
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Троица, о Дне Святого Духа, о празднике в честь иконы Божией Матери именуемой «Споручница грешных», о перенесении мощей святого царевича Димитрия из Углича в Москву, а также о памяти святых преподобного Мефодия Пешношского и преподобного аввы Дорофея.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Протоиерей Федор Бородин:
— Добрый вечер.
Марина Борисова:
— С его помощью мы постараемся, как всегда по субботам, разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в день Святой Троицы и на наступающей неделе. Мы подошли к удивительному празднику, наверное, к одному из самых нарядных в нашей православной церковной традиции, поскольку в народе его еще называли зелеными святками. Все в траве, в цветах, в березовых ветвях, все священники в зеленых облачениях, все такое живое.
Протоиерей Федор Бородин:
— Это да, но постепенно Господь нас ведет от внешнего к внутреннему. В связи с огромным количеством прихожан с аллергией уже в течение восьми или десяти лет мы траву больше на пол не стелем.
Марина Борисова:
— Ну, это Москва. Я помню, я в самом начале своей церковной жизни несколько лет ездила на приход в деревне, и у нас особая радость была, когда мы на Троицу рвали на соседней поляне около леса всевозможную траву подушистее и раскладывали ее на полу, было очень здорово. Я понимаю, конечно, что аллергия это серьезный аргумент против.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, теперь это стало так, по крайней мере, траву последние годы мы себе позволить не можем.
Марина Борисова:
— Теперь от эмоционально-эстетических ощущений давайте попробуем перейти к смыслам. Поскольку Троица или Пятидесятница очень многослойный именно с точки зрения смыслов праздник. В нем сочетается и воспоминание еще о Ветхозаветной Пятидесятнице, которая была установлена. Иудеи до сих пор празднуют праздник шавуот, установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай. Это один пласт, и он запечатлен даже в канонической иконе Троицы, в том числе «Троицы Рублева», это отсыл к Ветхозаветным воспоминаниям, и в то же время абсолютно Новозаветный, понятный христианину образ. Все эти образы как бы наслаиваются друг на друга.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, не случайно в разных храмах, в разной традиции на центральный праздничный аналой могут положить и икону Святой Пятидесятницы как формулу Церкви зрительную, сажем так, и копию иконы преподобного Андрея Рублева, которая на самом деле изначально называется Сюжет гостеприимства Авраама. Но поскольку Церковь за явлением этих трех ангелов прозревает откровение Аврааму о Троичности Бога, поэтому мы можем класть и ту и другую икону.
Марина Борисова:
— Вопрос. Почему так важен для Церкви — понятно, что это считается днем рождения Церкви, Сошествие Духа Святого на апостолов — но почему кульминационный ключевой день именно Пятидесятница? Ведь в Ветхом Завете есть примеры Схождения Святого Духа на того же Моисея, на Елисея. В конце концов, даже апостолы, когда их Спаситель посылал с определенными целями, могли и бесов изгонять и сводить огонь с неба. В чем ключевое значение Схождения Святого Духа именно в Пятидесятницу?
Протоиерей Федор Бородин:
— Мы должны тогда с вами начать говорить о том, что такое Церковь. Потому что это создание Церкви и обойти это нельзя. Если в Ветхом Завете явления Духа разовые на какое-то отдельное служение, отдельную миссию вторжения Божией благодати, то Церковь это место, где Святой Дух пребывает с нами неразрывно. Почему мы называем икону Святой Пятидесятницы формулой Церкви? Давайте вспомним. Подковообразная скамья, которая на языке иконы символизирует людей, сидящих за круглым столом, обращенных каждый к каждому, где каждый может видеть каждого. Центральное место свободно. На самом деле оно не центральное, оно такое, как все, но оно свободно. Позже, начиная с конца 17-го века, на этом месте начнут писать Пресвятую Богородицу. При нашем уважении, великой любви и почитании Пресвятой Богородицы, это неверно. Она, скорей всего, была на Пятидесятнице, но это место свободно, потому что это место присутствующего Бога. Это место, на которое апостолы каждый воскресный день от Воскресения и до Вознесения ждали, и к ним приходил или не приходил Христос и совершал евхаристию вместе с ними. Поэтому это место было свободно. Формула Церкви в том, что мы люди, которые любим Господа Иисуса Христа, Он продолжает быть с нами, как Он и сказал «не оставлю вас сиротами, пошлю вам утешителя», пребывает Своим Святым Духом, и мы глядим друг на друга взглядом любви и любим друг друга. В принципе, если говорить о том, как устроена Церковь, то на это место мы должны были бы положить фотографию наших прихожан. Формула была бы та же самая. Это рождается на Пятидесятницу. Святой Дух сходит и продолжает пребывать в Церкви. Почему продолжает пребывать в Церкви в людях? Он не разово дан. Каждый из нас приобщен к этому Духу в таинстве миропомазания, которое у нас соединено в чине с таинством крещения. Надо понимать, что когда мы принимаем дары Святого Духа, а я напомню, что помазывая каждого из нас, лоб, глаза, ланиты, уста, грудь, руки и ноги, священник произносит слова «Дар Духа Святого», и новокрещаемый или крестный за младенца подтверждает это и говорит: «Истинно так. Аминь». Это не дары, которые даются в том смысле, как мы это привыкли понимать. Допустим, дар служения, дар прозорливости или что-то еще. Нет. Сам Святой Дух, сходя на нас, начинает пребывать в нас неотлучно, и ставит на нас свою печать. Поэтому Священное Писание Нового Завета полно напоминаний об этой, для первых христиан совершенно очевидной, истине. Господь так и говорит: «Дух Святый наставит вас на всякую правду», когда Он говорит, что Он уйдет и вместо себя пошлет Утешителя. «Вы имеете в себе Духа, — апостол Павел говорит, — Дух живет в вас. Дети, вы от Бога и победили их». Имеется в виду враги духовные апостолом Иваном Богословом. «Ибо Тот, Кто в вас больше того, кто в мире». То есть мы должны понимать, что мы члены тела Христова, напитанные, пронизанные, освященные постоянно пребывающим Святым Духом.
Марина Борисова:
— Во второй главе Деяний святых апостолов, где описываются события Пятидесятницы, есть, мне кажется, важные моменты, на которые мы не всегда обращаем внимание. Во-первых, то, что апостолы после Вознесения Спасителя пребывали вместе, в молитве, в ожидании.
Протоиерей Федор Бородин:
— И радости.
Марина Борисова:
— Для меня важен момент, что они... Психологически очень трудно себе представить. Было Воскресенье, было очевидное чудо, было счастье, Воскресенье Христово пасхальное. Было чудо Вознесения. Было очень много всего, выходящего за рамки нормальной обычной человеческой жизни с нашим ее восприятием. И вот они остаются одни. Казалось бы, чего еще ожидать? Все, что могло, совершенно сверхъестественного, чудесного и прекрасного, уже произошло. И это состояние в закрытом пространстве ожидания чего-то еще, это очень важно понять каждому из нас. Иногда бывает в Церкви, тебе кажется, что ты уже всех великолепных ее даров вкусил, и все ты знаешь. И забываешь еще, что надо подождать и помолиться, все самое прекрасное в Церкви еще не случилось с тобой.
Протоиерей Федор Бородин:
— Во-первых, все самое прекрасное рождается в терпении, терпение рождает искусство или опытность. Искусство духовной жизни, то есть жизни в Духе Святом. Давайте вернемся к этому определению и вспомним, что духовная жизнь это, прежде всего, жизнь Духа Святого в человеке, полученная в таинстве миропомазания. Так вот дары этого Духа рождаются в человеке в терпении, дары этой духовной жизни. А с апостолами, я думаю, важно понимать еще следующее. Однажды они уже пропустили мимо сердца слова Христа о Своем Воскресении. Он очень много раз им говорил о смерти, о распятии, о предательстве и о Воскресении. Они совершено об этом забыли, они не надеялись и не ожидали Воскресения. Может быть, только Петр и Иоанн что-то вспомнили. Об этом, как мне кажется, есть намек в том, что остальные апостолы остались недвижимы, а, услышав от Марии Магдалины, что Христос Воскрес, Петр и Иоанн побежали. Потому что что-то в них напомнило, какая-то память, такая надежда в них была. И вдруг сейчас они уже совершенно по-другому относятся к словам Христа, потому что они исполнились. Они помнят о том, что «вы же будьте в Иерусалиме неотлучно, вы примете Утешителя». Кто это? Они пока могут только догадываться, они могут молиться, но теперь они уже обетованиям Христа верят совершенно по-другому. Поэтому они, находясь во внимательном молитвенном устроении, ждут этого Святого Дара.
Марина Борисова:
— И дальше, если обратиться к тому отрывку из Евангелия от Иоанна из 7-й главы, стихи с 37-го по 52-й и из 8-й главы 12-го стиха, которые мы услышим завтра на праздничной службе, с ними начинает происходить то, что и обещано. Но опять-таки, понять слова, когда это с тобой еще не произошло, очень трудно. Потому что начинается отрывок словами: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Очень красивый образ, понять его можно только тогда, когда с тобой что-то произошло. Какими бы проникновенными и великими ни были слова, пока ты внутри себя не почувствуешь преображения, ты можешь как угодно их истолковывать, но ты не поймешь, о чем они. Что такое «из чрева потекут реки воды живой», можно понять, только тогда, когда с тобой с самим что-то случится.
Протоиерей Федор Бородин:
— Мне кажется, что мы впервые понимаем это, когда случается как раз не с нами, а когда мы встречаем человека, который является очевидно для нас источником благодати Божией. Эти слова совершенно революционны для Священного Писания. Образ благодати Божией, жизни как воды, воды живой, то есть ключевой, не застоявшейся, этим отличалась живая вода в библейской терминологии, очень понятен в Израиле, где без воды жить очень тяжело, потому что это каменистая пустыня в основном. И, кстати, напоить чашей холодной воды там звучит совершенно по-другому. Кто был в Святой Земле, знает, что это такое. Здесь вдруг Христос говорит о том, что не Бог будет источником воды живой, а человек. Почему? Потому что ничего ближе к Богу на земле и ничего более похожего на Бога на земле, чем каждый человек нет. Любой человек, если он свят и если он живет духовной жизнью по-настоящему и опытен, являет Христа значительно очевиднее, чем, допустим, Храм Христа Спасителя весь со всеми его роскошными великими фресками, иконами и прочим. Поэтому эти реки воды живой, которые текут из человека как из источника, понятно, что первоначальный их источник это Дух Святый, это очень важно. Именно поэтому достаточно встретиться со святым человеком и поговорить с ним немного, чтобы это питало тебя всю жизнь. Ты просто понимаешь, что человек может и должен быть таким.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Мне кажется, что не случайно праздник Троицы как бы пролонгирован. Есть еще следующий день, посвященный исключительно Святому Духу. Это как бы два праздника в одном, один из другого вытекает как та самая живая вода. Мне кажется, тут даже трудно говорить, что понедельник Святого Духа имеет какой-то особый смысл свой собственный отдельный, он нераздельно связан со смыслом праздника Троицы, мне кажется.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, безусловно. Но для меня как для священника это не совсем так. На Троицу очень много дорогих, любимых и очень важных прихожан, надо все успеть, все хотят поисповедоваться. Вечерня, надо прочитать эти дивные молитвы так, чтобы людям было понятно, и в то же время самая главная задача, чтобы ты сам молился. А Святой Дух, которому мы поклоняемся в понедельник в день Святого Духа, это уже нечто очень личное, для меня, по крайней мере. Народу никого почти в храме, если это не Свято Духов храм, все на работе. И вот ты один или несколько всего человек. Кто хочет поисповедоваться, если вы вчера были, нет, пожалуйста, без исповеди идите причащайтесь, дайте помолиться. В этой тишине ты понимаешь, что вот это помазание, как апостолы называют принятие Святого Духа, которое и стало миропомазанием после смерти апостолов, которое они давали возложением рук, в тебе живет, ты должен это услышать. Если возвращаться к теме человека как источника Святого Духа в мире, то мы увидим у очень многих святых отцов, это есть и у пророка Исайи, к сожалению, к сегодняшней передаче я не нашел эту цитату, что человек ищет Бога, глядя в себя. Для этого надо зайти в клеть и затворить ее изнутри. Всматриваясь в себя, поскольку человек и есть самый главный образ Божий — образ, iconic по-гречески — глядит в себя как в икону и узнает Бога и имеет в себе это помазание как Христову печать. Это помазание и учит человека. Это, конечно, требует огромного смирения от человека, потому что так, от ветра головы своея, и с гордостью, которая у нас обычно есть, мы, конечно, не слышим то, что в нас тихонечко-тихонечко шепчет Святой Дух. Как это является у святых, мы знаем по преподобной Марии Египетской, которая даже читала Священное Писание, находясь одна без людей и без книг, так Святой Дух ей открывал. Но я бы хотел напомнить великие слова из послания Иоанна Богослова об этом помазании, я сам себе их напоминаю, и чтобы наши слушатели могли, глядя в тишине молитвенной собранности, подумать, а где это во мне? «Это я написал вам об обольщающих вас, — это прошлая мысль, 1 Послание Иоанна, 2-я глава. — Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Мы все время ищем того, кто нас наставит, это нормально, это правильно. Но мы забываем о том, что задача этого ученического периода в жизни христианина, раскрыть в себе источник, разрыть этот родник. И пока он еще не разрыт, пусть нам подвозят эту воду. Но найти этот источник в себе, о котором Христос говорит: «Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева реки потекут воды живой», — это вообще главная задача христианина, научиться жить с этим Духом. «Если мы духовны духом этим ходим», — говорит апостол Павел. Жить этим духом, ходить этим духом. Эти слова апостола Павла отсылают нас к очень известной ветхозаветной формуле о том, что Енох ходил пред Богом. Что это значит? Значит, что вся, даже повседневная жизнь... Человек просто ходит, и занимается, в дом, на огород, не важно, куда, но все пред Богом. Оказывается, вся эта жизнь может быть освящена присутствием Божием через раскрытие в себе этого помазания. И учить нас, и наставлять нас на пути к Царству Божию.
Марина Борисова:
— Мне кажется, что очень проникновенно сказал об этом владыка Антоний Сурожский, когда написал в своем тексте, посвященном дню Святого Духа. «Подумайте, какая страшная будет беда, если Дух Святой со своими небесными дарами так и останется сам по себе, а мы сами по себе со своими страстями, со своей суетой, если земная жизнь пролетит, а небесная не начнется».
Протоиерей Федор Бородин:
— Поэтому в Священном Писании, например, по-моему, в книге Премудрости Соломона или Премудрости Иисуса сына Сирахова, можно встретить слова о том, что отвратителен пред Богом старик, который обуян плотскими грехами. Человек, который живет плотью, а не духом, когда ты уже должен готовиться к небесному, а он еще и не начал. Сейчас, к сожалению, это вообще очень часто. Очень часто можно увидеть какого-то деятеля эстрады, которому уже очень много лет, а он все время пытается представить из себя молодого, потому что он не понимает цену своего возраста как приближения к Царству Небесному, ему это страшно. Конечно, это беда человека. Дух Святой с каждым живет в его возрасте, и более того, в возрасте уже почтенном, Господь промыслом своим отодвигает человека от внешней, может быть, даже физической, бытовой деятельности, лишая его просто части сил для того, чтобы человек ушел в молитву, чтобы он начал жить с этим Духом. Раньше это так и воспринималось. Пожилая бабушка есть в семье, она уже не может так трудиться, трудятся молодые, а она молится за всех. И маленькая девочка, которой еще пять лет, знает, что когда она будет такая же, если доживет, у нее будет этот молитвенный труд, она будет трудиться над раскрытием в себе Святого Духа, этих даров. И готовится к этому. Интересно, что в некоторых христианских традиционных культурах, например, в Армении, пожилая женщина, или старая женщина, неотличима от монахини. В деревнях, в горных селах, она почти так одета, и она так живет, она несет этот труд. И это прекрасно. Потому что человек подходит к Царству Божию без страха, расставшись с земными страстями и с земным пленом и научившись тому, о чем говорит владыка Антоний, уже живя духовной жизнью. Кажется, он разбежался с этого трамплина, ему сейчас только подпрыгнуть, и он уже там свой, его уже там встретят.
Марина Борисова:
— Не знаю, насколько апостолы себя чувствовали во время схождений Святого Духа на них на этом трамплине. Но мне кажется, образ очень подходящий к событию Пятидесятницы и к тому, как мы его можем переживать. Пока только чисто умозрительно, потому что редко кто может похвастаться из нас тем, что пережил что-то такое в своей жизни.
Протоиерей Федор Бородин:
— Многие люди рассказывают о своем крещении, если оно сознательно происходило. Я, например, недавно разговаривал с Александром Леонидовичем Дворкиным. Прочитав его книгу, я задал ему несколько вопросов. И он говорит, да, я первые две недели ходил так, будто я весь стеклянный и прозрачный. И с другим человеком, священником, я разговаривал, он говорит, я полторы недели летал, не касаясь земли, у меня было такое ощущение, мне не надо было ни есть, ни спать, мне нужен был только Господь. Так что некоторым Господь дает это пережить.
Марина Борисова:
— Вы слушаете еженедельную субботнюю программу «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту.
Марина Борисова:
— И снова здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И как всегда по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе у нас Церковь вспоминает целый сонм святых отцов. Это память праведного Иоанна Кронштадтского 14 июня, и память святителя Никифора Исповедника 15 июня, и память преподобного Мефодия Пешношского 17 июня, и память преподобного аввы Дорофея 18 июня. Из всего этого сонма святых отцов мне хочется особенно напомнить нашим радиослушателям преподобного Мефодия, потому что он был все-таки одним из самых любимых учеников преподобного Сергия. А вообще все, что связано с эпохой преподобного Сергия воспринимается мной, может быть ошибочно, как история большой семьи. У них какие-то очень родственные отношения были между преподобным Сергием и его учениками. Все, что мы читаем в житиях этих святых отцов, говорит о том, что когда они встречались, они встречались, как бывает в семье. Папа приехал детей навестить. Это удивительно, потому что мы воспринимаем священника с некоторой дистанцией обычно, даже при очень близких доверительных отношениях, все равно мы чувствуем, что священник это человек, который стоит на солее, он от тебя на две ступеньки повыше. А здесь удивительное единение, причем, оно исходило в основном от самого преподобного Сергия, который всех их навещал, находил время для этого. Если представить, что все это делалось пешком, а как иначе? Все это в лесу где-то, в болоте, надо до них добраться через какие-то топи, по каким-то тропинкам, поговорить, узнать, что, как, чем дышит. Удивительное отношение духовного отца к своим духовным чадам.
Протоиерей Федор Бородин:
— Я думаю, что преподобный авва Сергий осознал то призвание, то благословение, которое дал ему Господь как основателю огромной духовной традиции и со смирением это принял. Именно поэтому он внимательно следил за духовной жизнью своих учеников, сотаинников, собеседников, и для этого он приходил к ним. Действительно он посещал Стефана Махрищского, Мефодия Пешношского. А в Москве, когда он приходил к преподобному Андронику, то здесь та самая удивительная братская, отеческая нежность, взаимная. Вы, наверное, знаете, что чуть дальше от центра есть часовня, которая называется Проща. Это место, куда его преподобный Андроник, провожая, доводил и где с ним прощался. Довольно далеко. Так себе можно представить, там пока еще густой лес, они идут и беседуют, или вместе молятся, или вместе молчат. Эта передача того, каким может быть человек, если в нем обильна жизнь Духа Святого, это самое главное. Ведь авва Сергий, как и Стефан Махрищский, как и Мефодий преподобный, как и Андроник, как Савва Московский и как очень многие другие ученики и, скажем так, внуки духовные преподобного Сергия не оставили никаких наставлений, кроме кратких в житиях и маленьких отрывков. Не было такой задачи у них, они не основывали школу, которая должна была много чего записать и много чему научить, какую-то богословскую школу. Это все потом будет. Сначала преподобный Сергий был призван основать молитвенную покаянную школу. И это действительно для него была семья. Вообще для русского духовного труда это очень важная тема. Может быть, последними, самыми яркими представителями этой, если хотите, тоски по семье, которая будет в Царстве Божием, где все мы будем едины во Христе, это и было то, что священномученик Сергий Мечёв называл «покаяльная семья». Или протоиерей Валентин Свенцицкий называл монастырем в миру. Это единство людей. И совершенно не случайно, что храм, основанный во имя Святой Троицы, в жизни Сергия с его учениками воплотился именно так. На день Святой Троицы не читается текст из последней прощальной беседы Христа с учениками. Это 14, 15, 16, по-моему, 17 глава от Иоанна Богослова Евангелия. Это то, что мы читаем в качестве первого Евангелия на 12-ти страстных Евангелиях. Но там есть совершенно удивительное откровение Божие, Христос беседует с Отцом. Он делает апостолов и через Иоанна Богослова всех нас свидетелями внутриТроической жизни. О чем Сын просит Отца? Вообще для ушей ли это человеческих? А вот, оказывается, да. И там есть просьба. Христос хочет, чтобы это исполнилось. Что Он хочет, чтобы исполнилось? Он говорит: «Отче, да будут едины, якоже и Мы. Да узнает мир, что Ты послал Меня». Неужели Христос не знает, что человек человеку никогда не сможет быть таким близким как Лица Святой Троицы? Конечно, знает. Но это задание. Это задание, которое можно выполнять бесконечно, начав на земле и продолжая в Царстве Божием. И преподобный Сергий, мне кажется, это услышал ярче всего. Помните, как сказано в его жизнеописании, по-моему, составленном Епифанием Премудрым, если я не ошибаюсь, что он основал храм во имя Святой Троицы, дабы взирая на Святую Троицу, побеждалась ненавистная рознь мира сего. Понимаете, эта рознь с другим человеком, которая во мне, побеждается любовью, этим семейным, братским, отеческим сыновним отношением — любым. Лаской, теплом, светом, которое исходит от сердца к сердцу человека. Преподобный Сергий основал, прежде всего, эту традицию. Это самое главное. Потом уже эти монастыри или монастыри наследников его учеников станут центрами духовного просвещения, как книжной справы, научения, школами. А прежде всего, они научат людей, как жить друг с другом вместе во Христе.
Марина Борисова:
— Что касается книжного научения, можно об этом поговорить, вспоминая, что 18 июня у нас день памяти преподобного аввы Дорофея. А именно его книга была для многих поколений советских православных верующих первой книгой, касающейся духовной жизни, которая попадала в руки. К сожалению, сейчас, может быть, из-за обилия духовной литературы не так это заметно. Но просто я знаю, что не одно поколение христиан во времена Советского Союза выросло, именно передавая из рук в руки книгу аввы Дорофея.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца — две азбуки духовной жизни, две настольные книги, которые как ложатся на стол православного христианина, ложились точнее, когда он начинал духовную жизнь церковную, так и оставались с ним навсегда. Даже если он становился монахом, священником, епископом, это все равно книга, к которой мы всегда возвращаемся. Поэтому если кто-то из наших слушателей еще ее не прочитал, я очень советую. У вас впереди очень много удивительных страниц, которые вам чрезвычайно помогут в духовной жизни.
Марина Борисова:
— Это ведь тоже такая семейная история, поскольку авва Дорофей десять лет был послушником у Иоанна Пророка. И собственно 21 поучение и 30 слов о подвижничестве, 87 вопросов, записанных с ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, это то, что мы можем прочитать из того, что оставил авва Дорофей грядущим поколениям христиан. Это не только его духовный опыт, это еще опыт и того же Иоанна Пророка и Варсонофия Великого. Это концентрированный опыт нескольких поколений монашеского подвига.
Протоиерей Федор Бородин:
— Безусловно. Задача педагога в Церкви не научить своему, а передать Божественные дары и сокровища. И мы прекрасно знаем, что есть великие ученые, которые были плохими педагогами, и есть гениальные педагоги, которые не стали великими учеными, хотя в юности подавали большие надежды. У каждого свои дары. Авва Дорофей это великий святой, добившийся великим трудом, послушанием, смирением святости, и при этом гениальный педагог. Потому что человеку, который уже прошел огромный духовный путь, как рассказать, что в начале, новоначальному? Это очень сложная задача. Надо спуститься, вспомнить себя того, и как бы себе молодому рассказать. Это не всегда решаемо. А авве Дорофею этот дар был дан, он его принял и написал эту гениальную книгу. Поэтому ее всем надо читать, безусловно. А то, что вы говорите, традиция, это великая традиция, это сеть монастырей, в монастыре аввы Серида и подвизался преподобный Дорофей, у которого были общепризнанные духовники. Монашествующие из этих монастырей, в том числе игумен, периодически ходили к Варсонофию Великому и Иоанну Пророку. «Вопросы и ответы» знаменитые, которые до нас дошли, где есть вопросы аввы Дорофея, на которые отцы отвечают. Эта традиция удивительная совершенно, когда даже игумен монастыря до конца себе не доверял, а шел и советовался с более опытным духовным человеком, показывает нам, что и вначале ты учишься, и в середине ты учишься, и в конце ты учишься. Потому что быть учеником Христовым — это ученичество навсегда.
