Многие из нас в детстве читали книги о морских сражениях, доблестных моряках и пиратах. И до сих пор в памяти остались такие выражения, как «право руля», «отдать паруса», «свистать всех наверх» и прочие колоритные фразы. Морские термины и выражения продолжают существовать в обычной повседневной речи, став фразеологизмами. Например, мы говорим «держаться курса», «нестись на всех парусах». Желаем кому-то «семь футов под килем» или «попутного ветра». Как же в нашей сухопутной жизни появились эти речевые формулы, ведь большинство из нас не моряки?
А вот как. Выражение становится крылатым, если со временем его исконное значение приобретает переносный смысл.
Распространенным является мнение, что морские слова и выражения пришли к нам в эпоху царя Петра I, когда в Россию прибыло много профессиональных моряков, корабелов, фабрикантов из Европы. Однако первые термины пришли к нам еще в X-XI веках из Византии, с которой у нас были тесные связи. Слова парус, якорь, корабль — греческого происхождения.
А начиная уже с Петровской эпохи, появились голландские и английские слова: руль, аврал, компас и другие.
Прошло время, и многие морские выражения стали фразеологизмами:
Держи нос по ветру;
Мелко плаваешь;
Остаться за бортом;
Быть на мели;
Взять на буксир;
Прибыть в тихую гавань.
А еще есть отличные пословицы:
«Не спи, моряк, проспишь путину». Или: «Как корабль назовёшь, так он и поплывет».
Эти выражения делают нашу речь колоритной, добавляют немного морской соли в разговор и надувают паруса хорошей беседы.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.