
Фото: Nikola Tasic/Unsplash
Десница, правая рука, святого Иоанна Предтечи — одна из самых ценных реликвий Православной Церкви. Пророк Иоанн — величайший святой, о котором Христос в Евангелии говорит — «нет на земле человека более великого, что святой Иоанн». В настоящее время десница святого хранится в Цетинском монастыре на территории Черногории, куда к ней съезжаются многочисленные паломники. Но когда-то эта великая реликвия принадлежала Русской Церкви. Впрочем, обо все по порядку. История десницы такова.
После кончины пророка Иоанна от рук нечестивого царя Ирода Антипы его тело стало почитаться как великая святыня. Несмотря на то, что оно было растерзано по приказу злобного правителя. Впоследствии правая рука пророка была доставлена в Антиохию апостолом Лукой. В этом городе десница пребывала вплоть до десятого века.
Перед угрозой исламского нашествия святыню перевезли в Константинополь. Там она находилась до 16 века. В 1453 году византийская столица была захвачена турками, которые желая наладить отношения с рыцарями-иоаннитами, базировавшимися на острове Родос, подарили им святую десницу. Иоанниты перевезли ее затем на Мальту, где создали знаменитый орден. А потом произошло следующее.
Главой Мальтийского стал российский император Павел Первый. Ему рыцари и подарили великую святыню, испугавшись нападения Наполеона на Мальту. Святыня стала храниться в Гатчине — резиденции Павла под Петербургом. По приказу Павла правая рука пророка была помещена в золотой ковчег и богато украшена драгоценными камнями.
В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где находились тогда уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию. Здесь некоторое время располагался центр Русской Православной Церкви Заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами. В знак благодарности за оказанное гостеприимство наши церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской Патриархии.
В годы второй мировой войны реликвию сербы усердно прятали от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица, столицу Черногории. В 1993 году святыня была возвращена Церкви и находится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы.
Цетине — древняя столица Черногории, которая и сегодня имеет статус главного города наряду с Подгорицей. В 2006 году в сопровождении Сербского Патриарха Павла десница пророка Иоанна была провезена по многим городам России. Так Сербская Церковь отблагодарила Россию за великую святыню, которая волею Божьей оказалась в Цетине.
20 августа. Об открытие Аляски

Сегодня 20 августа. В этот день в 1741 году участники второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга открыли и нанесли на карту берега и острова Аляски.
О героизме русских исследователей и значении открытий для проповеди Православия — протоиерей Михаил Самохин.
Бурное житейское море на днях вынесло в сферу общего внимания название удивительной земли — Аляска. Промыслом Божьим напоминание это случилось в день памяти преподобного Германа Аляскинского. Господь, у Которого совпадений не бывает, напомнил нам о том, что и на американском континенте бывали русские первопроходцы и звучала Православная Молитва.
Сегодняшняя дата во многом символичная. Уже известный русским мореходам берег 20 августа 1741 года искусные картографы экспедиции Витуса Беринга нанесли на карты. Открыли его не только для себя, но и для всего цивилизованного мира. И в первую очередь карты эти пригодились именно православным миссионерам, которые прибыли на Аляску уже в 1794 году, начав освоение этих земель с проповеди Веры Христовой.
Русские колонисты не умели осваивать завоёванные территории так, как это делали европейцы: они не грабили, не убивали даже из мести местных жителей, не эксплуатировали их в своих интересах. Искренне старались мирно, на собственном примере приобщить к культуре и религии, видя в индейцах таких же людей, как и они сами, уважая их достоинства.
Всё это негативно отражалось на прибыли их, но стало прочным фундаментом искреннего уважения и привязанности местного населения к русским, стимулом принятия Православия. Сейчас на Аляске чтут своё русское прошлое, с признательностью и уважением, как нигде в США, относятся к России и русским.
И главную роль в сохранении такого образа нашей страны на века, конечно же, сыграла Православная Вера наших отважных и благочестивых предков. Поэтому сегодняшняя дата — ещё одно напоминание о ценности святой Православной Веры, которая сделала нас такими, какими мы остались в благодарной памяти коренных жителей удивительной земли Аляски.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 августа. О св. Стефане I, короле Венгрии

Сегодня 20 августа. День памяти святого Стефана I, короля Венгрии, жившего в одиннадцатом веке.
О значении его подвига для православия — священник Стахий Колотвин.
Святого короля Стефана, или, как говорят венгры, Иштвана, можно смело назвать равноапостольным, причём наравне с другими правителями. Не как равноапостольный инок, кто сам идёт и проповедует, а как тот человек, тот правитель, который создаёт условия для того, чтобы вручённые ему Самим Богом подданные пришли ко Христу. И, как его старший современник, равноапостольный князь Владимир, святой король Стефан эти условия создал.
При этом мы смотрим, и нас может немножко смущать: «Ой, а короновали-то его легаты, посланные папой римским». Но нет, дорогие друзья, это всё происходило ещё до Великого раскола. На тот момент римский папа — это просто один из православных патриархов, более того, первый по чести. Да, проблемы, разногласия накапливаются, но пока Церковь едина, и мы видим, что Церковь Венгрии при короле Стефане не была подчинена непосредственно папе римскому, а сохраняла свободу точно так же, как и сохраняли свободы Церкви в Болгарии, Византии. Особенно Византии, чьим верным союзником на пути защиты христианского мира был король Стефан. И также мы вспомним, что и крестился-то он от рук византийских священников.
Поэтому для нас, хоть это кажется Западной Европой, хоть нам кажется, Венгрия — католическая страна. Но нет, есть венгерское православие сейчас, есть православные венгры, не те люди из диаспор, а те, кто молится, служит православное богослужение на венгерском языке. И мы имеем полное право сами обратиться к святому Стефану, чтобы помолиться о его заступничестве, и помолиться о современных венгерских православных.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 августа. Об иконографии Преображения Господня

Сегодня 20 августа. Попразднство Преображения Господня.
Об иконографии праздника — священник Александр Ермолин.
Иконопочитание является важной частью православной духовной традиции. Для нас, православных христиан, икона — это не просто изображение. Взирая на неё, мы обращаем свой мысленный взор к Богу, к святым, которые изображены на ней, и к тем событиям, о которых нам напоминает этот образ.
Взирая на икону Преображения Господня, мы вспоминаем события того, как Господь наш, Иисус Христос, идя в Иерусалим на Свои вольные страдания за весь наш род человеческий, поднимается на гору Фавор и преображается перед Своими учениками. На этой иконе мы видим много света, такого нетварного, божественного света, который озаряет всех учеников.
И мы видим, как апостолы падают ниц перед Спасителем, и апостол Пётр, самый дерзновенный из всех их, начинает говорить: «Господи, хорошо нам здесь быть». Он не мог по-другому выразить всё своё состояние. Он понимал только одно: как ему хорошо быть здесь, как ему хорошо быть с Богом.
И нам с вами очень важно, чтобы в каждый момент нашей жизни мы могли бы вот так же, как и апостол Пётр, прославить Бога и сказать Ему: «Господи, хорошо нам здесь быть».
Все выпуски программы Актуальная тема