Марина Борисова:
— Мне еще как человеку книжному всегда было дорого отношение аввы Дорофея к книжной учености в принципе. Он пишет о самом себе, как он учился до того, как пришел в монастырь. Он пишет: «Не знал, что ел, что пил, как спал от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-нибудь из друзей моих, даже не ходил к ним для беседы во время чтения, хотя любил и общество и любил товарищей моих». То есть вот это умение увлечься книгой это то, что нам все больше и больше не хватает. Книга это ведь не электронный носитель. Книга, когда она вещественна, когда ты переворачиваешь страницы, как бы с тобой разговаривает. Она не столько влияет на твой интеллектуальный аппарат, на твою рацию, хотя это тоже присутствует, сколько вовлекает тебя в разговор. Даже ты молчишь, а автор книги с тобой разговаривает, но вы как бы говорите.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да. Конечно, это так. Но мне кажется, авва Дорофей помимо любви к книге показывает нам удивительную цельность своей натуры. Прочитать так, чтобы тебя это полностью захватило, а не поставить на полку — ну, я подумаю — это как раз черта настоящих христиан. Давайте вспомним два примера. Антоний Великий юношей слышит в своем приходском храме рассказ о том, как Христос говорит юноше: пойди продай имение, раздай нищим, следуй за мной. И тот не смог. Антоний возвращается домой, выполняет это, уходит и становится Антонием Великим. По-моему, Павел Препростый, услышав слова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», уходит на несколько лет в пустыню, чтобы эти слова выполнить. Мы сейчас так не можем, хотя и сейчас есть такие люди. У меня был такой случай удивительный. В 90-е годы я достал, это было трудно тогда, брошюру отца Николая Афанасьева, преподавателя Свято-Сергиевского института военного и послевоенного времени, которая называлась «Трапеза Господня», которая совершенно переворачивала Синодальное представление о участии мирянина в евхаристии. На основании древних апостольских правил и канонов, он был канонистом. Я, будучи поражен этой большой статьей в брошюре, дал почитать ее одному иконописцу. Он сначала очень долго отнекивался — ну, Афанасьев, ну, что это такое, ну, нет. А потом не спал всю ночь, прочитал, с утра прибежал в храм, где я тогда служил дьяконом и говорит: надо собраться, отец Федор, позови отца Николая, того, того, того. Я говорю: а что такое? — Ну, надо теперь обсудить, как мы жить теперь будем после этого. Это умение услышать и интегрировать в свою жизнь. Это самое главное в авве Дорофее — услышать призыв и выполнить его.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе 16 июня у нас будет день церковной памяти с не совсем очевидным смыслом. Это день памяти перенесения мощей святого царевича Дмитрия из Углича в Москву. Казалось бы, мы много говорим о святых страстотерпцах, мы можем рассуждать о Борисе и Глебе, мы можем рассуждать о царственных мучениках — последнем императоре и его семействе. В этих рассуждениях мы можем расходиться, в чем-то соглашаться и не соглашаться, но в них есть некое обоснование. А здесь мальчик, который как-то очень непонятно погиб. Казалось бы, это не имеет отношения к церковной жизни вообще, чисто исторический казус. При очередной смене людей на московском троне какая-то часть предыдущей династии была отослана подальше, чтобы не мешалась тут около царского дворца. В этом Угличе что-то происходит, то ли этого мальчика убивают, то ли он сам напоролся на что-то во время игры. В общем, какая-то непонятная гибель, вокруг которой потом еще очень много лет ведутся какие-то мутные разговоры, споры и распри. И вдруг происходит что-то совершенно необъяснимое. Этот мальчик становится значимым для духовной жизни целой поместной Церкви. Что это за феномен?
Протоиерей Федор Бородин:
— Его невозможно понять, не пытаясь понять, что такое самодержавие, что такое царское служение в мировидении человека того времени. Помазанник Божий это совершенно особый человек, который Богом благословлен управлять страной. «Не прикасайся помазанным Моим» — знаменитые слова Священного Писания. Они буквально прочитывались нашими предками того времени. Человек, который поднял руку на наследника, это святотатец. Мы не знаем, виноват ли в этом Борис Годунов, и никогда уже не узнаем, но мнение о том, что он виноват, очень надолго закрепилось в нашем сознании. Давайте прочитаем «Бориса Годунова» Александра Сергеевича Пушкина и все знаменитые слова: «жалок тот, в ком совесть нечиста», или последняя фраза: «народ безмолвствует». Почему? Потому что народ может быть буйным, бессмысленный и беспощадный бунт, может быть какой угодно, но нравственно народ должен быть чутким. И понимая, что происходит что-то не то, народ молчит, он должен осмыслить, что произошло. И если мы все виноваты перед помазанником Божиим, то надо просить прощение, надо молиться об этом прощении. Иначе страну постигают бедствия, а они страну постигли после этого, страшные и огромные.
Марина Борисова:
— Ведь сам царевич Дмитрий был, вряд ли, претендентом на трон, поскольку Мария Нагая, его мать, это седьмая жена Иоанна Грозного, которая уже не по каким церковным канонам не могла считаться законной. Но Бог с ними, с этими спорами, кто там законный, кто не законный, но ведь после того, как погиб мальчик, его именем произошла великая смута. Лжедмитрий I самозванец, Лжедмитрий II. Вообще все, что происходило после этого с несчастной Россией, произрастало именно из имени этого мальчика. Почему он стал святым и таким важным, если это вообще такая спорная историческая фигура?
Протоиерей Федор Бородин:
— Мне кажется, здесь не надо забывать, что Господь вторгся в эту ситуацию и проявил Свое воление о признании этого мальчика святым через очень большое количество чудес, которые совершались в раке с его мощами. И совершались потом в течение многих лет в Архангельском соборе, куда его останки святые были перенесены. Таким образом Господь просто сказал: пожалуйста, посмотрите внимательно на этого человека, он свят, он значим. Может, так Господь и помогал прекратить смуту. Если он свят, значит, Лжедмитрий и I и II, и любой другой это самозванцы. Может быть, это и было такое Божие вторжение. А потом безвинно пострадавший ребенок, отрок, это что-то такое совсем из самого сердца русского человека. Пострадавший безвинно, принявший страдание для того, чтобы все вокруг одумались, все вокруг перестали грешить — это очень понятно, очень близко русскому человеку всегда было.
Марина Борисова:
— Если вспоминать историю, то именно эту эпоху знаменуют два мальчика. Один святой царевич Дмитрий, который лежит в Архангельском соборе. А второй мальчик, сын Марины Мнишек, Бог знает от кого, которого вместе с его лжеродителем повесили в очень юном бессмысленном детском возрасте, чтобы пресечь смуту, чтобы не размножались лжецаревичи. Это страшная штука, страшный урок. Два младенца. У меня до сих пор в голове они как-то не монтируются.
Протоиерей Федор Бородин:
— Невозможно их смонтировать в голове, потому что второй это страшное преступление, беззаконие, это тяжелейший грех. Я помню, как, по-моему, это было в 83 году, я учился в школе, и у нас на уроке истории возник вопрос о расстреле царской семьи. И учительница сказала: так было надо, иначе бы кто-то мог претендовать на управление страной. По классу пронеслось возмущение этим, ребенок не может быть виноват в том, что у вас взрослых происходит. Наша душа этого принять не может, и это грех, это было неправильно. И когда мы говорим, в своей стране не надо черное красить белым, это было страшно, это было преступление. Вопреки всем этим человеческим грехам, страстям, всей этой смуте, которая внутри меня и поэтому она выплескивается наружу и может погрузить страну в хаос, если слишком много людей будет с этой смутой, Дух Святой живет в человеке, и Он явно проявился в царевиче Дмитрии великими чудесами. А мы должны, может быть, себе напомнить слова Варсонофия Великого, духовника аввы Дорофея, который говорил, что каждый христианин должен настолько истончить свою душу, как паутину. Какой удивительный образ. Вы стоите в лесу, вы не чувствуете ветра, кажется, его нет. Вы глядите на паутину, она шевелится, потому что это такой тонкий поток воздуха, который ваше тело не может заметить. А надо, чтобы каждое движение Святого Духа человек замечал. И как Святой Дух уходит, когда я грешу. Давайте, почитаем об этом огромное количество откровений у Иоанна Кронштадтского в дневниках: я рассердился на пономаря или на дьякона, и Дух Святой ушел от меня, я заплакал внутри, Он вернулся. Чтобы чувствовать это, когда Дух Святой с нами, потому что Дух Святой очень часто является именно как еле-еле уловимое движение вначале. Помните, как Илье пророку, по-славянски: «Глас хлада тонка». Это удивительно. А для того, чтобы его такого в себе увидеть, услышать и сберечь, надо, может быть, и помолчать, и помолиться в тишине, и не рассеиваться. Потрудиться.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали еженедельную субботнюю программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До новых встреч. До свиданья.
Протоиерей Федор Бородин:
— До свиданья.
Все выпуски программы Седмица
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
«Об Иисусовой молитве». Протоиерей Андрей Рахновский

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посвященные значению Иисусовой молитвы, а также тому, как приучать себя к молитвенному труду.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов