
Фото: Liviu Florescu/Unsplash
Святитель Николай Чудотворец — один из самых известных православных святых. Куда бы вы ни приехали — в Россию, Сербию, Грецию или даже Африку — везде в православных храмах вы обязательно увидите его икону. В России святителю Николаю посвящено множество храмов. И именно в России святого стали с любовью называть Угодником, подчеркивая этим, что святитель Николай охотно отвечает на молитвенные просьбы людей.
Нигде в православном мире день памяти святого Николая не празднуется так ярко и весело как в Греции. Официально 6 декабря (в этот день Элладской Церковью совершается церковная память святого) в Греции выходным не считается. Но на практике ни одно работающее госучреждение или магазин вы 6 декабря в Греции не найдете.
Абсолютное большинство греков утром в день памяти святого Николая отправляются в храм. Греки совершенно уверены — если попросишь у святого Николая что-то доброе и нужное в день его памяти, обязательно получишь желаемое.
По окончании богослужения в приморских греческих городах и более мелких поселениях совершаются ставшие традиционными молитвенные шествия к берегу моря. Святитель Николай в Греции почитается еще и как особый покровитель моряков и рыболовов. История Греции непосредственно связана с мореплаванием и морем вообще, а потому в день святого Николая греческий народ вместе со своими священниками собирается близ моря и совершает молитву Богу и святителю Николаю о том, чтобы море всегда было благоприятным для греков и не наносило их стране ущерба.
После богослужения в честь святого Николая в греческих городах начинаются фестивали и прочие праздничные мероприятия, посвящённые памяти святителя. Несмотря на декабрь (а греки очень не любят в прохладную погоду находиться вне дома) улицы наполнены людьми. Везде звучит веселая музыка, которая исполняется небольшими ансамблями или даже оркестрами. Повара многочисленных ресторанов и кафе выносят жаровни на открытый воздух и готовят на них блюда из рыбы и моллюсков. Идет рождественский пост — мясо есть не принято, но рыба и морепродукты его прекрасно заменяют.
Греки, проведя день вне дома, послушав музыку и вдоволь нагулявшись, вечером возвращаются домой, чтобы там совершить последний обряд дня. В Греции принято в день святого Николая делать дома небольшую лодочку из дерева или бумаги и класть туда немного монет. Это напоминание о том, что святитель Николай был очень щедрым человеком и все имевшиеся у него средства раздавал неимущим. Греки деньги, отложенные в лодочку (символ святого Николая), потом жертвуют нищим или в храм. Этим они стараются подражать святителю.
Еще в Греции в день святителя Николая принято делать детям небольшие подарки. Это происходит после того, как дети ложатся спать. Перед этим они вывешивают рядом с кроватью носок, в котором на утро обнаруживают какую-то приятную вещицу — подарок от святого Николая.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема







