
Фото: Piqsels
Финляндия — страна необычная, во многом удивительная. Меня лично она удивляет тем, что в ней на протяжении многих лет мирно сосуществуют Православная и лютеранская церкви. Причем православным, которых в Финляндии меньшинство, иногда получается оказывать на лютеранское большинство положительное влияние.
Вот хороший пример. Лютеране вообще и Лютеранская церковь Финляндии, в частности, не почитают святых. Такова особенность лютеранского вероучения. Лютеране в 16 веке отсоединились от католиков и, в том числе, отвергли молитвы святым. У лютеран в храмах нет икон и статуй Богоматери и святых. В качестве молитвенного образа у них имеется только Распятие.
Несмотря на такой запрет на почитание святых, финские лютеране сделали для одного святого исключение. Им стал святой апостол Андрей Первозванный или, как его любят именовать лютеране, Антти Сантти. Почитание святого Андрея на финскую землю принесли шведские викинги, а тех, в свою очередь, со святым Андреем познакомили шотландцы, первыми поместившие Андреевский крест на свой флаг. Финны не стали изображать Андреевский крест на государственном знамени, но взяли «андреевские» цвета — синий и белый.
В 15 веке почитание апостола Андрея в Финляндии настолько окрепло, что даже уход финнов в лютеранство не смогло его упразднить. Память святого Андрея финские лютеране и православные совершают 30 ноября по новому календарю. Антти Сантти почитается финскими христианами как покровитель рыбаков и мореплавателей — ведь апостол Андрей сам до призвания Христом занимался рыбацким делом.
В Финляндии святой Андрей считается также покровителем военно-воздушных сил. Связано это с одной исторической легендой. В 1495 году русские войска великого князя Ивана Третьего успешно штурмовали финский город Выборг, тогда находившийся под контролем шведов. Видя грядущее поражение, Кнут Поссе, комендант Выборгской крепости, пошел на хитрость: велел собрать все имеющиеся запасы пороха и смолы и взорвать эту смесь. Русские войска растерялись от столь непонятного, внезапного и жуткого по силе взрыва. Но главное, холодное осеннее небо озарил огненный «Андреевский крест» — «феномен свечения», как назовут его позже. Свечение в виде Андреевского креста получилось у защитников крепости случайно. Русские войска решили, что Небом дан знак к сложению оружия и отступили. Случилось это как раз в День святого Андрея — 30 ноября.
Но, конечно же, современные финны больше всего любят и почитают апостола Андрея за то, что в день его памяти в Финляндии начинается рождественский сезон. «Антти приглашает Рождество», — любят говорить финны. На Антти Сантти в Хельсинки торжественно зажигается главная рождественская ель страны, и всё население Финляндии начинает готовиться к встрече Рождества Христова.
Все выпуски программы Вселенная православия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема