— Как только мы собираемся в театр, у тебя обязательно дежурство. Как только идём в гости, ты звонишь, что ты задерживаешься. А приглашаем гостей к себе — у тебя срочный вызов в больницу. Ты дежуришь за всех, кто тебя просит, и главное — кто тебя не просит. Нет, не перебивай меня.
— Верочка!
— Ах, не расстраивайтесь, дорогая. Его уже не переделаешь. Дон Кихот!
Дон Кихотом называют доктора Петра Бондаренко соседи и коллеги. Врач-акушер не воюет с ветряными мельницами. Он помогает малышам появляться на свет. За годы работы доктор принял двадцать тысяч новорождённых. И своих детей у него трое. С героем Сервантеса, Дон Кихотом, его роднит не тяга к подвигам, а стремление помогать людям. О простом и очень добром человеке, преданном своему делу и семье, рассказывает нам кинолента «Дети Дон Кихота». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали. Снял её в 1965 году режиссёр Евгений Карелов. Как и большинство фильмов так называемого «периода оттепели», картина отличается искренней, не нарочитой, душевностью и теплом. Недаром уже несколько десятилетий критики и зрители неизменно упоминают её в числе самых популярных советских кинопроизведений.
Фильм, прежде всего, удивляет своей простотой. Перед зрителями — жизнь, как она есть. Вернувшийся с ночного дежурства доктор пытается разбудить своих сыновей, которым давно уже пора вставать. Одновременно оправдывается перед женой за то, что вечером у него снова дежурство, и поход в театр придётся перенести на другой день. Да, в семье Бондаренко порой всё идёт кувырком. Но неизменно царит тёплая и душевная атмосфера. Такую же атмосферу создаёт доктор и на работе. Он не только принимает роды, но и успокаивает тревожащихся за детей молодых мамочек, убаюкивает младенцев. Для каждого у него найдётся доброе слово. Всё это показано на экране так, что возникает ощущение, как будто сам живёшь по соседству с Бондаренко, или работаешь вместе с ним — настолько близким кажется герой.
Близко знакомятся зрители и с сыновьями доктора. Старший, Виктор — художник, он надеется выиграть очень важный конкурс, но не до конца уверен в своих силах. Средний, Дима, заканчивает институт и ждёт распределения — ему очень хочется поехать в Арктику. Ну, а младший, Юрка, постоянно ищет приключений, и однажды даже сбегает в Африку. Правда, к счастью, не успевает уйти слишком далеко. Из разрозненных, казалось бы, эпизодов в результате складывается цельная и гармоничная картина жизни семьи доктора Бондаренко.
В фильме много забавных и комичных ситуаций. Однако жанр своей картины режиссёр Евгений Карелов определил как трагикомический. И трагедия там действительно есть. Она происходит не в семье доктора, но он, тем не менее, воспринимает её как личную. Одна из матерей отказывается забирать ребёнка из роддома. Уговоры доктора не действуют — женщина уходит. А малыш остаётся... В одном из эпизодов фильма Пётр Бондаренко разговаривает с ребёнком так, словно тот способен его понять.
— Ну, что, брат? Не спится тебе? Ты извини, я сделал всё, что мог. А она не послушалась и ушла. А ты спи. Тебе нужно много спать. Ну, вот так будет лучше.
Забегая вперёд, скажу — у печальной истории окажется счастливый финал. Каким образом всё в итоге разрешится, пусть увидят сами зрители. А мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, как невероятно глубоко раскрылся в фильме «Дети Дон Кихота» драматический талант актёра Анатолия Папанова. Он сыграл в картине доктора Бондаренко. В мемуарах Анатолий Дмитриевич признавался в симпатии к этому персонажу: «Я сыграл роль человека порядочного, доброго, мягкого, погружённого в своё дело и не умеющего никому отказать», — писал актёр. Он рассказывал, что во время работы над фильмом полтора месяца провёл в родильном доме, так, что его даже стали принимать за настоящего доктора. О главном герое фильма «Дети Дон Кихота» Папанов говорил: «Нравятся мне такие люди. Про таких, конечно, стоит снимать кино». И этим, пожалуй, всё сказано.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова