где-то кто-то шепнул, подсказал, бабушки, дедушки или врачи, по-разному бывает, и, к сожалению, происходит страшное, чего потом себе каждая мама не может простить, каждая женщина, мужчина. Дело в том, что особенный ребенок, он в воспитании как раз, формировании у тех самых других детей оказывает такое огромное воздействие, потому что Сонечка, вот, допустим, ей все время нужна какая-то помощь: завязать шнурочки, что-то помочь ей достать, отрезать хлебушек, там еще как-то, с ней нужно постоянно взаимодействовать, и дети, они понимают, что есть люди, которым нужна помощь. Они каждодневно, постоянно оказывают эту помощь дома. Они растут кем? Добрыми людьми. Они растут милосердными. Что мы хотим от наших детей, только чтобы МГУ все закончили? Это неплохо, но все-таки хочется, чтобы они выросли людьми, которые в будущем также будут воспитывать своих детей, будут строить свои семьи на примере родителей, которые вот не испугались, которые родили, которые воспитывают с любовью особенного ребенка.

А. Леонтьева

— И в радости.

С. Феодулова

— И в радости, да. Вы знаете, как открывается сердце! А столько любви, сколько дают эти дети, это невозможно вообще даже...

А. Леонтьева

— Вот многие об этом говорят.

С. Феодулова

— Знаете, это совершенно другое, это действительно какой-то «удар» любви. Даже вот такая была история на море с Сонечкой, она маленькая еще была, в кепочке, бежала и подбежала к одной женщине, обняла ее. А Сонечка была в кепочке, не видно было, особенная, не особенная, она просто обняла ее. А эта женщина, она как-то вот замерла и заплакала. Она говорит: «Что это?» Я говорю: «Ой, вы простите, ну вот, ребенок...» А Соня продолжает ее обнимать. Она говорит: «У меня столько чувств это вызвало!» То есть она не понимала, что происходит...

А. Леонтьева

— Благодать коснулась.

С. Феодулова

— Да, да. И она говорит: «Какой-то странный ребенок у вас, я столько эмоций испытала». И потом Сонечка поднимает лицо, и она видит, что она солнечная такая, и: «Аааа, так вот оно что!» И она только потом поняла. Вы знаете, действительно от них какая-то другая немножко энергия, другие какие-то эмоции получаешь. У меня много деток в семье, всех люблю одинаково, но все равно вот что-то такое... Ну, не хочется, конечно, уходить, но я по-доброму скажу: что-то такое волшебное от Сонечки иногда исходит, это чувствуем не только мы, но и дети другие, которых она также обнимает, любит. Как она всегда благодарна, вот вы понимаете, ей помогают они в чем-то, а она «спасибо» все время говорит, и вот как они радуются этому! Я смотрю, насколько у них сейчас формируются добрые сердечки, а это что? Это наличие Сонечки в семье. Вот как бы я им это рассказала, объяснила? Самое интересное то, что они действительно такие вот сейчас милосердные стали, добрые. Когда мы иногда пересекаемся с другими детишками с особенностями, я смотрю, некоторые там вот на колясочках, в инвалидном кресле или еще как-то, вот у меня дети, они всегда подойдут: «Мам, можно я с ним поиграю?» Им хочется прямо вот подойти и как-то показать их значимость, поиграть с ними, чтобы им было хорошо, немножко подарить свою любовь. Вот они сами идут на это, они сами к этому приходят, и это очень здорово, потому что этому невозможно учить. Опять-таки, нет брезгливости, вот тоже важно, потому что когда в семье есть определенные такие моменты, где нужно действительно с чем-то соприкасаться, помогать, то у детей формируются такие навыки, которые невозможно воспитать. Поэтому, когда дети рождаются особенные в большой семье — это на самом деле огромный Божий вклад в детей других и для других детей, которые у вас последующие будут рождаться или предыдущие, это огромное для них будет и развитие, и образование, и самое главное — тренировка сердца и души.

А. Леонтьева

— Раскрытые сердечки. Потрясающе вы рассказываете, хочется слушать и слушать, но время программы подходит к концу. Я хотела пригласить всех наших радиослушателей 12 мая в 17 часов в Государственный Кремлевский Дворец, где вы можете увидеть премьеру музыкальной сказки Светланы Феодуловой «Кукла и Ангел». Светлана, спасибо огромное за такой вдохновенный разговор, как всегда, с вами получился. Напомню, что сегодня с вами Анна Леонтьева и у нас в гостях Светлана Феодулова — оперная дива, мама восьмерых детей и обладательница самого высокого в мире женского сопрано. В ожидании концерта подарим еще одну песню радиослушателям?

С. Феодулова

— С удовольствием. Ну вот еще раз приглашаю 12 мая в Кремлевский Дворец, начало в 17.00 на нашу сказку «Кукла и Ангел». И хотелось бы предложить прослушать замечательную песню «Лесной олень» Евгения Крылатова, которая также прозвучит, и я надеюсь мы споем с вами все вместе ее на концерте.

А. Леонтьева

— Христос Воскресе!


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем